Публикации Работа над мелкой техникой на примере Этюда К. Черни № 1 ор. 740

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа над мелкой техникой на примере Этюда К. Черни № 1 ор. 740
Автор: Панагова Галина Валентиновна

Работа над мелкой техникой на примере Этюда К. Черни № 1 ор. 740Этюд К. Черни № 1 опус 740 на мелкую технику - гаммообразные пассажи. Основная задача этюда – продемонстрировать отчётливость, легкость и силу пальцевого удара, а также выносливость и скорость, для создания торжественно активного и энергичного до-мажорного образа Perpetuum mobile.Для реализации необходимы умения и навыки:
  • Самостоятельность и активность пальцевого удара;
  • Контакт с клавиатурой;
  • Скоростное «слухосоображение» (Н. Либерман);
  • Энергоемкость;
  • Для приобретения этих навыков необходимо развивать каждое из направлений в совокупности.
  • Самостоятельность и активность пальцевого удара.
  • Темповое обозначение Molto allegro«весело и радостно» в усиленном режиме при м.м. половинная нота = 92 – быстрый темп с движение по половине такта. Поэтому нужна артикуляция, которая поможет создать короткий звук, не сливающийся с предыдущим, техника «perle» - говорящие пальцы, только не элегантные и активно горячие.Цель занятий над этюдом – активизировать пальцы и умение играть быстро долго. Для этого обозначаем направления для работы - развитие силы пальцевого удара, слуховой контроль, мышечное удобство.Нарабатываем силу пальцевого удара, используя мышечный тонус. Кисть руки расположена немного ниже уровня клавиатуры, производим активный и высокий замах пальцем и быстрое и активно - весовое взятие клавиши. Затем следующий замах и т.д. Развиваем мышечный тонус ладонных мышц и силу удара. Это работа для медленного темпа.Следующий этап – сформировать быстрый уход с клавиши, чтобы получился короткий звук. Для этого поднимаем палец с одновременным снятием предыдущего звука, фокусируем внимание на качестве. Важно быстро опустить и быстро поднять пальцы. Упражнение для медленного темпа.Облегчаем наработанный крупный штрих для приобретения легкости и точности. На стол положили руку и постукиваем быстро и легко, избегая усилий. Далее подняли руку над крошкой рояля и так же продолжили на весу. Контролируем слухом активность и одинаковость стука. Обязательно находим такие движения, при которых будет удобно играть.Обязательно игра ритмическими формулами с целью развития психического навыка моментально освобождать руку после взятия ноты.Важно контролировать крепость и акцентированность длинной ноты, момент взятия и дальнейшее освобождение. В момент остановки на длинной ноте голова представляет будущее движение и на счет «и» пальцы «вскидываются» (С.И. Савшинский) и берем еще два ноты.Помним, что после таких упражнений сразу переходить и пробовать быстрый темп нельзя. Переходим постепенно.2 Контакт с клавиатуройКонтакт с клавиатурой поможет избежать зажимы в кисти, создать и запомнить опору на клавиатуре кончиком пальца. В отличие от предыдущих упражнений, пальцы не поднимаем. Работаем нижней фалангой.Рука опирается на пальцы, кисть на уровне клавиатуры или немного ниже, контролируем, чтобы не было зажима в кисти. Прежде чем взять звук, палец уже находится на клавише, и активным и энергичным движением кисти вниз и затем вверх «схватываем» клавишу. Звук берет рука, видимых движений пальца нет. Оттолкнувшись, рука принимает первое положение - кисть немного или на уровне клавиатуры. Это упражнение поможет научиться опираться на клавиатуру, а не на кисть, и вес переносить в пальцы при взятии клавиши. Так же укрепит пальцы.Короткие пробежки – еще одно упражнение на контакт с клавиатурой.Определяем отрезок из группы звуков, делаем легкий организующий замах для приобретения энергии и производим пробег. Внимание сосредотачиваем на том, что рука опирается уже не на каждый палец, а на движение, пальцы не поднимаем! Ощущаем опору на кончик пальца - нижнюю фалангу. На этом этапе можно подключить упражнение – легкие постукивания по крышке стола или клавиатуре (изложено выше по тексту). Следующий этап - увеличение отрезка пробега и обозначение интонации. Так же следим за рассыпчатостью и звонкостью звуков. Учитываем единицу движения по пол такта. В соответствии с этим определяем опорные точки: Чтобы руки не разошлись можно применить метод контроля за нотой «ре» в левой руке и нотой «ре» в правой руке, получится устойчивая опора и ориентир, помогающий стабильной игре.Надо помнить, что ученику следует приспособиться к «географии фраз», его движения должны приносить мышечное удобство.
  • Скоростное «слухосоображение» (Н. Либерман)
  • Умение быстро произносить фразы связано с выносливостью и работоспособностью, которые были приложены на двух предыдущих этапах, а также с типом нервной системы. Предыдущая работа привела в среднему темпу, дальнейшая часть связана с бОльшей психологической и энергетической затратностью.Дополнительное упражнение рекомендую для перехода от крепких пальцев с большим замахом до легчайшей пробежки при минимальном удалении от клавиатуры. Его можно поделить на части:
  • Играем гамму до мажор на одну октаву, каждая нота равна до длительности целой ноте;
  • Играем гамму до мажор на две октавы, на 1 четверть две ноты;
  • Гамма до мажор на три октавы, на 1 четверть – три ноты;
  • Гамма до мажор на четыре октавы, на 1 четверть четыре ноты;
  • Гамма до мажор на четыре октавы, на 1 четверть – пять нот (квинтоль);
  • Гамма до мажор на 4 октавы – максимально быстро насколько можно – цель – «пролететь» очень близко и легко над клавиатурой.
  • С каждой частью данного упражнения уменьшается замах, увеличивается в два раза скорость, облегчается прикосновение.Данное упражнение еще способствует переходу к более быстрому слышанию и развитию «слухосоображения».С целью увеличения темпа производим «забеги» в более быстрый темп, с последующим анализом неудачных мест и доработкой.Целесообразно в спокойном темпе «проговаривать» пальцами пассажи в среднем темпе и негромко, вслушиваясь в фактуру.
  • Энергоемкость
  • Энергия необходима не только для подключения пальцевой активности мышц, но и быстрого умственного произношения мелодической линии, связанной с повышенной интенсивностью речи, возбудимостью организма для решения задач технологических и мыслительных. Стратегическое планирование, быстрота и оперативность мыслительного процесса и анализа в процессе исполнения требует молниеносности мысли. Сам процесс работы над достижением нужного скоростного и артикуляционного результата связан с преодолением мышечного напряжения и расширения контроля головы. Это тесно связано с повышенным эмоциональным состоянием организма в части энергетического напряжения с целью увеличения своих возможностей.Работа над гаммообразными пассажами, как и в целом над мелкой техникой требуем длительного усердия, настойчивости и системы, а так же азарта для превращения медленных мышц в быстрые. Качественно сыгранные гаммообразные пассажи украсят произведения разных стилей – от классики до романтических произведений.