Публикации
Конспект интегрированного занятия - беседы "Русский сувенир - слава ложкам"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект интегрированного занятия - беседы "Русский сувенир - слава ложкам"
Автор: Вдовина Нина Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект интегрированного занятия - беседы "Русский сувенир - слава ложкам"
Автор: Вдовина Нина Геннадьевна
Интегрированное занятие-беседа на тему: «Русский сувенир – слава ложкам»Цель: дать детям представление об исконно-русском наследии своего народа.Программные задачи: Учить активно, участвовать в разговоре, поддерживать непринужденную беседу. Активно высказывать свое мнение, делать выводы, умозаключения. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности. Развивать творчество, воображение. Воспитывать самостоятельность. Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения предмета. Развивать наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их между собой. Знакомить детей с произведениями изобразительного искусства. Развивать способности к изобразительной деятельности (чувство света, формы) воображение и творчество. Формировать умения, связанные с художественно-образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности. Учить самостоятельно, находить приемы изображения как в отдельных видах изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование), так и при их интеграции (объединении). Воспитывать у детей личностную позицию как при восприятии произведений изобразительного и прикладного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества. Материал: бумага формат А4, фломастеры, карандаши, мелки, гуашь, краски, кисти№3,5, тычки, Фольга, глина, соленое тесто, доски для лепки, стеки, салфетки и т.д.ХОД ЗАНЯТИЯ Воспитатель создает ситуацию – ложки в группе случайно упали и рассыпались. Собирая ложки, воспитатель предлагает поговорить о них, задавая наводящие вопросы:– Для чего нужны ложки?– Какие они могут быть?Воспитатель уточняет, что Ложка – столовый прибор. Существует две основных версии происхождения слова «ложка». Логичным кажется происхождение от слова лог (овраг, углубление), однако замечено, что буква о в корне слова восходит к древнерусскому (ложка). Ложки использовались в качестве столового прибора еще в древности, в отличие от изобретенных позднее вилок. В древней Европе ложки делались в основном из дерева, греки пользовались удобными по форме морскими ракушками, которые применяли в качестве ложек еще древнейшие примитивные люди. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Часто их покрывали религиозными изображениями. Во время расцвета римской и греческой цивилизаций появилась бронзовая и серебряная посуда. В средние века ложки были в основном деревянные и роговые. Кроме того, для их производства иногда использовали латунь, медь и олово: такие ложки приобрели популярность в ХV веке.Другие способы использования ложки:В кулинарии. Проведение опыта – измерение крупы мерной ложкой (Чайные, десертные и столовые ложки). Крупу пересыпать в стеклянную посуду, дети сравнивают и делают вывод, умозаключение.В медицине. Используется мерная ложка в сиропе от кашля.Ложки как музыкальный инструментДеревянные ложки используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путем ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения. Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берется в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики. Воспитатель проигрывает мелодию на ложках, припевая русскую народную мелодию.Пословицы:Красна ложечка с похлёбочкой, а не сухая, (русская) Был бы мир пловом, а я – ложкой! (даргинская) В один рот двух ложек не впихнешь.(китайская) Дорога ложка к обеду (русская) Каши мало, зато ложка большая (малайская) Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепешкам (русская) Ложка дегтя в бочке меда (русская) Не клади свою ложку туда, где нет твоей миски (абхазская) Пустая ложка рот царапает (осетинская) Нечего хлебать, так дай ложку полизать (русская) Состояние котла лучше всего знает разливная ложка (лакская) Что положишь в котел, то и попадет в ложку (казахская) Что себе в миску накрошишь, то и в ложке у себя найдешь (армянская) Красна ложка едоком, лошадь ездоком (русская) Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама (русская) «Дорога ложка к обеду», – гласит русская пословица. И не зря в этой пословице упоминается именно ложка, ведь ложка – это самый практичный предмет из всех у столовых приборов. Несмотря на то, что ложка предназначена для переноса жидкой или полужидкой пищи, ее можно использовать и в качестве вилки, и в качестве ножа, и в качестве поварешки. Некоторые ложки удачно используют для декорирования помещения. Особенно хорошо применяются для этого деревянные ложки с росписью, они не только очень красивые, но еще и функциональные. Разве можем мы сейчас обойтись без такого необходимого и практичного предмета, как ложка? Но кто из вас задумывался, когда, же появился этот прибор? Необходимость ложки люди поняли давно, именно поэтому ее начали использовать как столовый прибор уже в древние времена. Первые ложки были сделаны не из камня, как можно было предположить, а из обожженной глины, так как им не требовалась прочность, потому что ложками тогда ели мягкую пищу. Представляла она собой полушар с ручкой. В дальнейшем люди начали использовать различные материалы для изготовления ложек. В древней Европе они делались в основном из дерева. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Самый распространенный материал для изготовления ложки в Скандинавии и на Руси – древесина. В период барокко ложка превратилась в произведение искусства. Изысканный стиль в архитектуре, дизайне, мебели, одежде и манерах не позволял ложкам оставаться с широкими ручками. Держать их требовалось всей ладонью, что, принимая во внимание наличие широких манжет, жабо, длинных воротников и вообще утонченный внешний вид владельцем, сделалось совершенно неудобным. Поэтому в первой половине XVII века ручка ложки удлинилась в несколько раз. Вообще мода не раз меняла форму ложки. Например, этикетное правило держать ложку тремя пальцами привело к появлению более широких и плоских ручек. На Руси ложка очень славилась в период царствования Алексея Михайловича. У бояр столовая посуда была оловянная. О существовании столовых приборов, конечно, все знали, но эта атрибутика воспринималась исключительно как роскошь, поэтому ложки, вилки и ножи подавались только почтеннейшим гостям. Даже Иван Грозный за своим столом не имел ни персональной тарелки, ни ложки, а пользовался ими от сидевшего подле него боярина.При Петре I почти у всех вельмож посуда была серебряная. У придворных Екатерины I зачастую золотая. На одном из праздников графа Шереметьева в Кусково стол был сервирован на 60 персон исключительно золотой посудой. В середине стола стоял рог изобилия из чистого золота, украшенный вензелем императрицы из крупных бриллиантов.Форма ложки постоянно менялась, пока в 1760 году не стала овальной и удобной в употреблении. Сейчас изготавливают огромное количество разнообразных ложек – разных цветов, размеров, форм, из различных материалов. Но стоит особо уделить внимание деревянной, декоративной ложке с росписью, появившейся в 17 веке и получившей название по месту появления этого вида искусства – Хохлома. Красные, сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, птицы, рыбы и звери… Традиционные цвета: чёрный, иногда зелёный, и красный на золотом фоне. Конечно, хохломская роспись делалась не только на ложках, но и на другой посуде, которая стала символом России, как и матрёшка. Такие ложки часто использовались и как музыкальные инструменты. Толковый словарь живого великого русского языка Владимира Даля гласит, что «ложка бывает: межеумок, простая русская, широкая, бутырка, бурлацкая. Та же, но толще и грубее, боская, долговатая, тупоносая. Полубоская, погрубее той, носатая, остроносая, тонкая, вообще тонкой, чистой отделки. Белая, т.е. некрашеная, из первых рук идёт 9-18 рублей ассигнаций тысяча, осиновая и берёзовая, кленовая крашенная до 75 рублей ассигнаций тысяча. Ложки у песенников, скоморохов, кастаньетки, пара деревянных ложек, или надеваемых на пальцы кружков, унизанных гремушками».На ложках на Руси гадали. К примеру, в кадку с водой клали ложки по числу родственников, заметив, которая – чья. Затем взбалтывали воду. Утром смотрели: если все ложки в груде, значит, в течение года все останутся в семье. Если чья-нибудь отстала, значит, именно этот член семьи в этот год покинет её (выйдет замуж, женится, переедет или умрёт и т. д.) В качестве ритуального предмета русские крестьяне использовали ложку во время святочных гаданий – замораживали к Новому году воду в ложке: пузыри – к долгой жизни, ямка сверху к смерти.Ложечные приметы: Если уронишь ложку – придёт женщина, если нож – мужчина. Две ложки в одной чашки – к свадьбе. Ложку на столе после обеда забыть – к гостю. Пролить соус из ложки – накликать семейную ссору Нельзя стучать ложками – от этого лукавый радуется, скликаются на обед злыдни. Нельзя оставлять ложку так, чтобы она опиралась ложкой о стол, а другим концом на миску: по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила. Ложка играла заметную роль в обрядах восточных славян, олицетворяя собой конкретного члена семьи – живого или умершего. Ложки помечали, избегали пользоваться чужими, причём ложка мужчины, подчас противопоставлялась остальным размерам и форме, ее, охотно применяли в народной медицине, полагая, что с помощью ложки умершего хозяина можно было избавиться от родимого пятна, бородавки, нарыва, опухоли в горле и т.д. Ещё ложку использовали как оберег, как амулет, как символ, ложка – символ сытости, благосостояния и довольства. Рассказ воспитателя о традиции своей семьи – передача ложки из поколения в поколения. Воспитатель предлагает детям, создать свою ложку в художественной мастерской используя различные материалы и способы изготовления.Итог: оформление выставки детских работ."Путешествие в прошлое ложки"Программные задачи:обогащать представления детей о многообразии ложек; знакомить с историей создания ложки; развивать речь детей, обогащать словарь: деревянная, металлическая, пластмассовая; способствовать развитию воображения, фантазии; воспитывать внимание, усидчивость, умение работать в группе. Материалы: Палочка, не раскрашенная и раскрашенная деревянные ложки, пластмассовая и металлическая ложки, системный оператор (волшебный экран), рисунки к рассказу о ложке в прошлом. Ход занятия.- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на выставку (подходим к витрине) - Что представлено на выставке? (ложки) - Давайте их внимательно рассмотрим. - Какие ложки вы видите? (разные: большие, маленькие, из разных материалов) - Вы знаете, как появилась первая ложка? - Для того чтобы узнать, нам нужно отправиться в путешествие, но путешествовать мы будем не по лесным тропинкам, а во времени. Мы побываем в прошлом, вернемся в настоящее и заглянем в будущее. - Дети, а на чем можно путешествовать? (ответы) - Тогда в путь! Играет музыка. - Сейчас я расскажу вам одну историю. Послушайте: когда-то давным-давно люди жили в пещерах и шалашах, а еду готовили на кострах. Что такое суп, борщ, они не знали. Ели жареное мясо, ягоды, растения, которые находили в лесу и ели руками. И вот однажды один человек взял в руки очень горячее мясо, оно было такое горячее, что человек выронил его из рук, и оно упало на острую палочку. Человек поднял мясо и увидел, что в нем торчит палочка. Мясо опять обожгло ему руки, и он схватил за палочку. Тут человек понял, что с палочкой есть удобнее, пальцы не жжет. С тех пор люди стали есть палочками. - Ребята, а вы знаете, что есть такие страны, например, Япония, где люди до сих пор едят палочками, причем двумя. - Но время шло: люди уже жили в удобных домах, сидели на лавках и даже научились варить суп. Но палочкой суп есть не будешь. Однажды человек мешал палочкой еду, а она была широкая, и на ней было углубление, в котором еда и осталась. С тех пор человек научился вырезать из дерева ложки. Вот такие (показ ложки). Но каждому человеку хотелось, чтобы его ложка была по-своему интересна, хороша и красива, чтобы она не была похожа на другие. Вот посмотрите (показ раскрашенной ложки). Люди раскрашивали ложки цветами, ягодами, составляли разные узоры. - Интересная история? (ответы) - Молодцы, ребята, внимательно меня слушали, поэтому я предлагаю вам, немного отдохнуть. - Я расскажу вам стишок о ложке и о других полезных предметах.Физкультминутка.Ложка- это ложка (шагаем)Ложкой суп едят (хлопаем)Кошка- это кошка (шагаем)У кошки семь котят (хлопаем)Тряпка- это тряпка (шагаем)Тряпкой вытру пол (прыгаем)Шапка- это шапка (шагаем)Оделся и пошел (прыгаем)- А теперь настала пора вернуться в настоящее. - Вы узнали историю из прошлого ложки. А теперь я хочу предложить поработать с волшебным экраном.Какой предмет мы рассматриваем? (ложку). Для чего нам нужна ложка? (чтобы есть) Ребята назовите, какие части есть у ложки? (ручка, за которую держим ложку, часть с углублением, в котором задерживается еда) А скажите мне, где мы можем этот предмет увидеть? Для чего он там? (Магазин - купить, дом - для еды, выставка - посмотреть) Чем раньше люди ели, когда ложки еще не было? (палочками) Какие части есть у этой палочки? (ручка, за которую держат палочку, «зубики», на которых держат еду) А где можно было увидеть этот предмет? (в пещере, около костра, в лесу) - Как вы думаете, удобно было есть палочками? Почему? (ответы) - Что тогда придумали люди? (сделали ложку) - Из какого материала сделали ложку? (из дерева) - Значит, какая ложка? (деревянная)- Теперь с помощью нашей волшебной музыки я предлагаю вернуться на выставку. - Как вы думаете, деревянная ложка удобна? Чем? (легкая, красивая, легко сделать) - А что в ней плохо? (может сломаться, сгореть) - Тогда человек придумал ложку из металла – металлическую, которой мы пользуемся сейчас. - Чем хороша такая ложка? (прочная, красивая, удобная) - Что в ней плохо? (тяжелая, трудно изготовить) - Теперь сравним две ложки: деревянную и металлическую. Как вы думаете, какая из этих ложек прочнее? (металлическая) - Ребята, а еще есть ложки пластмассовые. Их еще называют одноразовые. Как вы думаете почему? (можно использовать один раз). - Чем хороша такая ложка? (легкая, удобная, мыть не надо). - А что в ней плохо? (ломается, плавиться, нельзя использовать много раз). - Мы рассмотрели ложки: деревянную, металлическую и пластмассовую. Как вы думаете, какая из этих ложек самая прочная, самая надежная? (металлическая) - Но время стремительно бежит вперед и совсем скоро человек изобретет новую ложку. Но какой она будет, мы узнаем на следующем занятии. Сегодня я даю вам домашнее задание: придумать и нарисовать ложку будущего. - Вы работали сегодня хорошо, мне особенно понравилось, как работали…(отмечаю детей) - Я приготовила для вас небольшой подарок. - Занятие окончено. Можете подойти и рассмотреть кольца.