Публикации Использование ИКТ в современном коррекционном образовании обучающихся с ОВЗ.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование ИКТ в современном коррекционном образовании обучающихся с ОВЗ.
Автор: Ткачева Вера Вячеславовна

Использование ИКТ в современном коррекционном образовании обучающихся с ОВЗ.В образовательном пространстве термин ОВЗ – ограниченные возможности здоровья – появился не так давно, хотя каждый десятый житель Земли (а это более 500 млн. человек) имеет те или иные физические, психические или сенсорные дефекты. Среди них не менее 150 млн. детей. В России несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество детей с ограниченными возможностями здоровья медленно, но стабильно растет( примерно на 3-5% в год). Закон «Об Образовании в Российской Федерации» дает следующее толкование данному термину: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Выражаются данные недостатки в трудностях в освоения знаний в соответствии со школьной программой; в приобретении физических и социальных навыков, соответствующих их культурам, а также в формировании адекватной самооценки. Особые образовательные потребности данной категории детей могут быть как достаточно выраженными, так и незначительными, отражать физиологические и средовые факторы. Постоянно увеличивающееся количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) поставило перед государством проблему успешной социализации таких людей, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим в рамках модернизации российского образования в Конституции Российской Федерации и в Законе «Об образовании в Российской Федерации» было провозглашено, что дети с проблемами развития имеют равные со всеми, без дискриминации, права на образование. При этом необходимо создание специальных условий для получения качественного образования с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития.Современное педагогическое сообщество сейчас обеспокоено поиском и разработкой эффективных стратегических направлений модернизации коррекционного образования. К таким направлениям, безусловно, можно отнести использование информационно-коммуникативных технологий в образовании(ИКТ). Использование ИКТ имеет своей целью создание условий, обеспечивающих максимальный доступ к качественному образованию; индивидуализированность и дифференцированность образования. Использование ИКТ в коррекционно-развивающем процессе с детьми с ОВЗ решает такие задачи, как:
  • развитие основных психических функций: памяти, внимания, мышления;
  • формирование общеинтеллектуальных умений за счет визуализации информации и моделирования различных процессов и явлений, которые невозможно или трудно увидеть и представить;
  • развитие пространственного восприятия, сенсомоторной координации и развитие быстроты реакции;
  • развитие речи и словарного запаса учащихся;
  • формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
  • развитие умений, необходимых для «информационного пространства»
  • предоставление ребенку индивидуального подхода за счет возможности усвоения такого объема учебного материала, какой он может усвоить.
  • формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения
  • развитие саморегуляции и самокоррекции учебной деятельности за счет осуществления контроля с диагностикой ошибок и с обратной связью
  • формирование положительной мотивации к учению.
  • Информационные технологии в коррекционном образовании применяются уже не одно десятилетие. Но в прежние годы это применение касалось лишь способов фиксации, тиражирования и распространения информации, не затрагивая самого процесса создания коррекционно-образовательных задач и их осознания. Современные ИКТ имеют свою специфику, которая заключается в том, что они проникают в сферу интеллектуальной деятельности человека, являются новым интеллектуальным инструментарием. Для реализации своих задач ИКТ использует различные средства:
  • аппаратные (компьютер, принтер, сканер, копир, проектор, фото- и видеотехника, звукозаписывающие устройства, мультимедиа и т. п.)
  • програмные (виртуальные конструкторы, тренажеры, комплексные обучающие пакеты, поисковые системы, интернет).
  • Использование в обучении новых ИКТ позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, способствует формированию ключевых компетенций обучающихся. Так, использование на уроке или занятии эффекта наглядности помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме. Доказано, что наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном (инклюзивном) образовании оно приобретает особенно большую значимость, так как воздействует одновременно на все виды восприятия и памяти ребенка. Благодаря использованию информационных технологий у детей с ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей. Использование ИКТ на различных занятиях с детьми со сложными дефектами позволяет: – развивать умение воспитанников ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; – овладевать практическими способами работы с информацией; – развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. сделать занятие привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения.Кроме того компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала обучающегося с ОНР.Организация образования детей с ОВЗ на основе ИКТсвязана с реализацией следующих основных принципов:
  • Принцип развития самостоятельной познавательной деятельности воспитанников, повышение ее эффективности и качества на основе применения инновационных методов обучения.
  • Принцип адаптивности системы обучения к индивидуальным психофизическим особенностям ребенка с ОВЗ. При использовании ИКТ коррекционно-развивающее обучение становится гибким, не привязано к жесткому учебному плану, а использование КСО позволяет детям получать информацию вне зависимости от пространственных и временных ограничений, находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации, осуществлять различные формы самоконтроля. Это в значительной мере способствует созданию условий для социальной реабилитации лиц с ОВЗ.
  • Принцип опоры на компенсаторные возможности ребенка с ОВЗ подразумевает, что мультимедийность компьютерных систем обучения активизиует компенсаторные механизмы обучающихся на основе сохранных видов восприятия с учетом принципа полисенсорного подхода к преодолению нарушений в развитии. Другими словами, применение мультимедийности не только активизирует внимание, пространственную ориентацию, наблюдательность у детей с ОВЗ, но и корректирует их логическое мышление, зрительное восприятия, зрительную память, цветовое восприятие.
  • Принцип развивающего и дифференцированного обучения с использованием ИКТ предусматривает возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
  • Принцип системности и последовательности обучения предполагает, что с помощью ИКТ обучающийся с ОВЗ сможет использовать полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
  • Принцип доступности обучения регламентирует компьютерные технологии, методы их предъявления и время работы соответственно возрастным и психо-физическим особенностям обучающихся с ОВЗ. Задания предъявляются детям в игровой или занимательной форме.
  • Принцип индивидуального обучения подразумевает, что компьютерные технологии предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
  • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка в проецировании на компьютерные программы позволяет представить результаты деятельности ребёнка визуально или в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку, или в виде цифровых оценочных шкал, или в устной форме.
  • Принцип симбиоза проблемной ситуации и игровой стратегии позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи с предъявлением обучающемуся с ОВЗ конкретного задания, варьируемого в зависимости от индивидуальных возможностей и коррекционно — образовательных потребностей, и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
  • Принцип воспитывающего обучения. Использование компьютерных технологий позволяет воспитывать у детей с ОВЗ волевые и нравственные качества. Этому способствует и деятельность ребёнка, направленная на решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата на повышенной мотивации деятельности.
  • Использование ИКТ при обучении детей с ОВЗ имеет ряд преимуществ. Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ОВЗ является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала, что помогает педагогу значительно сократить время на трансляцию учебного материала , увеличив объем продуктивных видов деятельности на занятии; создавать интересные учебные и дидактические пособия, раздаточные, оценочные и тестирующие материалы, необходимые для реализации поставленных коррекционно-образовательных задач, быстро находить основные и дополнительные материалы. Использование ИКТ влияет на интенсификацию самостоятельной работы каждого обучающегося, повышается его работоспособность, активизируется познавательная деятельность. Создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого ребенка мотивирует на освоение трудных для него видов деятельности, а создание благоприятного психологического климата формирует правильную реакцию на ошибку. Кроме того, меняется модель взаимодействия «учитель – ученик» на «учитель–ученик– компьютер», то есть происходит смена акцента взаимодействия.  Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование средств обучения, основанных на информационных технологиях, открывает возможность постановки новых дидактических задач, которые невозможно эффективно решить при помощи традиционных средств обучения. Реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Занятие с использованием современных информационных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания — развитию индивидуальности ребёнка, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.Библиографические источники
  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
  • Дунина, Р. А. Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья / Р. А. Дунина, С. А. Шихова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 55-58.