Публикации
Значение пальчиковых игр в развитии речи ребенка
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Значение пальчиковых игр в развитии речи ребенка
Автор: Орехова Светлана Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Значение пальчиковых игр в развитии речи ребенка
Автор: Орехова Светлана Васильевна
Воспитатель: Орехова Светлана Васильевна.МБДОУ д/с №82 «Родничок», Россия г. Белгород.«Значение пальчиковых игр в развитии речи ребенка»Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети… До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.Для формирования всесторонне развитой личности значение пальчиковых игр очень велико. Поэтому пальчиковые игры необходимо использовать в различных видах деятельности детей как можно чаще, но недолго. Этим мы способствуем активизации мыслительных процессов, развитию речи и фантазии детей. Было подмечено также, что чем лучше развиты кисти у ребенка и активней работают пальчики, тем быстрее он начинает говорить и легко справляется с произношением сложных звуков. Напрашивается логичный вывод о том, что пальчиковые игры для развития речи просто незаменимы. И этому есть объяснение – формирование коры головного мозга зависит от развитости наших конечностей, а именно – руки и пальцев. И как только кисть малыша приобретает гибкость и пластику, у него появляется и словесная речь.На вопрос «для чего нужны пальчиковые игры» легко может ответить любой специалист. Эти простые упражнения для пальцев помогут синхронизировать работу левого и правого полушария, создавая своеобразную перемычку между ними. Левое полушарие отвечает за словесную речь во время игры, а правое – за развитие фантазии и воображения. И если связь между ними крепкая, то нервные импульсы проходят чаще и быстрей, активизируя мышление и внимание ребенка.Для речевого и интеллектуального развития детей дошкольного возраста мы используем также игры с пальчиками как на занятиях. Так и в свободной деятельности. В сюжетно – ролевых играх «Приготовим кашу», перебирание фасоли или «Соберем рассыпанные бусы», различные игры со строительным материалом, со шнурками и различными видами мозаик и другие.Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением.Пальчиковые игры – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым мы вырабатываем ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.Расслабление пальцев и кистей рукРебенок воспроизводит действия с каким – либо реальным предметом. «Красим забор» движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.«Погладим котенка» плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой. «Курочка пьет водичку» локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюквы, ритмичные наклоны рук вперед. «Музыканты» движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах. Потешки для пальчикового массажаЭтими потешками – упражнениями желательно заканчивать пальчиковую гимнастику, так как они содержит элементы массажа. Тексты сопровождаются поглаживанием, потиранием, сгибанием и разгибанием пальчиков. В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.Самомассаж кистей и пальцев рукНадавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий. Растирание ладоней движениями вверх-вниз. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание. Мы используем персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счету, в других – ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяем их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своем репертуаре и возвращаемся к ним по желанию малышей.Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Дети учатся концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то есть речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память детей, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Литература:«Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой» Е.Н. Рыжанкова, – Москва, Сфера, 2010. «Ум на кончиках пальцев» О.А. Новиковская, АСТ, Сова, 2008. «Вопросы изучения детской речи» А.Н. Гвоздев, Детство – пресс, 2007. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Пособие для родителей и педагогов. Л.П. Савина, Москва, АСТ, 1999. «Пальчиковые игры» Е. Железнова, Брянск, 2015. «Роль речи в развитии восприятия детей» А.А. Люблинская, Психология дошкольника: хрестоматия. – Москва, 2000.