Публикации Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми с расстройствами аутистического спектра

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми с расстройствами аутистического спектра
Автор: Саенко Лариса Дмитриевна

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРААннотация: В статье представлены особенности коррекционной работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, а также построение взаимодействия взрослого с ребёнком через технологии простых игр.Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, социальное взаимодействие, самостоятельная игра ребенка.С каждым годом увеличивается число детей, поступающих в детский сад с расстройствами аутистического спектра (РАС). Самыми сложными в плане коррекции являются, так называемые «низко функциональные дети»или «дети с полевым поведением». Такие дети не откликаются на своё имя, не пользуются коммуникацией, как вербально, так и не вербально, не выполняют инструкции, у них не сформировано произвольное внимание.При наблюдении за игрой ребенка с РАС заметны характерные особенности: чаще всего аутичный ребенок играет с собственными ощущениями, его игра нацелена на аутостимуляцию определенных слуховых, зрительных, тактильных и других ощущений. Например, ребенок расставляет в ряд предметы или возит машинку, может по долгу рассматривать какой-то предмет. Самостоятельная игра ребенка с РАС проста, стереотипна и однообразна.На начальном этапе целью коррекционной работы является построение связи между взрослым и ребенком. В задачах педагога стоит научить ребенка разнообразить свои простые игры, путем эмоциональной близости с взрослым увеличить сенсорную «выносливость», так как не все дети могут эмоционально перенести прикосновение чужого человека или даже его присутствие, а также научится понимать инструкции взрослого.Особенности коррекционной работы заключаются в педагогическом наблюдении за ребенком, в подборе материала и оборудования, использование которого будет приносить ребенку сенсорное удовольствие.Через простую игру ребенка педагогу надо самому «встроиться» в его игру (чтобы ребенок принял взрослого в игру) и постепенно добавлять новые элементы в игру ребенка, затем постепенно ребенок будет уже повторять за педагогом.Сначала ребенок эмоционально вовлекается в процесс простого взаимодействия, а затем осуществляется развитие и расширение его игровых действий через повторение движения за взрослым. Через выстроенный контакт следует постепенно вводить ребенка в новую ситуацию, достаточно гибко подбирать игры, упражнения, которые адекватны по интенсивности для ребенка.Включение взаимодействия через простые игры – это тот начальный уровень, с которого нужно начинать. Дело в том, что у детей не сформирован навык игры. Через простые игры дети формируют представление о социальном взаимодействие, набираются игрового опыта. Такие простые игры, как «Тянучка», «Разверни фольгу», «Найди предмет» активизируют зрительный и тактильный контакт, настраивают ребенка на эмоциональную близость с взрослым.Социальная мотивация формируется по мере развития социальных навыков: сначала ребенок привыкает к определенным социальным действиям. Затем, когда они становятся привычными и предсказуемыми, он начинает испытывать интерес к их повторению. Таким образом, при работе с детьми с тяжелыми формами аутистических расстройств обычный механизм развития социальных навыков изменяется. В работе преобладает структурированный поведенческий подход. То есть, в начале специалист повторяет действия за ребенком, затем ребенок повторяет действия за взрослым.Механизм формирования игровых навыков в этой ситуации следующий: «встраивание» взрослого в игру ребенка; понимание ребенком структуры; привыкание к участию в ситуации; формирование интереса к действиям, а затем и попытки самостоятельного взаимодействия.Используя такой алгоритм, быстрее и успешнее проходит обучение ребенка. Ожидаемые результаты такой работы – увеличение «выносливости» к сенсорным нагрузкам, ребенок эмоционально реагирует на приятные или неприятные стимулы. В ответ на них появляются произвольные реакции слежения: взглядом прослеживает за предметом или взгляд «глаза в глаза», так называемый зрительный контакт. Появляются простые элементы имитации, как готовность позы тела к привычному приятному взаимодействию. У каждого аутичного ребенка есть право на качественное обучение и специалисты должны поддерживать его продвижение. ЛИТЕРАТУРА
  • Горячева, Т. Г. Расстройства аутистического спектра у детей. Метод сенсомоторной коррекции / Т. Г. Горячева. – Москва : Интермедиатор, 2018. – 96 с.
  • Константинова, И. С. Сенсорная интеграция в помощи ребенку с аутизмом / И. С. Константинова, О. С. Никольская // Дефектология. 2021.
  • № 1. С. 15-26.
  • Слепович, Е. С. Взаимодействие с ребенком с отклонениями в психофизическом развитии как основа оказания ему психологической помощи / Е. С. Слепович, А. М. Поляков // Дефектология. 2020. 2. С. 34-41.
  • Чуприков, А. П. Программы комплексной психолого- педагогической коррекции развития ребенка с расстройствами спектра аутизма / А. П. Чуприков, А. М. Хворова. – Москва, 2019. – 48 с.