Публикации Рефлексия на уроках в начальных классах

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рефлексия на уроках в начальных классах
Автор: Потамошнева Елена Григорьевна

Рефлексия на уроках в начальных классахЕ.Г.ПотамошневаМБОУ СОШ с УИОП №8 г. ВоронежВсем известно, что в школе каждый ученик будет с удовольствием делать то, что у него хорошо получается. У тех, кто способен рефлексировать, анализировать свои действия и делать выводы, путь к успеху в жизни будет значительно короче. Что же такое рефлексия? Это «разговор с самим собой», оценка собственных усилий и усилий других людей, работающих с тобой в коллективе.На уроках в начальной школе важно, чтобы учитель не просто преподносил материал для изучения, а создавал такие условия, чтобы ученик учился планировать действия, анализировать, делать выводы, ставить новые цели.Рефлексия на уроке – это совместная работа учителя и учеников, которая способствует совершенствованию учебного процесса, при этом ориентируясь на личность каждого ребенка. Рефлексия обязательна для саморазвития не только ученика, но и учителя. Творчески работающий педагог должен все время находиться в поиске. Пока он задает себе вопрос, как улучшить результат, он развивается. Как только учитель перестает это делать – он останавливается. Поэтому рефлексия - обязательное условие развития не только для учащегося, но и для преподавателя.Пытаясь систематизировать знания и опыт работы по данному вопросу, в педагогической литературе я нашла следующую классификацию видов рефлексии:1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;2) рефлексия содержания учебного материала;3) рефлексия деятельности.Данные виды рефлексии могут проводиться как в индивидуальной, так и в коллективной (групповой) формах.Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в жизни, чтобы не чувствовать себя изгоем.Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой  собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.Вот некоторые приемы работы, которые я использую на уроке.Самый простой вариант - показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют  лучики Интересен, на мой взгляд, и прием с различными цветовыми изображениями.У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае я могу проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности. Эффективен прием «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку.Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет,  зелёного. Завершая урок, я могу использовать и другие приемы рефлексии: «Светофор», «Яблоко и стрелы» .Чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного, я использую следующие приемы: Прием незаконченного предложения. Тема: В.Ф.Одоевский  «Мороз Иванович».Мне (не) понравилась Рукодельница, так как она: -  трудолюбива,-  добра-  почтительна-  скромнаМне (не) понравилась Ленивица, так как она:- ленива- зла- неуважительна- груба- высокомернаПрием «Выбор афоризма или пословицы». Для включения учащихся в урок учитель предлагает 2-3 высказывания выдающихся людей или пословицы.  Затем учащиеся выбирают высказывание или пословицу, которое им больше понравилось, и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам и пословицам. Учащиеся выбирают то высказывание или пословицу, которые соответствует теме урока, обосновывая свой выбор. Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным:- первая строка – название темы (одно существительное);- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.Рефлексия на уроках в начальных классах — очень важный этап формирования личности. Если человек понимает, анализирует полученные знания и способен понять, где допустил ошибку, то он легко определит, что же ему делать дальше. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учеников.Литература .1. Алексеев Н.Г. Способность к рефлексии как существенный компонент интеллектуальной культуры современного специалиста [Текст] / Н.Г. Алексеев // Проблемы и методы формирования интеллектуальной культуры специалиста. – Новосибирск, 1984. – С. 100-102. 2. Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности [Текст] / В.Г. Богин // Современная дидактика: теория - практике /под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. - М., 1993.. 3. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах [Текст] / В.В. Краевский, А.В. Хуторской // Педагогика. – 2003. – № 2. – С. 3-10. 4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды .- М.: Педагогика, 1989. с. 81. 5. Ясвин В.А. Психологическое моделирование образовательных сред. Психологический журнал.-2000.-№4.6. Л.А. Медникова «Рефлексивная деятельность младшего школьника» Журнал «Наука и школьная практика №1,2008