Публикации Изучение творчества и лирики Н.М. Рубцова на уроках литературного чтения и внеклассных занятиях в начальной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Изучение творчества и лирики Н.М. Рубцова на уроках литературного чтения и внеклассных занятиях в начальной школе
Автор: Богданова Наталья Сергеевна

Изучение творчества и лирики Н.М. Рубцова на уроках литературного чтения и внеклассных занятиях в начальной школеБогданова Наталья Сергеевна,учитель начальных классов I квалификационной категорииМБОУ СШ №50имени дважды Героя Советского СоюзаА.О.Шабалина, г.Архангельск,+7964-300-18-58 Аннотация. В статье представлены ключевые понятия навыка чтения, биография личности и творчества Н.М. Рубцова. Дано понятие выразительного чтения и реализация его с помощью стихов Н.М.Рубцова.Ключевые понятия: книга, навыки чтения, Н.М.Рубцов, выразительное чтение, темп, интонация, пауза, чувства, понижение / повышение голоса, ритм.Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что навыки чтения – это основа учения, и все учащиеся в той или иной мере владеют ими. Но насколько хороши эти навыки, позволяют ли они качественно усваивать разнообразные знания? «Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130–170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те, кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80–90 слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность». Плохо читающий школьник - кандидат в неуспевающие. Отсюда появление у него стойких негативных эмоций, отрицательно влияющих на важные системы жизнедеятельности организма [8].В процессе увеличения учебной нагрузки ребенок с низкой скоростью чтения начинает испытывать все больше трудностей в освоении нового материала, идет отставание по всем предметам. Пока он будет читать условие задачи, ученик, читающий быстро уже решит и запишет ее в тетрадь. А сколько страхов у таких детей от уроков чтения. Некоторые ребята, при виде секундомера в руках учителя, забывают буквы, начинают заикаться [8].Россия уже давно не является самой читающей страной мира. Несколько последних лет она даже не входит в пятерку государств с максимальным количеством издаваемых книг на душу населения. Москвичи остаются читающими людьми благодаря старшему поколению, привыкшему к походам по магазинам и неторопливому выбору книги у прилавка. Сегодняшний мир иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время на чтение, «замусорили» его сознание. Родительское чтение в семьях сошло на нет [7, с.20].Книга перестала быть источником знаний. Таких источников теперь много: кино, телевидение, компьютер, музыка, учитель, друг, - и все они равноправны [7, с.14]. Семью, в которой есть два автомобиля, в настоящее время можно встретить гораздо чаще, чем дом, где оба супруга читают художественные произведения или лирику. Книга подчас перестает быть средством гармоничного развития сердца и разума и стимулирует у ребёнка эгоистические инстинкты, идеализирует модель девиантного поведения, заполняет досуг пустой «развлекаловкой» [6,с.19]. А художественная литература богата талантливыми писателями и поэтами, произведения которых нужно читать.Земля Поморья прославлена именами М.Ломоносова, Ф.Абрамова, Б.Шергина, Н.Рубцова и многими другими. Емецк- старинное русское село Архангельской области, где 03.01.1936 года родился Николай Михайлович Рубцов. Будущий поэт жил в талантливой семье, где каждый был отмечен своим дарованием [1, с.38].Николай Михайлович Рубцов не был детским поэтом. И стихотворений, написанных для детей, у Рубцова немного- всего двенадцать. Они и сами невелики, и адресованы самым маленьким. Больше половины из них- стихи о животных: «Медведь», «Ласточка» и другие. Рубцов понимал, что такие стихотворения особенно близки детскому сознанию, что не только в детской литературе, но и в русском детском внеигровом фольклоре животные занимают важное место. Каждый эпизод из жизни ребёнка, часто- настоящая маленькая драма [3, с.65]. Его стихи понятны для детей. Работа над выразительностью речи на уроках чтения в начальных классах является важным этапом становления речи детей. Выразительность чтения — это тоже один из компонентов осознанности чтения. Прочувствовать — значит принять и понять, а после воспроизвести! Именно выразительность нам даёт понять отношение ребёнка к прочитанному тексту. Выразительное чтение точно сохраняет текст произведения, что и подчёркивается словом «чтение» [9].Только то, что хорошо понято, может быть прочитано выразительно. Выразительное чтение- способность средствами устной речи передать слушателям свое отношение к идее произведения [4, с.137]. Среди учителей бытует мнение, что выразительность- показатель сознательности. В большинстве случаев такое утверждение справедливо. Правильное интонирование читаемого, которое возникает при условии соотнесения отдельных единиц чтения с общим смыслом текста. Средства устной речи –интонация, мимика, жесты, мизасцена [4,с.138].Интонация- совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, с помощью которых говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части. Большая часть работы над выразительностью чтения есть работа над интонацией как главным ее средством[4, с.138]. Помимо интонации в выразительное чтение входят паузы, логические ударения, повышение и понижение голоса, темп, чувства.Пауза — это перерыв в звучании речи, отдаляющий друг от друга слова, строки, предложения. Находясь в конце предложения, паузы определяют его смысловую законченность [3, с.112].Темп- скорость произнесения элементов речи: звуков, слогов, слов. Темп должен соответствовать темпу устной речи: ускорять или замедлять темп следует соответственно содержанию [5, с.48]. Повышение и понижение голоса — это мелодика речи. Логические ударения — это выделение одного из гласных звуков, а также одного из слогов силой и длительного голоса.Чувство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.С помощью стихотворений Н.М. Рубцова реализуются навыки выразительного чтения, но в учебниках по литературному чтению включены отдельные произведения Н.М.Рубцова. Методика их изучения представлена скудно. Это обусловило актуальность нашего исследования. В данной статье мы хотим отразить результаты своего исследования.Мне очень захотелось проверить, на самом ли деле стихи Н.М. Рубцова помогают совершенствовать навыки выразительного чтения. На практике мы работали над этим. Познакомились со второклассниками с творчеством Н.М. Рубцова, с его стихами.Два раза в четверти у них проверялся их уровень выразительности чтения. Первый раз – в начале четверти, второй раз – в конце. На основе методики «Оценка читать вслух у детей младшего и среднего школьного возраста», разработанной А.А. Крыловым, мы составили задания для диагностики техники чтения детей во 2 классе. Для этого использовались стихи Н.М. Рубцова, т.к они дают истинную картину восприятию и понятны детьми. После чтения стихотворения «Тихая моя родина» у обучающихся спрашивался один вопрос: «Какие образы/ картины вы представляли, когда читали это стихотворение»? Сознательное чтение — это уже успех к выразительному чтению. На протяжении всего их чтения отслеживался темп, логические ударения, паузы, повешение и понижение голоса, чувства. Результаты оказались положительными. Самым сложным в выразительном чтении для второклассников оказалось делать паузы, ставить логические ударения, повышать и понижать голос. Проблемы и возникли с темпом. После знакомства со стихотворениями и с творчеством Н.М. Рубцова эти пробелы практически исчезли. Использование пауз, передача чувств, «игра» с темпом были замечены у всех обучающихся. Больше, чем наполовину снизились ошибки в логических ударениях и повышении и понижении голоса. На основе проведения этой методики можно сделать вывод о том, что пробелы у 27 второклассников почти ликвидированы. Однако, есть то, над чем еще стоит поработать. Данные показывают, что стихи Н.М. Рубцова совершенствуют навык выразительного чтения. Мы считаем, что его стихи должны изучаться по литературному чтению не только, как региональный компонент, но и на самих уроках чтения в начальных классах более подробно. Выразительность чтения зависит от того, как дети подготовлены эмоционально- психологически к чтению вслух. Словесное рисование, перечисление поэтических картин, сцен, подбор заглавия к ним стимулирует учащихся к осмыслению содержания произведения и подсказывает интонацию, с которой надо читать стихотворение [5, с. 49].Удивительно гармоничен поэтический мир, созданный Николаем Рубцовым, потому что человек в нем неразрывно слит с природой. Сам поэт — это частица этого мира, и потому во всем, что пишет он, нет ни тени нарочитости, стихи Рубцова всегда безыскусны в своей простоте. Их настроение и интонация- естественны, как дыхание, как все, что есть в природе [1, с.41].Стихотворения Н.М. Рубцова, вошедшие в детское чтение еще в 70-е годы XX в., создавались в русле образно-символической структуры, ориентированной, прежде всего, на русский фольклор и на русскую классику- в этом и заключается их этическая и эстетическая ценность [3, с.65].Библиографический список
  • Галактионова, С.А. Николай Михайлович Рубцов-поэт Русского Севера/С.А.Галактионова//Начальная школа.-2016.-№6.-С.38
  • Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся сред.школы. Ред.-сост.:Л.И.Тимофеев, С.В. Тураев. М., «Просвещение», 1978.-223 с.
  • Маркова, И.В. О стихах Н.М.Рубцова для детей/ И.В.Маркова//Начальная школа.-2012.-№6.-с.64-65
  • Методика преподавания русского языка в начальных классах:Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений /М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская.- 2-е изд., испр.-М.:Академия, 2000.- 446 с.
  • Сальникова, Т.П. Методика обучения чтению/ Т.П. Сальникова.-М.:Сфера, 2001.-240 с.
  • Сосновская, О.В. Теория и практика читательской деятельности/ О.В. Сосновская.-М.:Академия, 2013. -112 с.
  • Тихомирова, И.И. Как воспитать талантливого читателя. Ч.1. Чтение как творчество/ И.И. Тихомирова.-М.:РШБА, 2009.-288с.