Публикации "Картотека игр малой подвижности"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Картотека игр малой подвижности"
Автор: Дадинова Кумысхан Исаевна

Картотека игр малой подвижности1.«Тишина» Цель: Учить детей двигаться по сигналу, развивать слуховые качества.Тишина у пруда,Не колышется вода,Не шумят камыши, Засыпайте малыши.Дети идут в колонне по одному.После слов дети останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза. Тот, кто пошевелится, встает в конце колонны.Интерактивные технологии: работа в парах, хоровод, цепочка.  2.«Раки» Цель: Развивать активность детей в двигательной деятельности. Поощрять детей в игре. Развивать физические качества.Тики-таки, тики-таки,Ходят в нашей речке раки.Ходят задом наперед, ищут раки в речке брод,Стали раки воду пить —Выходи, тебе водить!Играющие разбираются по парам, становятся по кругу. Каждый в паре поворачивается спиной друг к другу и подает руки. С началом текста все пары двигаются в одном направлении по кругу так, что первый в паре идет прямо по направлению движения и ведет за руки второго, идущего задом наперед (это рак). По окончании текста игра повторяется со сменой направления.Интерактивные технологии: работа в малых группах (тройках), «хоровод», «цепочка», «карусель». 3.«Медведь» Цель: Упражнять детей в координации и ориентировке в пространстве при  выполнении разных заданий. Развивать слуховое внимание через игру.Как под елкой снег, снег,И на елке снег, снег,И под горкой снег, снег,И на горке снег, снег,А под снегом спит медведь-Тише, тише, не шуметь!Дети стоят по кругу. Выбирается медведь, он садится в середину круга, закрывает глаза.На 1 и 3 строчки дети идут в круг, на 2 и 4 - из круга, на 5 строчку дети осторожно подходят к медведю, 6-ю строчку произносит один ребенок по указанию воспитателя. Медведь должен узнать по голосу кто сказал.Интерактивные технологии: «хоровод», «интервью», «цепочка». 4."Зайка серый умывается"Цель: Формировать умение следить за развитием игры. Развивать умение имитировать характерные действия.Зайка серый умываетсяВидно в гости собираетсяВымыл носик, вымыл хвостик,Вымыл ухо, вытер сухо.дети стоят в кругу, зайка в середине, он обыгрывает текст и подходит к кому-нибудь из детей, тот и становится зайкой.Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель».Работа в малых группах (тройках). 5."Узнай по голосу" Цель: Учить детей играть по правилам. Развивать речевые навыки и физические качества.Ваня ты сейчас в лесу.Мы зовем тебя: "А - у!"Ну-ка глазки закрывай,Не робей,Кто позвал тебя?Узнай поскорей!дети идут по кругу и произносят текст, водящий в середине круга.Водящий закрывает глаза и угадывает, кто из детей его позвал.Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель». 6."У ребят порядок строгий" Цель: Развивать умение действовать сигналу, физические качества.У ребят порядок строгий,Знают все свои места.Ну, трубите веселей:Тра - та - та, тра - та - та!дети ходят по залу врассыпную. По сигналу дети строятся в колонну.Интерактивные технологии: «хоровод», «карусель». 7."Воздушный шар" Цель: Развивать внимательность, сообразительность, звуковую культуру речи.Раздувайся наш шар,раздувайся большой,оставайся такой,да не лопайся!"дети образуют тесный круг, держатся за руки, небольшими шагами отходят назад, расширяя круг,По сигналу воспитателя:"шарик лопнул!" дети приседаютили медленно идут к центру круга ипроизносят: "ш - ш - ш - ш "Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель». 8."Солнышко и дождик" Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков, обогащение словаря, развитие творческого воображения и двигательной подражательности, обучение элементам пантомимы.Смотрит солнышко в окошко,светит в нашу комнату.Мы захлопаем в ладошиочень рады солнышку.Топ, топ, топ, топ / 2р.Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп / 2р.дети идут по кругудети хлопают в ладошидети ритмично топаютдети ритмично хлопаютНа сигнал воспитателя "дождь идет" дети приседают - "прячутся".Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель».«работа в парах», «работа в малых группах». 9.«Тепики» Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков, обогащение словаря, развитие творческого воображения и двигательной подражательности.Тепики-тепики,По водице хлопики,Хлопики ладошкамиДа босыми ножками.Дети стоят свободно. Игровое упражнение выполняется по показу воспитателя. Под чтение потешки дети встряхивают кистями обеих рук, как бы ударяя по воде.На последнюю строчку притопывают ногами, переступая с одной ноги на другую.Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель», «работа в парах», «работа в малых группах». 10."Волк - волчок" Цель: Развивать координацию движений, слух, физические качества. Учить, считалкой выбирать ведущего.Волк - волчок, шерстяной бочокЧерез ельник бежал,В можжевельник упал,Зацепился хвостом,Ночевал под кустом.Дети стоят по кругу. По считалке выбирают волка. Волк идет широкими шагами за кругом, на последние слова приседает кому-либо за спину, тот и становится волком. Игра повторяется. Можно выбрать два волкаИнтерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель». 11.«Лето»Цель: Развивать слуховые качества, физические качества, умение выполнять движения в соответствии с текстом.По лужайкеБосиком,Солнышком согрето,За цветистым мотылькомПробежало лето.Искупалось в реке,Полежало на песке,Загорело,ПролетелоИ исчезло вдалеке.Дети стоят по кругу. С началом чтения стихотворения двигаются поскоком в одну сторону, а Лето скачет противоходом внутри круга.На строки 6-7 останавливается, Лето выполняет прыжки на месте с маховыми движениями рук ("мельница”). На последние 3 строки Лето выбегает за круг и присаживается за кем-либо из играющих. С окончанием текста дети ищут, куда спряталось Лето. Кто найдет его за своей спиной, выходит в середину. Это новое Лето.Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель»,«работа в парах», «работа в малых группах». 12."Флажок" Цель: Упражнять детей в координации и ориентировке в пространстве при выполнении разных заданий. Развивать слуховое внимание через игру.Дети стали в кружок, Увидали флажок,Кому дать, кому дать, Кому флаг передать?Выйди, Оля, в кружок,Возьми, Оля, флажок!Выйди, выйди, возьми,Выше флаг подними!Дети стоят по кругу, в центре один ребёнок с флажком. После слов: "выйди, выйди..." названной ребенок выходит в середину и берет флажок. Первый ребенок встает в круг, игра повторяетсяИнтерактивные технологии: «хоровод», «цепочка». 13.«Составь загадку»Цель: Развивать речь, воображение, память.Стараться подсказывать детям по мере затруднения, например, стеклянный, прозрачный, в нем живут рыбки?Ребенок придумывает загадки о знакомых ему предметах. Интерактивные технологии: «цепочка», «карусель». 14.«Докажи»Цель: Развивать память, речь, умению анализировать, приводить и отстаивать доводы.Продолжайте игру помогая делать ему определенный вывод.Игра начинается так: «Мне кажется, что мама теленка – лошадь. Ведь у них есть копыта, они покрыты шерстью, едят сено и т.д.»Интерактивные технологии: «цепочка», «карусель», «работа в малых группах», «Интервью», «Аквариум». 15. «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»Цель: Учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать творческое воображение, сообразительность.Более сложным вариантом этой игры является индивидуальное воспроизведение аналогичных действий. Организация такой игры примерно та же, что в «Испорченном телефоне». Все участники закрывают глаза, кроме двух первых, один из которых показывает другому какое-либо действие (поливает цветы, или рубит дрова, или играет в мячик). Потом второй ребенок показывает то же действие третьему, третий – четвертому и т.д. Так по очереди дети передают друг другу одно и то же действие. Последний в ряду ребенок должен это действие угадать.Дети разбиваются на небольшие группы (по 4-5 человек), и каждая группа с помощью взрослого продумывает инсценировку какого-либо действия (умывание, или рисование, или собирание ягод). Дети должны сами выбрать сюжет и договориться, как они будут его показывать.После такой подготовки каждая группа молча, показывает свое действие. Каждый показ предваряется известной фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Зрители внимательно наблюдают за товарищами и отгадывают, что они делают и где находятся. После правильного угадывания актеры становятся зрителями, и на сцену выходит следующая группа. Интерактивные технологии: «цепочка», «карусель», «работа в малых группах», «Интервью», «Аквариум», «Большой круг», работа в малых группах (тройках).16.«Зеркало»Цель игры. Развивать речевую и двигательную активность детей.Ход игры. Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят:Ровным кругом,Друг за другом,Эй, ребята, не зевать!Что нам Вовочка (Анечка, Валечка и т. д.) покажет,Будем дружно выполнять.Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их. 17. «По дорожке»Цель игры. Развивать речевую и двигательную активность детей.Ход игры: Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.Раз, два, три, четыре, пять,Будем ноги разминать.Мы шагаем по дороге,Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте.) И по этой же дорожкеСкачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.) А теперь еще немножкоНа другой поскачем ножке. (Подскоки на левой ноге.) По тропинке побежим,До лужайки добежим. (Бег на месте.)На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на двух ногах.)Мы похлопаем в ладошки,Пусть попляшут наши ножки. (Произвольные танцевальные движения.) Стоп. Присядем — отдохнем. (Приседание.)И назад пешком пойдем. (Ходьба на месте.)  18.«Тихо-громко».Цель: формировать умение играть сообща, развивать интерес к играм Ход игры: С помощью считалки выбирается водящий, он становится в центр круга и закрывает глаза. Воспитатель дает одному из играющих какой-либо предмет, который можно спрятать (шнурок, ленточка). Все дети кроме водящего знают, у кого предмет. Когда водящий приближается к этому ребенку, дети начинают громко хлопать в ладоши, когда отдаляется — хлопки становятся тише. Игра продолжается до тех пор, пока водящий не найдет предмет. Если ему долго это не удается, то выбирается другой водящий.  19.«Великаны и гномы». Цель: упражнять детей действовать по сигналуХод игры: Водящий (чаще всего взрослый) объясняет ребятам, что он может произносить только слова «великаны» и «гномы». При слове «великаны», все должны подняться на носки и поднять руки. А при слове «гномы», все должны присесть пониже. Тот, кто ошибается — выбывает из игры.Конечно, водящий хочет добиться, чтобы игроки ошибались. Для этого он вначале произносит слова «великаны!» громко и басом, а «гномы» — тихим писклявым шёпотом. А потом, в какой-то момент — наоборот. Или произнося «великаны», водящий приседает, а говоря «гномы» — поднимается на носочки.Темп игры всё ускоряется, и все игроки постепенно выбывают. Последний игрок, который не разу не ошибся, становится водящим. 20.«Пробеги тихо».Цель: учить бесшумно двигаться.Ход игры: Дети делятся на группы из 4-5 человек, распределяются на три группы и выстраиваются за чертой. Выбирают водящего, он садится посередине площадки и закрывает глаза. По сигналу одна подгруппа бесшумно бежит мимо водящего на другой конец площадки. Если водящий услышит, он говорит: «Стой!» и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, водящий говорит какая группа бежала. Если он правильно указал группу, дети отходят в сторону. Если ошибся, они возвращаются на свои места. Так поочередно пробегают все группы. Выигрывает та группа, которая пробежала тихо и которую водящий не смог обнаружить.  21.«Зеваки»Цель: упражнять детей действовать по сигналу, ходить ровным кругомХод игры: Дети идут по кругу друг за другом. По сигналу ведущего «Стоп!» останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в обратную сторону. Сделавший ошибку выходит из игры22.«Круг-кружочек». Цель: упражнять детей действовать по сигналу, выполнять ходьбу по кругуДети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова:«Круг – кружочек, аленький цветочек!Раз, два, три – развернись-ка, Оля, ты!».Названный ребёнок поворачивается спиной в круг, берётся за руки. Дети продолжают произносить слова игры. Как только спиной в круг окажутся 5-6 детей, игра прекращается.23.«Снежинки»Цель: упражнять детей в ходьбе и беге по кругуХод игры: Дети образуют круг. Ходьба по кругу; на сигнал воспитателя «Ветер!» дети-снежинки ускоряют шаг и переходят на бег в умеренном темпе. На сигнал «Ветер стих!» постепенно замедляют движение и останавливаются.24.«Найди, где спрятано» Цель: развитие слухового внимания, ловкости, произвольности действий. Содержание: дети стоят в шеренге лицом к воспитателю. Взрослый предлагает детям повернуться и закрыть глаза, а сам в это время прячет какой-нибудь предмет. По разрешению воспитателя дети поворачиваются, открывают глаза и приступают к поискам спрятанного предмета. Воспитатель направляет детей подсказкой: «холодно», «горячо». Правила: нашедший предмет ребёнок становится ведущим и сам прячет предмет.25.«Из семечка – в дерево» Цель: развитие выразительности движений, воображения; овладение языком движений, произвольности Содержание игры: играющие дети образуют круг, в центре которого стоит воспитатель. взрослый исполняет роль садовника, дети – семян. По ходу игры они приседают, сжимаются в комочки, втягивают голову в плечи, прикрывают голову руками. Взрослый поливает «семена», следит за их ростом. С наступлением тёплых весенних дней «семена» начинают прорастать – дети медленно поднимаются; раскрываются листочки – поднимают руки; растут стебельки – вытягивают тело; появляются веточки с бутонами – руки вытягиваются в стороны, пальцы сжимаются. Наступает лето, цветы хорошеют с каждым днём – дети улыбаются. Но вот подул холодный осенний ветер - закачались цветы в разные стороны, машут руками, наклоняют голову, корпус. Ветер срывает листья – руки опускаются, клонятся к земле. Выпал первый снежок – цветы вновь превращаются в маленькие семечки, укутанные снегом до весны. Правила: дети выполняют движения в соответствии с текстом.26. «Так можно, так не можно» Дети стоят в кругу. Воспитатель, стоя на видном месте вместе с детьми, объясняет им, что на его слова: «Делай так!» - все должны смотреть на него и делать движения, им показанные, а на слова: "Не делай так!" стоять с опущенными руками и движения не повторять. Те, что ошибаются, проигрывают и отходят на один шаг назад. Игра продолжается. Если они дальше покажут движения правильно, снова вернуться в круг. 27. «Фигуры» По сигналу водящего дети идут по кругу или по площадке. По второму сигналу останавливаются и принимают позу, заранее оговариваемую. Шевелиться нельзя. Водящий ходит и выбирает фигуру и меняется с ним местами. Обязательно надо спросить, кого игрок хотел изобразить. 28. «ТЕЛЕФОН» Все дети садятся в ряд: кто сидит первым, тот телефон. Ведущий на ухо быстро ему говорит какое-то слово или короткое предложение. То, что он услышал, передает своему соседу, тот в свою очередь передает это слово следующему игроку и так до последнего играющего. После этого все говорят, что они слышали. Первый, кто перепутал сказанное, садится в конец, играющие передвигаются ближе к телефону. Каждый ребенок может выполнять роль телефона один раз, после чего садится в конце ряда.29. «КОЛЕЧКО» На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается 3—4 раза, стоя на одном месте. Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: «Я иду искать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руку со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить. Правила 1. Кольцо передвигать по шнуру только тогда, когда водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг себя. 2. Водящий говорит слова: «Я иду искать» — с закрытыми глазами. 3. Играющий должен снять руки со шнура, как только водящий назовет его по имени. Указания к проведению Если желающих играть более 15 человек, то на шнур надевают от 3 до 5 колец и выбирают 2—3 водящих.30.«Петрушка»Цель: Упражнять в ходьбе по кругу, развивать внимание детей. учить выполнять движения по показу.Ход игры: Дети образуют круг. Считалкой выбрать водящего – Петрушку, он встаёт в центр круга. Произносить следующий текст:Я – весёлая игрушка,А зовут меня – Петрушка!Я буду делать упражнения,Вы – повторять за мной движения.В это время дети, стоящие в кругу, выполняют «пружинку», руки на поясе. По окончании текста Петрушка, выполняет какие – либо упражнения (наклоны, приседания, прыжки и др.). Дети должны точно повторить показанные Петрушкой движения. Ребёнок, наиболее точно и правильно выполнивший задание Петрушки, становится новым водящим.