Публикации Система опытов на уроках окружающего мира в начальной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Система опытов на уроках окружающего мира в начальной школе
Автор: Даурова Инна Мухамедовна

Система опытов на уроках окружающего мира в начальной школе В 2011году все российские школы осуществили переход на новыйФедеральный государственный образовательных стандарт начальногообщего образования (ФГОС НОО), в котором одно из центральных мест,занимает проблема развития исследовательских умений учащихся:интеллектуальных и практических умений, обусловленных самостоятельнымвыбором и применением приёмов и методов исследования на доступномматериале. Особое внимание формированию познавательных универсальныхучебных действий уделено в проекте изменений, которые внесены в ФГОСНОО в 2017 году и вступят в силу с 1 сентября 2018 года. Кроме того, вобновленном ФГОС НОО познавательные (исследовательские) уменияконкретизированы. Например, выпускник начальной школы должен уметьпроводить по предложенному плану опыт (небольшое несложноеисследование) по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой и др.Одним из важнейших методов исследования является эксперимент. Эксперимент – проба, опыт. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления. Эксперимент предполагает, что мы активно воздействуем на то, что исследуем. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Для младших школьников любой опыт выступает в качестве небольшого эксперимента, потому что в большинстве случаев они не знают, какой могут получать результат.Опыты являются не только способом сообщения знаний, они развивают наблюдательность и мышление учащихся. Осознав, с помощью учителя вопрос, требующий решения, дети обдумывают способы его разрешения, строят различные предположения, проверяют их путем постановки опытов, наблюдают вызванное ими самими явление, делают выводы. В эксперименте используется система основных приемов мыслительной деятельности. Это:
  • выделение главного;
  • анализ и синтез;
  • сравнение;
  • конкретизация;
  • определение и объяснение понятия;
  • обобщение и систематизация;
  • моделирование;
  • доказательство;
  • объяснение результатов опыта.
  • Опыт может быть использован на различных этапах урока. При изучении нового материала он выступает как основной источник знаний. При закреплении показывает связь теории и практики. При опросе позволяет определить осознанность усвоенного материала. В некоторых случаях опыт можно использовать для перехода от опроса к теме урока, для того, чтобы выявить представления учащихся по изучаемому вопросу. Опыт ставится тогда, когда в результате беседы о фактах окружающей действительности, известных детям, возникает потребность осознать скрытые причины интересующего явления. По ходу опыта внимание учащихся сосредотачивается на главных моментах явлений с помощью постановки вопросов в определенной последовательности.В начальной школе при изучении предмета «Окружающий мир» важное место занимают практические методы. Но на мой взгляд опытам уделено мало внимания. С этой целью я разработала систему опытов.Во время урока дети, часто наблюдая опыты, приходят к неправильным обобщениям и выводам. Причиной ошибочных выводов чаще всего является отсутствие во время демонстрации опытов и после них беседы, которая направляет мыслительную деятельность учащегося. Поэтому учителю необходимо продумывать вопросы, которые он будет задавать ребятам.        Я считаю, что можно использовать опыты для создания проблемных ситуаций на уроке, тем самым, повысив интерес к изучаемому материалу.