Публикации Работа над образной сферой и архитектоническим слухом в Сонате для гобоя и фортепиано Ж. Видеркера в ДМШ и ДШИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа над образной сферой и архитектоническим слухом в Сонате для гобоя и фортепиано Ж. Видеркера в ДМШ и ДШИ
Автор: Шилов Борислав Венциславович

Работа над образной сферой и архитектоническим слухом в «Сонате для гобоя и фортепиано» 1 часть Ж. Видеркера ДМШ и ДШИЖан Виндеркер - французский композитор, его стиль блестящий, насыщенный красками, тембрами, виртуозностью, мелодическим стилем. Соната для гобоя и фортепиано» написана в классический период, классифицируются как «сольная соната». Возникли эти сонаты в эпоху барокко, продолжили свое развитие в эпоху классицизма, но в стиле барокко. К концу периода соната basso continuo перетрансформировалась в дуэтную сонату, где солирующий инструмент, в данном случае гобой и фортепиано имели равноправие в предоставлении тематического материала. Сонаты для гобоя и фортепиано Видеркера являются единственными настоящими «дуэтными сонатами» написанными в классическом стиле. В данной работе разберем сонату с точки зрения дуэтной постановки, ансамблевых задач и работы над архитектоническим слухом.После освоения теста мы приступаем к работе над ансамблевыми задачами, для этого разберемся в темпе и тематическом материале двух инструментов.Темп обозначен как перечеркнутая буква С, или резаный ключ – Alla breve. Данный ключ ставился в быстрых частях сонат, так как обозначал половину такта как единицу движения.В первых 16 тактов главной партии сонатного allegro тематический материал в партии гобоя, аккомпанирующий в партии фортепиано. Сразу же обратим внимание на тематическое развитие главной партии и образную сферу:Наличие пунктирного ритма в партии фортепиано на вторую долю, тема в партии гобоя с квинты (которая является пятой ступенью (т.е. наличие доминантовой неустойчивости) и стремится к разрешению) устремляется к тонике через активность шестнадцатых на последней доле первого такта. Второй такт закрепляет образ еще раз пунктирным ритмом, далее в третьем и четвёртом тактах переходим к контрастному тематизму – мелодии четвертями. Итак: налицо квадратность в сопоставлении контрастных образов– 2+2.Следующие 4 такта повторяют чередование, но на другом драматическом уровне. Пятый такт - нота «до» в партии гобоя и уменьшенный вводный в партии фортепиано составляют особенно напряженно настроение, которое разрешается через Д65 в 7 такте в тонику в 8 такте. Заметим, что первые 8 тактов являются предложением, и при построении формы и развитию архитектонического слуха эти детали являются формообразующими:Итак: Т- II7 – УМ77- 65 –Т - первые 4 такта более спокойные - вторые 4 такта напряжённые. Кульминационной точкой является 5-6 такты. Для расчёта динамики сравниваем начало первого такта и начало 5 такта. Пятый такт должен быть динамически выше.Следящие 8 тактов – происходит развитие в увеличении каждого образа. Четыре такта с 9 -12 секвенционно наращивают динамику:Сфорцандо на каждую сильную долю подчеркивают активность, энергичность образа.Последующие 3 такта контрастны - показывают мелодическую ниспадающую структуру.Обратим внимание, что в партии фортепиано на сильную долю идет сфорцандо на начало мелодического рисунка, который взлетает вверх, подчёркивая проникновение во вторую образную сферу активного начала.В целом, за первый период (16тактов) продемонстрированы наличие двух контрастных образных линий, а так же расширение каждой из них в одинаковом объеме.С 17 - по 24 такты (переходным являлся 16 такт) фактура меняется: первые 4 такта партия гобоя демонстрирует в мелодии лирический образ, а партия рояля рисует активный драматический образ через устремляющиеся вниз гаммообразные пассажи, напоминающие стрелы, и восходящую синкопированную мелодию. Гармонии – УМ 77 – Т.Вторая половина с 21-24 такты – драматургический накал спадает, но остается организованно напряженным и энергичным.Последующая часть состоит из 6 тактов и демонстрирует переходный период к побочной партии, так как налицо дуэтность, т.е. равноправие тематизма в партиях, вопросо-ответная схема, где более мягкая интонация в партии гобоя и активнее (за счет акцентов и переноса сильной доли на слабую) в партии фортепиано. Итак, общая линия образа активности уходит от гаммообразных стрел до скерцозных элементов.В целом первый период – 16 тактов, второй – 14 тактов. Второй период в 17 и 19 тактах имеет самую яркую кульминацию за первые 30 тактов.Побочная пария демонстрирует мягкий образ – от ноты «ре» - обилие секунд мягких подъёмов с спусков мелодической линии. Партия фортепиано солидарна, аккомпанирующее спокойное стабильное движение в светлой тональности –соль мажор (параллельная тональность основной тональности сонаты – ми минора)Синкопы в обоих партиях также мягко спускающиеся, полная идиллия сохраняется 8 тактов. Затем некоторые изменение через парные вопросо-ответные реплики вносят некоторую активность, но без драматизма. Обращает на себя снимание, что реплики занимают всего 4 такта и 5 такт является переходным. Таким образом не первый раз нет квадратности классической сонатной формы.С 44 такта побочная партия проходит только в партии фортепиано и начинается новая линия развития. Долее с 51 такта в партии фортепиано прослеживаем элементы тематизма партии гобоя из 20-21 тактов: - 51 такт 20-21 тактыВ 50 такте появляется новый тематизм и ритм. Мелодия состоит из секундовых опеваний вокруг основной тональности побочной партии - соль мажора. По характеру оживленная, но в пределах элегантности. Штрих стаккато добавляет легкости и скерцозности. Ответ в партии фортепиано и переход в еще одной паре тем, уже более активной за счет больших интервалов и шестнадцатых. Происходит плавный переход к заключительной партии:Основной характер темы – это перетрансформировавшийся элемент тактов тем 20 - 21 и 51 . Характер из элегантного перешел в скерцозно- устойчивый и активный.Таим образом, экспозиция сонаты состоит из нескольких типов характеров и образных сфер. Претерпевается развития от наиболее энергичного и драматичного, через лирический и мягкий и приходит в скерцо. Тональный план – тоника ми минор к побочной партии а соль мажоре и заканчивается в соль мажоре экспозиция.Разработка Главной образной сферой является ритм первых тактов сонаты - драматично эмоциональный. Усложнение ансамблевый задач в одновременном проведение схожих тем. При этом строение остается экспозиции – первые два такта несут напряжение, вторые два такта драматизм несколько падает. Отличие в том, что накал напряжения значительно ярче. Можно сказать, что разработка развивает эту сферу.Следующие четыре такта – развитие усиливаетсяЗатем происходит дробление, где остается только активный элемент темы шестнадцатыми. В перекличке партий фортепиано и гобоя нетерпение выражается тем, что реплика каждого инструмента начинается на последнюю ноту предыдущего мелодического отрывка.Таким образом, пульс еще активный, но фразы уже нет. Затем в развитии данной части используются уже знакомые темы экспозиции- триоли, синкопы. Однако, можно усмотреть изменения в сторону большей активности. Например, в партии фортепиано секундовые интонации при разрешении имеют активное острое стаккато. Интонации делятся на более короткие – по две ноты, которые несут в себе взволнованостью. Максимально видоизменяется партия фортепиано в контрасте с спокойной темой гобоя. Партия фортепиано наполонена активностью ритмической – восьмая и две шестнадцатых в сочетании с устремленностью вверх и вниз триольный ритм выражают спор и способствует нагнетанию драматизма.До начала репризы в 104 такте партии занимают разные образные сферы - гобой – мелодия лирическая. Партия фортепиано – более активная и драматичная.В разработке обилие тембральных задач у пианиста, и необходимость правильно распределить динамику и баланса для получения нужного результата. Разработка полна быстро меняющихся событий в фактурах и требует оперативности и «скорослышания» у участников ансамбля.Изменяется облик партий через усиление параллельных ансамблевых тем одного образа:А так же виртуозности в партии фортепиано: Привнесение жанра концерта ощущается в изменении основной темы лирического склада на контрастно виртуозную в партии гобоя:Это изменение усиливает речитативность, эмоциональное напряжение.Внезапно в тактах 123-126 появляется устойчивость характерная для начала экспозиции – четыре такта подряд и затем спад тоже 4 такта: Далее соната развивается аналогично экспозиции с устремляющимися гаммообразными пассажами, затем побочная партия и заключительная с триольным ритмом и ощущением устойчивости.Соната яркая. Необычайно интересное развитие, эмоциональная насыщенность привлекают учеников старших классов ДМШ и ДШИ.Удивительно красивый тембр гобоя требует трудолюбия и мастерства от учеников, однако именно тембр привлекал композиторов для написания сочинений, и одним из таких композиторов был французский композитор Жак Виндеркер.