Публикации Тема: «Взаимодействие учителя-логопеда и семьи»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тема: «Взаимодействие учителя-логопеда и семьи»
Автор: Лобарева Елена Викторовна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Родничок»Выступление на родительском собранииТема: «Взаимодействие учителя-логопеда и семьи»Учитель – логопед:Лобарева Е.В.г. СоветскийЦель: создание положительного эмоционального настроя, ознакомление родителей с формами работы по взаимодействию учителя – логопеда с семьями воспитанников, для эффективного развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.Задачи:- Создать эмоциональный настрой;- Познакомить с основными правилами работы и взаимодействия- Заинтересовать родителей формами работы по взаимодействию учителя – логопеда с семьями воспитанников, для эффективного развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.Место проведения: кабинет учителя - логопеда МАДОУ д/с «Родничок».Количество участников: группа 15 человек.Методы и приемы: словесные – лекция, вопросы, пояснение; наглядные показ слайдов.Форма проведения мастер-класса:-лекция с элементами презентации, практическая работа.Материал и оборудование:Демонстрационный материал: мольберт, компьютер, камера.Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня хочу поговорить, о нашем с вами взаимодействии и успехах наших детей, которые отсюда вытекают. Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем - устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Вы (родители) нередко самопроизвольно отстраняетесь от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеете необходимыми педагогическими знаниями и умениями, испытываете трудности от того, что не можете найти свободного времени для занятий с ребенком  дома, и не знаете, как заниматься. (Не все семьи еженедельно носят индивидуальную папку) отсюда вытекает - отсутствие систематической обратной связи из семьи – это лишает меня возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс   позволяет значительно повысить эффективность работы. На примере из группы, могу похвастаться, одна мама прописывает именно то, что не получается у ее ребенка из предложенных мной заданий, я беру на заметку, индивидуально отрабатываю с ребенком.Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений. К примеру: какой звук у вашего ребенка на автоматизации или постановке, какую именно гимнастику нужно делать, чтобы автоматизация или постановка шли эффективнее, всё это вы можете узнать при индивидуальной беседе со мной, в понедельник я работаю во вторую смену. Если вы решили, дополнительно водить ребенка к логопеду, и, вы не поставили меня в известность, а специалист, к которому вы ходите, даже не поинтересовался над тем, на каком этапе коррекционной работы идет моя работа (лично я бы усомнилась в работе такого специалиста.)Взаимодействие учителя-логопеда и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Опыт работы показывает, что семья - компетентные родители, которые берут на себя закрепляющие и поддерживающие функции в работе над речью, тем самым создают благоприятные условия для развития своего ребенка.Целью логопедической работы с детьми в детском саду является развитие речи, коррекция ее фонетических и фонематических недостатков, формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации.Правильная речь - это заслуга не только воспитателя и логопеда, а, еще и родителей, тех, кому подражают дети, для кого родители - пример, пример не только в данный момент, а на всю жизнь.
  • Следующий вопрос, который хочу с вами обсудить, это звуковой анализ слов.
  • Развивая фонематический слух, следует помнить, что:
  • Наша речь состоит из предложений.
  • Предложение — это законченная мысль.
  • Предложения состоят из слов.
  • Слова состоят из слогов. В слове столько слогов, сколько гласных букв (звуков), например: ма/ли/на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы(звука).
  • Слоги состоят из звуков.
  • Звук — то, что мы слышим и произносим. Буква — то, что пишем и читаем.
  • Звук на письме обозначается буквой.
  • Звуки бывают гласные и согласные.
  • Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
  • А, У, О, И, Э, Ы. гласные звуки обозначаются красной фишкой. Гласные А, О, У, Ы, Э - обозначают твёрдость согласных звуков.Гласные Е, Ё, И, Я, Ю - обозначают мягкость согласных звуков.
  • Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Твердые согласные звуки обозначаем синей фишкой, мягкие — зеленой.
  • Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло: глухие согласные звуки — голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки — голосовые связки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р
  • Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:
  • согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими (пользуюсь таким методом, представляем, что в руках молоток стучим по столу и твердо произносим слово, и берем предполагаемую подушку и произносим мягко и говорим, как правильно звучит слово, ребенок определяет)
  • Буква - это знак звука. Букву необходимо зрительно закрепить, вылепить, выкладывать счетными палочками, карандашами, раскрашивать и мн.др. Всё это вы можете сделать дома в течении недели дома после того как мы познакомились с ней на неделе, данная информация для вас висит в раздевалке в уголке логопеда.
  •     Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Добукварный этап обучения грамоте занимает много времени и сил. Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова жук ребенок должен произнести его три раза: ККККОООООТТТТ КККККИИИИИИТТТТ     Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его картинку, произнося звук многократно, последовательно заполняются фишками.Модель слова, которая получается в результате звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность.
  • «Д/и: Где спрятался звук?»
  • Карандаш, произносим, определяем положение звука в слове.
  • В чем затруднения детей:
  • - путаем цвета,- ориентировка по отношению к своему телу, (право - лево)- названия обобщающих слов (мебель, овощи, деревья, пища, посуда, и тд.)Игра: «Что лишнее?»- «Мой, моя, мое» Формирование умений согласовывать местоимения с существительными. - Спросите, чей предмет?(с называнием маленького слова мой, моя, моё)Моя куртка, мои штаны, мой щенок, моё мыло и тд.-В назывании животных и их детенышей.Уважаемые родители, кто…. если не вы, можете помочь нашим детям в развитии речи, и только от совместной, сплоченной работы зависит успех наших детей. Поэтому, огромная просьба, если у вас возникают какие либо вопросы, или проблемы в речевом развитии ребенка, дверь моего кабинета всегда открыта, приходите, будем обсуждать, корректировать, помогать нашим ребятам в речевом развитии.У меня на этом всё, спасибо за внимание!!!