Публикации Кейс-метод как одна из форм интерактивного обучения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Кейс-метод как одна из форм интерактивного обучения
Автор: Волкова Татьяна Геннадиевна

«Кейс-метод как одна из форм интерактивного обучения»Чтобы быть хорошим преподавателем,нужно любить то, что преподаешь,и любить тех, кому преподаешь.В. О. КлючевскийЯ считаю, что современному учителю для успешного проведения урока, необходимо обращать особое внимание не только на качество преподаваемого предмета, но и на восприятие учащимися нового материала. В случае не полностью воспринятой информации снижается мотивация к обучению, наблюдается резкая потеря работоспособности и активности. С целью разнообразия уроков, поддержания интереса к преподаваемому предмету я использую различные современные интерактивные методы обучения.Но, особое внимание мне хотелось бы уделить кейс-методу, так как использование этого метода при проведении уроков показало высокую эффективность. Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса во второй половине XIX века. В России продвижение кейс-метода началось сравнительно недавно, в 90-е годы ХХ века, а способствовали этому инициативы Школы бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова.В своей же практической деятельности я применяю этот метод на протяжении 12 лет. В чем же особенность кейс-метода?Кейс-метод — это общее название технологий образования, которые являются методами анализа. Его суть заключается в использовании конкретных случаев ситуаций, историй, тексты которых называются «кейсом» для общего анализа, обсуждения или выработки решений обучающимися по определённому разделу предмета. С методической точки зрения кейс — это специально подготовленный учебный материал, который «содержит структурированное описание ситуаций, заимствованных из реальной практики». Кейсы имеют чётко определённые цели и характер. Как правило, они связаны с проблемой или ситуацией, которая существовала либо и сейчас существует. При этом они либо уже имели какое-то предыдущее решение, либо их решение является необходимым, а потому требует анализа. Кейс — это всегда моделирование жизненной ситуации, решение, которой найдёт участник кейса, отображает уровень компетентности и профессионализма участника и является реальным решением проблемы. Ценность кейс-метода заключается в том, что он одновременно отображает не только практическую проблему, но и актуализирует определённый комплекс знаний, который необходимо усвоить в данной ситуации, а также удачно совмещает учебную, аналитическую и воспитательную деятельность, которая, безусловно, является эффективным в реализации современных задач системы.Для формирования кейсов я использую следующие источники:Статистические материалы: для диагностики ситуации и в качестве материала для расчета показателей, которые наиболее существенны для понимания ситуации. Материалы размещаются как в самом тексте кейса, так и в отдельном приложении.Местный материал, связанный с местом проживания. Большая часть кейсов может базироваться на местном материале. Обучающимся будет работать с кейсами легче, если они будут хорошо знать среду и контекст, в котором происходят события. Научные статьи, монографии, ресурсы ИнтернетаРазрабатывая ситуации, применяю различные направления кейсов:Практические кейсы: реальные жизненные ситуации. Учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков. Кейсы максимально наглядны и детальны.Обучающие кейсы: отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Научно-исследовательские: они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.Кейсы представляю:-в печатном виде;-мультимедиа средствами;-демонстрацией видео.В своей практической деятельности я пробовала применять практически все разновидности кейс-методов:
  • Метод инцидентов
  • В данном методе поиск информации осуществляется самим учеником, таким образом происходит обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Форма сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Произошло...» или «Случилось…».
  • Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод»)
  • Метод основан на работе учащихся с документами и бумагами, относящимися к какой-либо организации, ситуации, проблеме.Цель обучающегося - занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами».Примерами использования метода могут служить кейсы по истории, обществознанию, экономике и праву, где требуется анализ большого количества первоисточников.
  • Игровое проектирование
  • Это процесс создания или совершенствования проектов.Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
  • Ситуационно-ролевая игра
  • В данном случае следует продемонстрировать классу правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
  • Метод дискуссии
  • Метод активного обучения, основанный на публичном обсуждении проблемы, цель которого выяснение и сопоставление различных точек зрения, нахождение правильного решения спорного вопроса
  • Кейс – стади
  • Этот метод отличается большим объемом материала.Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы, на принятие решений.Цель метода кейс-стади – усилиями учащегося или группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.Грамотное использование кейс-метода на уроках позволяет на практике реализовать компетентностный подход, способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления..Эффективный кейс должен соответствовать следующим критериям:1. Наличие четко поставленной цели создания и применения;2. Направление на развитие аналитического и критического мышления;3. Соответствие уровня трудности актуальному уровню развития; 4. Возможность применения нескольких способов решений.При использовании метода-кейс на уроках была выработана следующая технология работы с кейсом на уроке:Алгоритм работы учителя
  • Подготовительный этап: выбор кейса, подбор основных и вспомогательных материалов, разработка сценария урока;
  • Этап использования кейса на уроке: организация предварительного обсуждения кейса, разделение учащихся на группы, осуществление помощи в обсуждении кейса, а также обеспечение дополнительными сведениями.
  • Завершающий этап: оценка принятых решений поставленных вопросов по критериям эффективности.
  • Алгоритм работы учащегося:
  • Подготовительный этап: получение кейса и необходимых источников информации;
  • Этап работы с кейсом на уроке: индивидуальное изучение и проработка проблемы, совместное обсуждение группой, составление вопросов, уточняющих понимание кейса и проблемы, разработка вариантов решений, а также участие в их принятии;
  • Этап рефлексии: составление отчета или проекта по теме и его оформление, представление подготовленного материала.
  • Готовый кейс предоставляется школьником лично на презентации. Во время защиты необходимо показать классу свой энтузиазм и заинтересованность, но в то же время надо быть реалистичным в оценке своих возможностей.Рекомендуется использовать наглядные материалы, чтобы удерживать внимание аудитории, подготовить копию презентации в письменном виде, чтобы дать присутствующим возможность рассмотреть вопрос в деталях.Особое внимание следует уделить критериям оценки эффективности работы с кейсом (глубина проработки кейса, полнота, использование разнообразных источников информации, оригинальность представления, участие каждого в подготовке и предоставлении результатов).Таким образом, если в течение учебного года такой подход применяется многократно, то у школьников вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.Рассмотрим использование кейс-метода в процессе обучения информатике на конкретных примерах. При изучении информатики и информационных технологий можно использовать кейсы при освоении правовых вопросов, социальных аспектов информатики, архитектуры персонального компьютера и т.д. Наиболее эффективным представляется включение в обучение мультимедиа- и видео-кейсов. В процессе обучения информатике и информационным технологиям кейс выступает как объект изучения (ученики сами разрабатывают их мультимедийные разновидности) и как эффективное средство обучения. Например, кейс-метод можно использовать во время проведения деловой игры «Информационное бюро». Учитель обращается к ученикам: «Сейчас у нас в школе проходит сбор сведений об успеваемости школьников, сбор сведений для школьного медицинского кабинета, сбор сведений для классного руководителя. Директор школы обращается к Вам с просьбой помочь составить сведения о вашем классе».Учащиеся должны ориентироваться в теме «Информационное моделирование» и заблаговременно собрать сведения о своих одноклассниках. Детям нужно разделиться на три группы.На уроке должны присутствовать эксперты – это представитель администрации школы, медсестра, классный руководитель.Каждая группа будет отвечать за составление определённой информационной модели. Информационные модели должны быть представлены в табличной форме. Учитель раздаёт комплекты материалов:Каждой команде нужно собрать сведения и об успеваемости учеников, и для медицинского кабинета и для классного руководителя.Затем каждой команде необходимо доказать правильность содержания информации в таблице. Далее эксперты выберут те информационные модели, которые они будут использовать в своей профессиональной деятельности. После чего подводят итоги игры.Таким образом, кейс-метод на уроках информатики позволяет решать такие задачи, как: развитие интереса к информационным объектам, усиление мотивации учащихся к изучению информатики, формирование информационно-коммуникативно-технологических навыков организации и представления информации, создания информационного объекта на основе внутреннего представления человека, передачи информации и коммуникации, развитие социализации. То есть на уроках информатики можно успешно реализовывать компетентностный подход с использованием кейс-метода обучения.Другим примером использования кейс-метода на уроках информатики является ситуационно-ролевая игра «Линейные алгоритмы на языке Паскаль: арифметические операции и функции» в 9 классе Обучающимся предлагается ситуация, в которой директор компании «АйТи» по производству программного обеспечения дал задание программисту создать программу позволяющую вычислить ускорение и пройденный путь при равноускоренном движении.Задание: Представить себя сотрудником компьютерной фирмы. Предложить свой вариант программы и технического паспорта к ней. Ответить на вопросыПроанализировать программу. Ответить на вопросы: Каким образом осуществляется ввод формулы. Какие еще варианты написания данных формул можно использовать в программе? Очень яркий пример проведения урока с применением метода Кейс-стади по темеПоисковые системы Интернет» в 11 классе.Задание: Обучающимся предлагается подготовить проект на урок истории «Великие князья Киевской Руси». Проект должен содержать портреты и сведения о князьях.Задание:
  • Какие действия нужно произвести для того, чтобы подготовить проект по истории, учитывая требования, предъявленные к нему?
  • Какие ключевые слова нужно ввести и какие поисковые системы использовать, чтобы быстро найти нужную информацию?
  • Что влияет на поиск нужной информации?
  • Предоставить отчетный проект в программе PowerPoint и ответить на вопросы в текстовом редакторе Word.
  • В этих двух примерах просматривается интеграция нескольких тем по информатике, а также взаимосвязь информатики с физикой и историей.Метод-кейс может служить незаменимым инструментом и в процессе проведения внеурочных занятий. Игровое проектирование «Работа в графическом редакторе Paint»Описание ситуации: данное занятии проводится в 2 этапа.1 этапУчастникам рассказывается о профессиях, связанных с использованием компьютерной графики: дизайнерах, инженерах, архитекторах. А также представляется информация о программах, их назначении и направлениях работы с ними.2 этапРебятам нужно представить себя в роли дизайнера и разработайте дизайнерский проект по созданию «Дома своей мечты» в графическом редакторе. Следует использовать любые раннее изученные инструменты редактора, перечислить наиболее часто используемые инструменты при создании проекта. Придумать название своему проекту. Ответить на вопрос «Какие сложности возникли в процессе работы?». А также не забывать правила работы за компьютером!Уроки такого типа способствуют:- повышению мотивации учения;- развитию интеллектуальных и коммуникативных навыков, которые будут востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности;- формированию умения слушать и понимать других людей, работать в команде.Таким образом, у обучающихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Я убеждена, что данный метод способствует достижению высоких результатов обучающихся как на уроках, так и в конкурсах и олимпиадах различного уровня.