Публикации
«Современные методики работы с текстом в начальной школе»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Современные методики работы с текстом в начальной школе»
Автор: Клепикова Елена Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Современные методики работы с текстом в начальной школе»
Автор: Клепикова Елена Сергеевна
«Современные методики работы с текстом в начальной школе»Учитель начальных классов, МБОУ СОШ с УИОП №8 город ВоронежКлепикова Елена Сергеевна Одна из важнейших целей современного образования – не только дать ребёнку определённую систему знаний по ряду преподаваемых дисциплин, но и воспитать функционально грамотную личность, способную к жизни в обществе, общению, применению полученных знаний на практике. Несмотря на то, что образовательная цель школы скомпрометирована ориентированностью на результаты ЕГЭ, воспитательная цель остаётся прежней: ребёнок, окончив школу, должен иметь достаточно сформированные представления о жизни, окружающем мире и людях. [2] На уроках русского языка работа с текстом ведётся не только в понятийном, но и лингвистическом ключе. Проблема методики лингвистического анализа текста стоит давно. Существует ряд способов, техник и различных приёмов, которые можно применить для анализа и понимания текста, однако не все они применимы для работы именно в начальной школе. Несколько типов упражнений для работы с текстом в начальной школе.Восстановление части текста. Заданий на восстановление текста, восполнение пробелов в учебнике, к сожалению, нет. Я считаю это важным упущением, так как навыки конструирования текста, пусть даже частичного и выполненного с помощью справочного материала, значительно упрощают последующее обучение написанию сложных сочинений, а также позволяют упростить выполнение анализа текста.Восстановить пропущенные слова по орфограммам/морфемам при помощи справочного материала. Данное задание представляет собой более сложную вариацию первого упражнения и больше подойдет для учащихся четвертого класса. Его можно использовать при повторении или изучении нового материала в разделах «Орфография», «Морфемика». В зависимости от задачи учащимся можно предложить восстановить слова в тексте по орфограммам или по схеме их морфемного состава. Восстановить пропущенные фразеологические обороты при помощи справочного материала. Умение использовать фразеологизмы – очень важный навык, который впоследствии контролируется при проведении ВПР. К сожалению, многие учащиеся на сегодняшний день не только не умеют применять фразеологизмы, но и не могут объяснить их значение. Восстановление в тексте фразеологизмов позволит ученикам познакомиться с новыми оборотами, повторить значение уже известных, а также натренировать навык грамотного и уместного использования фразеологизмы в текстах. Восстановление последовательности текста. Еще один важный навык, формирование которого у учащихся играет не последнюю роль в освоении русского языка, умение установить причинно-следственные связи в тексте и восстановить его так, чтобы они не нарушались. В учебниках русского языка тексты предлагаются в готовом виде и не дают ученикам возможности попытаться установить смысловую связь между частями самостоятельно. Поэтому я предлагаю по мере освоения тем в третьем и четвертом классе использовать упражнения, основное задание в которых – восстановить содержание текста по определенным параметрам. Параметры могут быть разные, все зависит от изучаемой темы, а также цели, которую ставит перед собой учитель. [1] Активная работа с текстами на уроках русского языка в начальной школе также способствует развитию у учащихся четырех основных компетенций: культороведческой, языковой, лингвистической и коммуникативной. Только при работе с текстами в рамках уроков возможно грамотно развивать компетенции учащихся уже в самом начале их обучения в школе.Список литературы1.Абрамов, Б.А. Текст как закрытая система языковых знаков / [Текст] // Лингвистика текста: материалы научной конференции. Ч.1. - М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1974.2. Бытие текста в коммуникации: коллективная монография / А. А. Чувакин [и др.]; под ред. А. А. Чувакина, А. А. Шмакова; М-во образования и науки РФ, Алтайский гос. ун-т. - Барнаул: АлтГУ, 2016