Публикации Дыхательная гимнастика

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дыхательная гимнастика
Автор: Оксана Валерьевна Жиронкина

ПриложениеКомплексы дыхательной гимнастикиПослушаем свое дыханиеЦель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма.Исходное положение - стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:
  • куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
  • какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно);
  • какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;
  • какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом(автоматической паузой);
  • тихое, неслышное дыхание или шумное.
  • Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.Дышим тихо, спокойно и плавноЦель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10раз).Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.Подыши одной ноздрейЦель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».3-4. То же другими ноздрями.Повторить 3-6 раз.Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.Воздушный шар (дышим животом, нижнее дыхание)Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.Исходное положение - лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.
  • Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий - живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
  • Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивается к спине.
  • Повторить 4-10 раз.Воздушный шар в грудной клетке (среднее, реберное дыхание)Цель: учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание.Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.
  • Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.
  • На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.
  • Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки.Повторить 6-10 раз.Воздушный шар поднимается вверх (верхнее дыхание)Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч.Повторить 4-8 раз.Ветер (очистительное, полное дыхание)Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.Повторить 3-4 раза.Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.Радуга, обними меняЦель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
  • Исходное положение - стоя или в движении.
  • Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
  • Задержать дыхание на 3-4 секунд.
  • Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо.
  • Повторить 3-4 раза.Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.Младшие дошкольники выполняют все дыхательные упражнения с меньшей дозировкой и в упрощенной форме, с постепенным усложнением.Отдельные упражнения включены в оздоровительную гимнастику, можно также использовать данные комплексы в качестве профилактики от простудных заболеваний, особенно в холодное время года.Дыхательную гимнастику можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с упрощенной формы выполнения. Дети одного возраста развиваются по-разному, поэтому каждому ребенку нужно показать точную технику выполнения дыхательного упражнения, строить работу в зависимости от его индивидуальных возможностей.Дыхательные упражнения  полезны для восстановления организма и дыхания после любой физической нагрузки.Дыхательная гимнастика «Качели»Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:Качели вверх (вдох),Качели вниз (выдох),Крепче ты, дружок, держись.Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»Цель: формирование дыхательного аппарата.ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.Дыхательная гимнастика «Дровосек»Цель: развитие плавного, длительного выдоха.Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»Цель: развитие плавного, длительного выдоха.Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.ИП: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.Дыхательная гимнастика «Листопад»Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.Дыхательная гимнастика «Гуси летят»Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».Дыхательная гимнастика «Пушок»Цель: формирование дыхательного аппарата.Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.Дыхательная гимнастика «Жук»Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».Дыхательная гимнастика «Петушок»Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».Дыхательная гимнастика «Ворона»Цель: развитие плавного, длительного выдоха.ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].Дыхательная гимнастика «Паровозик»Цель: формирование дыхательного аппарата.Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»Цель: развитие плавного, длительного выдоха.ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.Дыхательная гимнастика «Часики»Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.Дыхательная гимнастика «Каша кипит»Цель: формирование дыхательного аппарата.ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.Дыхательная гимнастика «Насос»Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.Дыхательная гимнастика «Регулировщик»Цель: формирование дыхательного аппарата.Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.Дыхательная гимнастика «Ножницы»Цель: формирование дыхательного аппарата.И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.Дыхательная гимнастика «Снегопад»Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.Дыхательная гимнастика «Трубач»Цель: развитие плавного, длительного выдоха.ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.Дыхательная гимнастика «Поединок»Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.Дыхательная гимнастика «Пружинка»Цель: формирование дыхательного аппарата.ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.Дыхательная гимнастика «Кто дальше загонит шарик»Цель: развитие плавного, длительного выдоха.Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.Дыхательная гимнастика «Ветряная мельница»Цель: развитие плавного, длительного выдоха.Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.Дыхательная гимнастика «Бегемоты»Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через носУпражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:Сели бегемоты, потрогали животики.То животик поднимается (вдох),То животик опускается (выдох).Дыхательная гимнастика «Курочка»Цель: развитие плавного, длительного вдоха.ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.Дыхательная гимнастика «Парящие  бабочки»Цель: развитие плавного, длительного выдоха.Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавны