Публикации Конспект интегрированного занятия - беседы "Русский сувенир - слава ложкам"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект интегрированного занятия - беседы "Русский сувенир - слава ложкам"
Автор: Вдовина Нина Геннадьевна

Интегрированное занятие-беседа на тему: «Русский сувенир – слава ложкам»Цель: дать детям представление об исконно-русском наследии своего народа.Программные задачи:
  • Учить активно, участвовать в разговоре, поддерживать непринужденную беседу. Активно высказывать свое мнение, делать выводы, умозаключения.
  • Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности. Развивать творчество, воображение. Воспитывать самостоятельность. Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения предмета.
  • Развивать наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их между собой. Знакомить детей с произведениями изобразительного искусства.
  • Развивать способности к изобразительной деятельности (чувство света, формы) воображение и творчество.
  • Формировать умения, связанные с художественно-образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности.
  • Учить самостоятельно, находить приемы изображения как в отдельных видах изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование), так и при их интеграции (объединении).
  • Воспитывать у детей личностную позицию как при восприятии произведений изобразительного и прикладного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества.
  • Материал: бумага формат А4, фломастеры, карандаши, мелки, гуашь, краски, кисти№3,5, тычки, Фольга, глина, соленое тесто, доски для лепки, стеки, салфетки и т.д.ХОД ЗАНЯТИЯ Воспитатель создает ситуацию – ложки в группе случайно упали и рассыпались. Собирая ложки, воспитатель предлагает поговорить о них, задавая наводящие вопросы:– Для чего нужны ложки?– Какие они могут быть?Воспитатель уточняет, что Ложка – столовый прибор. Существует две основных версии происхождения слова «ложка». Логичным кажется происхождение от слова лог (овраг, углубление), однако замечено, что буква о в корне слова восходит к древнерусскому (ложка). Ложки использовались в качестве столового прибора еще в древности, в отличие от изобретенных позднее вилок. В древней Европе ложки делались в основном из дерева, греки пользовались удобными по форме морскими ракушками, которые применяли в качестве ложек еще древнейшие примитивные люди. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Часто их покрывали религиозными изображениями. Во время расцвета римской и греческой цивилизаций появилась бронзовая и серебряная посуда. В средние века ложки были в основном деревянные и роговые. Кроме того, для их производства иногда использовали латунь, медь и олово: такие ложки приобрели популярность в ХV веке.Другие способы использования ложки:В кулинарии. Проведение опыта – измерение крупы мерной ложкой (Чайные, десертные и столовые ложки). Крупу пересыпать в стеклянную посуду, дети сравнивают и делают вывод, умозаключение.В медицине. Используется мерная ложка в сиропе от кашля.Ложки как музыкальный инструментДеревянные ложки используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путем ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения. Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берется в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики. Воспитатель проигрывает мелодию на ложках, припевая русскую народную мелодию.Пословицы:
  • Красна ложечка с похлёбочкой, а не сухая, (русская)
  • Был бы мир пловом, а я – ложкой! (даргинская)
  • В один рот двух ложек не впихнешь.(китайская)
  • Дорога ложка к обеду (русская)
  • Каши мало, зато ложка большая (малайская)
  • Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепешкам (русская)
  • Ложка дегтя в бочке меда (русская)
  • Не клади свою ложку туда, где нет твоей миски (абхазская)
  • Пустая ложка рот царапает (осетинская)
  • Нечего хлебать, так дай ложку полизать (русская)
  • Состояние котла лучше всего знает разливная ложка (лакская)
  • Что положишь в котел, то и попадет в ложку (казахская)
  • Что себе в миску накрошишь, то и в ложке у себя найдешь (армянская)
  • Красна ложка едоком, лошадь ездоком (русская)
  • Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама (русская)
  • «Дорога ложка к обеду», – гласит русская пословица. И не зря в этой пословице упоминается именно ложка, ведь ложка – это самый практичный предмет из всех у столовых приборов. Несмотря на то, что ложка предназначена для переноса жидкой или полужидкой пищи, ее можно использовать и в качестве вилки, и в качестве ножа, и в качестве поварешки. Некоторые ложки удачно используют для декорирования помещения. Особенно хорошо применяются для этого деревянные ложки с росписью, они не только очень красивые, но еще и функциональные. Разве можем мы сейчас обойтись без такого необходимого и практичного предмета, как ложка? Но кто из вас задумывался, когда, же появился этот прибор? Необходимость ложки люди поняли давно, именно поэтому ее начали использовать как столовый прибор уже в древние времена. Первые ложки были сделаны не из камня, как можно было предположить, а из обожженной глины, так как им не требовалась прочность, потому что ложками тогда ели мягкую пищу. Представляла она собой полушар с ручкой. В дальнейшем люди начали использовать различные материалы для изготовления ложек. В древней Европе они делались в основном из дерева. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Самый распространенный материал для изготовления ложки в Скандинавии и на Руси – древесина. В период барокко ложка превратилась в произведение искусства. Изысканный стиль в архитектуре, дизайне, мебели, одежде и манерах не позволял ложкам оставаться с широкими ручками. Держать их требовалось всей ладонью, что, принимая во внимание наличие широких манжет, жабо, длинных воротников и вообще утонченный внешний вид владельцем, сделалось совершенно неудобным. Поэтому в первой половине XVII века ручка ложки удлинилась в несколько раз. Вообще мода не раз меняла форму ложки. Например, этикетное правило держать ложку тремя пальцами привело к появлению более широких и плоских ручек. На Руси ложка очень славилась в период царствования Алексея Михайловича. У бояр столовая посуда была оловянная. О существовании столовых приборов, конечно, все знали, но эта атрибутика воспринималась исключительно как роскошь, поэтому ложки, вилки и ножи подавались только почтеннейшим гостям. Даже Иван Грозный за своим столом не имел ни персональной тарелки, ни ложки, а пользовался ими от сидевшего подле него боярина.При Петре I почти у всех вельмож посуда была серебряная. У придворных Екатерины I зачастую золотая. На одном из праздников графа Шереметьева в Кусково стол был сервирован на 60 персон исключительно золотой посудой. В середине стола стоял рог изобилия из чистого золота, украшенный вензелем императрицы из крупных бриллиантов.Форма ложки постоянно менялась, пока в 1760 году не стала овальной и удобной в употреблении. Сейчас изготавливают огромное количество разнообразных ложек – разных цветов, размеров, форм, из различных материалов. Но стоит особо уделить внимание деревянной, декоративной ложке с росписью, появившейся в 17 веке и получившей название по месту появления этого вида искусства – Хохлома. Красные, сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, птицы, рыбы и звери… Традиционные цвета: чёрный, иногда зелёный, и красный на золотом фоне. Конечно, хохломская роспись делалась не только на ложках, но и на другой посуде, которая стала символом России, как и матрёшка. Такие ложки часто использовались и как музыкальные инструменты. Толковый словарь живого великого русского языка Владимира Даля гласит, что «ложка бывает: межеумок, простая русская, широкая, бутырка, бурлацкая. Та же, но толще и грубее, боская, долговатая, тупоносая. Полубоская, погрубее той, носатая, остроносая, тонкая, вообще тонкой, чистой отделки. Белая, т.е. некрашеная, из первых рук идёт 9-18 рублей ассигнаций тысяча, осиновая и берёзовая, кленовая крашенная до 75 рублей ассигнаций тысяча. Ложки у песенников, скоморохов, кастаньетки, пара деревянных ложек, или надеваемых на пальцы кружков, унизанных гремушками».На ложках на Руси гадали. К примеру, в кадку с водой клали ложки по числу родственников, заметив, которая – чья. Затем взбалтывали воду. Утром смотрели: если все ложки в груде, значит, в течение года все останутся в семье. Если чья-нибудь отстала, значит, именно этот член семьи в этот год покинет её (выйдет замуж, женится, переедет или умрёт и т. д.) В качестве ритуального предмета русские крестьяне использовали ложку во время святочных гаданий – замораживали к Новому году воду в ложке: пузыри – к долгой жизни, ямка сверху к смерти.Ложечные приметы:
  • Если уронишь ложку – придёт женщина, если нож – мужчина.
  • Две ложки в одной чашки – к свадьбе.
  • Ложку на столе после обеда забыть – к гостю.
  • Пролить соус из ложки – накликать семейную ссору
  • Нельзя стучать ложками – от этого лукавый радуется, скликаются на обед злыдни.
  • Нельзя оставлять ложку так, чтобы она опиралась ложкой о стол, а другим концом на миску: по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила.
  • Ложка играла заметную роль в обрядах восточных славян, олицетворяя собой конкретного члена семьи – живого или умершего. Ложки помечали, избегали пользоваться чужими, причём ложка мужчины, подчас противопоставлялась остальным размерам и форме, ее, охотно применяли в народной медицине, полагая, что с помощью ложки умершего хозяина можно было избавиться от родимого пятна, бородавки, нарыва, опухоли в горле и т.д. Ещё ложку использовали как оберег, как амулет, как символ, ложка – символ сытости, благосостояния и довольства. Рассказ воспитателя о традиции своей семьи – передача ложки из поколения в поколения. Воспитатель предлагает детям, создать свою ложку в художественной мастерской используя различные материалы и способы изготовления.Итог: оформление выставки детских работ."Путешествие в прошлое ложки"Программные задачи:
  • обогащать представления детей о многообразии ложек;
  • знакомить с историей создания ложки;
  • развивать речь детей, обогащать словарь: деревянная, металлическая, пластмассовая;
  • способствовать развитию воображения, фантазии;
  • воспитывать внимание, усидчивость, умение работать в группе.
  • Материалы: Палочка, не раскрашенная и раскрашенная деревянные ложки, пластмассовая и металлическая ложки, системный оператор (волшебный экран), рисунки к рассказу о ложке в прошлом. Ход занятия.- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на выставку (подходим к витрине) - Что представлено на выставке? (ложки) - Давайте их внимательно рассмотрим. - Какие ложки вы видите? (разные: большие, маленькие, из разных материалов) - Вы знаете, как появилась первая ложка? - Для того чтобы узнать, нам нужно отправиться в путешествие, но путешествовать мы будем не по лесным тропинкам, а во времени. Мы побываем в прошлом, вернемся в настоящее и заглянем в будущее. - Дети, а на чем можно путешествовать? (ответы) - Тогда в путь! Играет музыка. - Сейчас я расскажу вам одну историю. Послушайте: когда-то давным-давно люди жили в пещерах и шалашах, а еду готовили на кострах. Что такое суп, борщ, они не знали. Ели жареное мясо, ягоды, растения, которые находили в лесу и ели руками. И вот однажды один человек взял в руки очень горячее мясо, оно было такое горячее, что человек выронил его из рук, и оно упало на острую палочку. Человек поднял мясо и увидел, что в нем торчит палочка. Мясо опять обожгло ему руки, и он схватил за палочку. Тут человек понял, что с палочкой есть удобнее, пальцы не жжет. С тех пор люди стали есть палочками. - Ребята, а вы знаете, что есть такие страны, например, Япония, где люди до сих пор едят палочками, причем двумя. - Но время шло: люди уже жили в удобных домах, сидели на лавках и даже научились варить суп. Но палочкой суп есть не будешь. Однажды человек мешал палочкой еду, а она была широкая, и на ней было углубление, в котором еда и осталась. С тех пор человек научился вырезать из дерева ложки. Вот такие (показ ложки). Но каждому человеку хотелось, чтобы его ложка была по-своему интересна, хороша и красива, чтобы она не была похожа на другие. Вот посмотрите (показ раскрашенной ложки). Люди раскрашивали ложки цветами, ягодами, составляли разные узоры. - Интересная история? (ответы) - Молодцы, ребята, внимательно меня слушали, поэтому я предлагаю вам, немного отдохнуть. - Я расскажу вам стишок о ложке и о других полезных предметах.Физкультминутка.Ложка- это ложка (шагаем)Ложкой суп едят (хлопаем)Кошка- это кошка (шагаем)У кошки семь котят (хлопаем)Тряпка- это тряпка (шагаем)Тряпкой вытру пол (прыгаем)Шапка- это шапка (шагаем)Оделся и пошел (прыгаем)- А теперь настала пора вернуться в настоящее. - Вы узнали историю из прошлого ложки. А теперь я хочу предложить поработать с волшебным экраном.
  • Какой предмет мы рассматриваем? (ложку). Для чего нам нужна ложка? (чтобы есть)
  • Ребята назовите, какие части есть у ложки? (ручка, за которую держим ложку, часть с углублением, в котором задерживается еда)
  • А скажите мне, где мы можем этот предмет увидеть? Для чего он там? (Магазин - купить, дом - для еды, выставка - посмотреть)
  • Чем раньше люди ели, когда ложки еще не было? (палочками)
  • Какие части есть у этой палочки? (ручка, за которую держат палочку, «зубики», на которых держат еду)
  • А где можно было увидеть этот предмет? (в пещере, около костра, в лесу)
  • - Как вы думаете, удобно было есть палочками? Почему? (ответы) - Что тогда придумали люди? (сделали ложку) - Из какого материала сделали ложку? (из дерева) - Значит, какая ложка? (деревянная)- Теперь с помощью нашей волшебной музыки я предлагаю вернуться на выставку. - Как вы думаете, деревянная ложка удобна? Чем? (легкая, красивая, легко сделать) - А что в ней плохо? (может сломаться, сгореть) - Тогда человек придумал ложку из металла – металлическую, которой мы пользуемся сейчас. - Чем хороша такая ложка? (прочная, красивая, удобная) - Что в ней плохо? (тяжелая, трудно изготовить) - Теперь сравним две ложки: деревянную и металлическую. Как вы думаете, какая из этих ложек прочнее? (металлическая) - Ребята, а еще есть ложки пластмассовые. Их еще называют одноразовые. Как вы думаете почему? (можно использовать один раз). - Чем хороша такая ложка? (легкая, удобная, мыть не надо). - А что в ней плохо? (ломается, плавиться, нельзя использовать много раз). - Мы рассмотрели ложки: деревянную, металлическую и пластмассовую. Как вы думаете, какая из этих ложек самая прочная, самая надежная? (металлическая) - Но время стремительно бежит вперед и совсем скоро человек изобретет новую ложку. Но какой она будет, мы узнаем на следующем занятии. Сегодня я даю вам домашнее задание: придумать и нарисовать ложку будущего. - Вы работали сегодня хорошо, мне особенно понравилось, как работали…(отмечаю детей) - Я приготовила для вас небольшой подарок. - Занятие окончено. Можете подойти и рассмотреть кольца.