Публикации Роль инновационных технологий в формировании исполнительских навыков баяниста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль инновационных технологий в формировании исполнительских навыков баяниста
Автор: Галкин Сергей Алексеевич

  Роль инновационных технологий в формировании исполнительских навыков баяниста  Галкин С.А.    В современных условиях обучения педагогическая деятельность нуждается во внедрении инновационных технологий, которые помогут более эффективно организовать учебный процесс. Развитие личности ученика будет более полным, если использовать новые технологии, которые активизируют творческие навыки, развивают познавательные, коммуникативные способности обучающихся, формируют умение работы с информацией.Прекрасным применением мультимедиа является интерактивное обучение. Взаимодействие, обратная связь называют интерактивностью. Человек является одной из сторон такого взаимодействия,  в ходе которого  он может преследовать различные цели,  например  получение информации или общение с другими людьми,  может взаимодействовать как ресурсами глобальной сети, так и с другими её пользователем посредством интернет общения. Уровень интерактивности показывает нам как быстро и насколько активно человек взаимодействует  с  интернет  ресурсами,  либо с другим человеком. В наше время степень интерактивности неудержимо растёт. Это также способствует более активному внедрению информационных технологий  в образование.В современной педагогике существует понятие информационной технологии обучения, которое характеризует процесс подготовки и передачи информации обучаемому. Компьютерная техника и программные средства выступают средством реализации данного процесса.Для передачи учебной информации в  информационных технологиях обучения выделяются два компонента:1.     Технические средства: компьютерная техника и средства связи;2.     Программные средства, которые могут быть различного назначения.     Технические и программные средства обладают своими особенностями и значительным образом влияют на течение учебного процесса. Преподаватель должен знать функции, возможности и условия применения каждого из данных средств, для разработки уроков с применением информационных технологий.           Программное средство учебного назначения – это такое программное средство, в котором воссоздается некоторая предметная область, где реализуется технология ее изучения, создаются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Программные средства, функционально поддерживающие различные виды учебного процесса, получили называние педагогических программных средств.    Педагогическими программными средствами являются:-  компьютерные учебники (уроки);-  контролирующие (тестовые и пр.);-  информационно-справочные (энциклопедии);-  демонстрационные (слайд- или видео-фильмы);-  учебно-игровые и досуговые (компьютерные игры).Все программные средства направлены на повышение эффективности учебного процесса в целом, его оптимизацию, внесение разнообразия в подачу материала, облегчение его усвоения.Применение информационных технологий в педагогике заключается в следующих направлениях:- развитие личности, то есть  развитие мышления, умений экспериментально-исследовательской деятельности, эстетического воспитания, развитие информационной культуры.- осуществление общей  «компьютерной грамотности», подготовки специалистов в какой-либо сфере;- интенсификация учебно-воспитательного процесса, что предполагает повышение эффективности и качества обучения, мотивации познавательной деятельности, расширение связей между учебными предметами.Каждый педагог стремиться привить любовь и интерес к своему предмету, сделать  урок современным и интересным для учащихся. Прежде всего, это возможно при использовании в своей работе современных образовательных  и информационных технологий. Для этого, какими бы профессиональными качествами не обладал преподаватель, ему  необходимо постоянно развиваться и  самообразовываться в области информационно-коммуникативных технологий, знать и применять данные технологии на своих уроках.Информационная образованность является  одним из основных требований к профессиональной деятельности преподавателя. Работу педагогов, которые ответственно относятся к своей деятельности и стремятся к повышению результатов процесса обучения и воспитания,  нельзя представить без применения компьютера и интернет - ресурсов. Их использование способствует повышению эффективности обучения, делают этот процесс интересным и инновационным как  для учащихся, так  и для педагога.      Используя современные технологии,  можно разнообразить содержание занятий, воспитать умение учиться, стимулировать развитие  ученика в личностном плане. Применение информационных технологий дает возможность реализовать принцип развивающего обучения, повышает мотивацию и познавательную активность учащихся.Во многих сферах человеческой деятельности используются информационно-коммуникативные технологии.  Постепенно они находят применение  и в сфере музыкального образования. Использование ИКТ позволяет  нам выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности, как для преподавателя, так и для учеников. В общеобразовательной школе применение ИКТ на уроках и в профессиональной деятельности учителя давно уже стало общепринятой практикой. Использование же её при обучении игре на музыкальном инструменте еще не полностью реализовано и не всегда используются  заложенные в ней возможности.         Информационная грамотность опирается на умение работать с разными источниками информации, является основой всех компетенций и обеспечивает профессиональную успешность. Например, исполняя произведения фортепианного репертуара, учащиеся могут воспользоваться полученной информацией, как источником, рассказывающим нам о различных эпохах и событиях.         Информационные технологии, применяемые в образовательном процессе,  не только обогащают традиционные формы обучения и делают процесс образования и воспитания более  ярким и интересным, но  и раскрывают перед учащимися новые знания, умения и навыки, которые необходимы им в повседневной жизни. Заметим, что у учащихся очень велико стремление к освоению новых технологий. Это стимулирует повышение интереса  к предмету изучения, активизирует  психологические процессы, необходимые для успешного обучения – внимание, память, восприятие, эмоциональный отклик и др. Это является залогом более успешного обучения и воспитания учащихся, стимулом для овладения исполнительскими навыками на уроке по специальности служит умелое применение информационных технологий.  Урок в таком случае никогда не заключается только в   обучении игре на инструменте, применение ИКТ открывает новые возможности. Это знакомство с миром музыки: анализ музыкальных произведений, беседы о композиторах и эпохах, о других видах искусства. ИКТ выступают как активная возможность вовлечения учащихся  в образовательный процесс, формирования у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Уроки будут более эмоционально окрашенными, яркими, с привлечением иллюстраций, использованием аудио- и видеозаписей. Воздействуя через зрение и слух - самые важные органы передачи и приема информации, мы делаем продуктивнее  процесс ее усвоения, повышаем интерес ученика к результатам обучения.С появлением в нашей жизни компьютеров и предоставлением доступа в Интернет, педагоги, и в частности, преподаватели фортепиано получили возможность применять в работе необходимую информацию:·        биографии композиторов;·        денные об исполняемых произведениях;·        аудио- и видеоматериалы, нотные источники;·        произведения изобразительного искусства, раскрывающие образ музыкального  произведения;·        методическую литературу.В настоящее время  возможности для получения материала значительно расширились.  Доступ к лучшим образцам исполнительского искусства позволяет учащимся расти в профессиональном плане. На уроках и в качестве домашнего задания учащиеся  могут  прослушать изучаемое  произведение в исполнении различных исполнителей, как  известных пианистов,  так и своих ровесников. Мы можем «присутствовать»  на концертах именитых музыкантов, посмотреть различные театральные постановки, просмотрев их в видеозаписи. Безусловно, это позволяет разнообразить урок, так как видео, аудио - информация предполагает проведение интересного и многогранного  по содержанию урока, переводит уровень общения педагога и ученика на новый, интерактивный уровень.Одним из приоритетных направлений является введение в структуру современного урока ИКТ, в частности мультимедийных технологий. Это развивающие программы, формирующие базовые навыки, которые служат основой  в усвоении новой музыкальной информации. Данные программы преподносят знания в игровой форме и учитывают возрастные особенностей детей. Применение в образовательном процессе презентаций делает занятия более интересными, является современным наглядным пособием, с  помощью которого  можно работать над художественным образом произведения, создать представление о личности композитора, об истории создания сочинения.Доступ к ресурсам сети Интернет дает огромные возможности поиска в «мировой паутине» необходимой информации. Это дает участникам процесса реализовать  свои потребности в получении различных сведений:  музыкальных новостей, использовать в работе  электронную почту, принимать участие  в Интернет-семинарах и конференциях. Здесь можно выйти на сайты учебных заведений сферы культуры, театров и филармоний, музеев и музыкальных коллективов,  найти ссылки на информацию о музыкальных конкурсах и фестивалях. Участие в дистанционных конкурсах по видеозаписям сейчас очень востребовано. Существует много интернет-магазинов, где можно заказать и приобрести нотную литературу. Таким образом, применение информационных технологий предоставляет новые возможности преподавателям и обучающимся в более яркой и творческой реализации образовательного процесса.Интернет дает возможность  педагогам  представить свой опыт работы в различных электронных СМИ, которые размещают методические материалы по различным темам и  вопросам. Многие педагоги объединяются с целью распространения и обобщения своего опыта работы в Интернет – сообщества, участвуют в конкурсах педагогического мастерства.  Педагогика  продолжает свое развитие. Одна из  новых форм образования - дистанционное обучение. Она удобна для работы преподавателей музыкально-теоретических дисциплин. Они могут организовать учащихся для участия в олимпиадах и конкурсах, проводимых в режиме on-line и дистанционно, что способствует получению необходимых знаний, повышению заинтересованности  в результате, развитию устойчивого познавательного интереса к музыке, формированию положительных эмоций к предмету.Рекомендуется использовать компьютерную программу «Шедевры музыки» для получения информации  о разных направлениях музыки (от эпохи Барокко до современной музыки). В программе представлены биографические сведения о композиторах, описаны истории созданий известных произведений. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеофрагментами. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу. Используя данную программу, ученики могут  подготовить сообщение, реферат, найти музыкальный материал.Программа «Учимся понимать музыку» нацелена на приобщение учащихся к сокровищам мировой музыкальной культуры; учит их различать музыкальные жанры, стили и направления, понимать особенности инструментальной, симфонической и вокальной музыки. Программа содержит практический курс, который содержит практические занятия, интерактивные упражнения и тренажеры, медиа-иллюстрации, видеофрагменты, энциклопедические биографические статьи.Для создания конспектов, учебных пособий, написания отзывов к произведениям, сочинений различной тематики нами используется программа  - Microsoft Office Word.Программа Microsoft Power Point  дает возможность  пользователю для создания презентаций. Создать презентацию в программе сможет даже самый неопытный пользователь.В обучении можно применять  программы с  музыкальными играми. «Играем с музыкой», «Алиса и времена года» - обучающая игра на развитие внимания, музыкального слуха, с музыкальными заданиями и головоломками, музыкой А.Вивальди.Программой нотного редактора Finale учащиеся моего класса  активно пользуются.  Данная программа очень интересна. Её  можно продуктивно применять, как на уроках теории, вокала, так и на уроках специального инструмента. С помощью этой  программы легко изучается нотная и метро - ритмическая запись. Ученик  активнее учится анализировать музыкальные произведения,  понимать   их строение и форму. Игровые программы - «Шедевры музыки», «Учимся понимать музыку», «Волшебная флейта», «Играем с музыкой»  относятся к обучающим программам.  Начинающие музыканты  продуктивно  работают в музыкальных играх: “Крестики-нолики” и “Музыкальные кубики”. Особенно им нравятся разделы: “История музыкальных инструментов” и “Электронное пианино”.         Большими возможностями в получении информации, связанной с миром искусства дают энциклопедические пособия, справочники, которые можно использовать как на уроках, так  и для самостоятельной работы учащихся. Они позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты видеозаписи.Очень продуктивно в работе использовать энциклопедию на CD "Класическая музыка", содержащая  учебный материал по творчеству 63 композиторов и имеющая в своем каталоге 320 музыкальных произведений, многие из которых представлены на видео, в исполнении лучших музыкантов мира. Учащиеся имеют возможность познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки.   Использование видео - материалов создаст более полное представление о композиторе и его творчестве.  Наглядность, зрелищность, новые элементы урока,  сочетаясь с педагогическими  технологиями, сделают урок необыкновенным, увлекательным и запоминающимся.Очень часто в процессе обучения я использую просмотр видео, где играют на баяне, аккордеоне, фортепиано и других инструментах юные музыканты. Это значительно повышает интерес к изучаемым пьесам. При использовании данного метода обучения развивается ителлектуально-творческое мышление. Ученики думают, анализируют, находят свое понимание исполняемого произведения. Пример урока по теме «Использование традиционных и современных технологий  в работе над музыкальным образом в классе баяна». Ученикам класса была предложена работа над «Детскими сюитами» Вл.Золотарёва.  Наряду с традиционными методами обучения, для более точных характеристик пьес,  проникновения в художественный образ, поиска средств выразительности, мы использовали возможности ИКТ: прослушали  следующие произведения: «Скоморохи при дворе», Машенькины вздохи», «Зимнее утро», «Щтзвуки театра». В качестве домашнего задания ученики, используя Интернет- ресурсы, нашли изображения  на картинах,  в сказках и мультфильмах, а также портрет композитора, его биографию, историю творчества.Вместе с учениками мы обсуждали музыкальные  и видео образы, находили средства музыкальной выразительности и применяли их  для того, чтобы средствами музыкального языка передать образы- действия.Работая с учениками со средними музыкальными способностями, часто можно столкнуться с проблемой   плохой ритмической и интонационной памяти. Здесь возможно следующий способ работы: записываю свое исполнение пьесы и даю задание, чтобы ученик  дома прослушал запись и старался воспроизвести исполнение преподавателя. Этот метод дает очень хорошие результаты.На заключительном этапе работы над пьесой хорошо применять такой способ: записываем игру на видеокамеру, а  потом вместе просматриваем. Ученик  видит и слышит себя со стороны и делает сам себе замечания. Такая своеобразная форма самоконтроля. В результате такой  работы  качество исполнения заметно улучшается.Информационно-коммуникативные  технологии дают отличные возможности для развития творческих возможностей учащихся. В огромном потоке информации в Интернете важно находить самую необходимую и научиться преобразовывать   её в соответствии со своими потребностями и задачами.Использование ресурсов нотных библиотек и музыкальных антологий в Интернете также имеет свое место в образовательном процессе. Наши сегодняшние ученики  очень любят играть переложения популярной музыки. С использованием интернета, можно найти и скачать любые ноты да еще в облегченном варианте.В конце каждого полугодия, желательно  силами учащихся класса проводить концерт. В подготовке мероприятия участвуют все ученики. Необходимо проводить репетиции, оформлять афиши и пригласительные билеты, занимаемся поиском иллюстраций к исполняемым произведениям для презентации. После проведения концерта, всегда анализировать все удачи и промахи, посматривая видеозапись. Таким образом, использование ИКТ значительно повышает заинтересованность учеников, стимулирует их творческую активность и познавательный интерес, формирует умение работать в команде.Роль информационных технологий в образовательном процессе значительна. В музыкальном образовании они улучшают формирование музыкально-исполнительских навыков, способны поднять подготовку специалистов на более высокий уровень, и являются большой помощью в развитии продуктивно - творческих способностей учащихся. Применение ИКТ открывает новые перспективы в музыкальном воспитании и требует серьезного педагогического осмысления.  Список литературы1.     Батишева В.Н. Компетентностный подход в обучении студентов разных специальностей в классе фортепиано [Текст]/В. Н. Батишева//Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона: материалы Пятой Всероссийской электронной научно-практической конференции. - Самара : СГАКИ, 2008. - с. 438-441.2.     Горбунова И.Б. Компьютеры в обучении музыке. - М.: РГПУ, 20023.     Заволжанская И. Ю. Игра по слуху на фортепиано в контексте современных тенденций развивающего обучения. - № 1(71), 2010. Проблемы образования, науки и культуры.4.     Интернет и музыкальное образование школьников  Искусство и образование. - 2000. - №1. - С.45-505.     Лифановский Б. Интернет для музыканта. – М.: Издательский дом «Классика», 2006. – 213 с.6.     Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/Е.С.Полат и др.- М.: изд. центр «Академия»,2001.7. Селевко Г.В. Компетентности и их квалификация/Г.В. Селевко/Народное образование, 2004, №48. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).