Публикации Статья «Проблемы реализации нового стандарта начального общего образования»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья «Проблемы реализации нового стандарта начального общего образования»
Автор: Сухобокова Людмила Викторовна

Статья «Проблемы реализации нового стандартаначального общего образования»Практически все школы страны включены в инновационную деятельность, потому что понимают, что без инноваций в наше время невозможно быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического мастерства.Все публикации в СМИ, касающиеся вопросов введения ФГОС, условно можно разделить две части: разъясняющие отличия нового стандарта от старого и описывающие круг новых статусов и требований к педагогу. Это объясняется тем, что главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения традиционно отведена учителю, поскольку именно на него возлагается большая часть ответственности за создание условий для развития личности школьника.Современному учителю следует грамотно воспринимать идеи стандартов начального общего образования второго поколения, владеть соответствующим понятийным аппаратом, отрабатывать приемы, направленные на решение задач, обозначенных в этом государственном документе. Однако на практике педагоги сталкиваются с рядом проблем, связанных с реализацией положений нового стандарта. Подробнее об этом читайте в статье.Характеризуя типовую начальную школу, необходимо выделить следующие ее особенности:во-первых, в течение многих десятилетий она была ориентирована на изменение предметного содержания обучения;во-вторых, наблюдалась постоянная смена номенклатуры учебных предметов (когда одни курсы исчезали из учебного плана, а другие в нем появлялись);в-третьих, происходило “ущемление” одних предметов за счет других.Причиной этого было недостаточное внимание к определению приоритетных, наиболее важных для развития младшего школьника целей образования.Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения. В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности. Реализуемые в начальной школе основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Особую роль в процессе профессионального саморазвития педагога играет его готовность к новому, передовому. Основные составляющие готовности учителя: психологический аспект, глубокие знания предмета, умение реализовать полученные знания.Учебную деятельность нельзя считать синонимом учения и обучения, которые включены в любые виды деятельности (игра, коммуникация, труд и пр.), т. к. главным ее дидактическим достоинством является изменение характера взаимоотношений обучаемого и обучающего. Поэтому качество определяется особенностями учебного делового сотрудничества.Анализируя обновленную структуру методической системы начального образования, следует отметить, что по сравнению с типовым вариантом в ней появились такие важнейшие компоненты, как мотивация учения, дифференциация образовательного процесса и деятельность контроля и оценки. Включение этих компонентов позволяет обеспечить реализацию новой цели образования современного школьника – развитие его личности на основе ведущей деятельности. Речь идет о формировании:учебно-познавательных мотивов, возможности быстро и спокойно переключаться с одного вида деятельности на другие;способности выполнять различные целенаправленные учебные действия, адекватные поставленной учебной задаче;умения решать учебные задачи разной степени трудности, ориентироваться на известные способы действий;способности контролировать свои действия, предвидеть и устранять возможные трудности, оценивать процесс и результат работы;способов учебного сотрудничества – как на практическом, так и на коммуникативном уровне.Каким же должен быть учитель нового поколения? Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть другой формации. Он должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении.Главная цель нового стандарта - развитие личности, которое достигается обучением деятельностного характера, в свою очередь предполагающее широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Надо сказать, что проектная деятельность широко используется учителями школы на уроках и во внеурочное время, как в старших, так и в младших классах3.В компетентность учителя входит осуществление обучения и воспитания учащихся, использование современных образовательных технологий обучения, в том числе информационно-коммуникативных, способность эффективно применять учебно-методические, информационные, иные ресурсы, постоянно развиваться профессионально и интеллектуально.Итак, для того чтобы перейти на ФГОС второго поколения, нужны педагоги, которые глубоко знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами и имеют основательную психолого-педагогическую подготовку. Но и этого недостаточно. Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам, поскольку без этого, всё остальное может остаться лишь формальным и дорогостоящим нововведением, которое так и не «дойдет до живого дела».Принципиально важным является изменение отношения учителей к контролирующей и оценочной деятельности в начальной школе. Опять речь идет об осознании важности формирования у школьника самоконтроля и самооценки, развития у него адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности, формировании умений осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий3.Не секрет, что решение этой задачи требует психологической перестройки учителя, осознания им того, что контроль и оценка педагога не только не противоречат, но и тесно связаны с уровнем сформированности самоконтроля и самооценки ученика. Гармония их “отношений” является условием успешности обучения, формирования учебно-познавательных мотивов и эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.Виноградов Н.Ф., д-р пед. наук, профессор, зав. отделом начального образования Института содержания и методов обучения РАО, корреспондент РАО пишет о проблемах реализации идей стандартов второго поколения, которые связаны, с грамотным их пониманием и овладением соответствующим понятийным аппаратом педагогами. В соответствии со стандартом второго поколения, важнейшим познавательным универсальным действием является выбор оснований и критериев для классификации объектов. Как оценивает выполнение подобной учебной задачи “массовый” учитель? Это можно увидеть на следующих примерах:1. «Учитель на уроке математики предлагает обучающимся разделить на две группы геометрические фигуры, среди которых две красные фигуры (треугольник и прямоугольник) и три голубые фигуры (два четырехугольника и один треугольник). Очевидно, что классификационным признаком (учебная задача – математическая!) в данном случае будет число углов, а не цвет фигуры. Вместе с тем, учитель считает правильным и группировку по несущественному признаку, в данном случае – по цвету. Ошибка учителя, которая становится и ошибкой учеников, заключается в том, что он любую группировку принимает за классификацию.Как можно было переключить учеников на учебное действие – классификацию? Допустим, что большинство учащихся согласны с правильностью деления фигур по цвету. Учитель задает “провокационный” вопрос:– Изменится ли геометрическая фигура, если она будет не голубого, а черного (зеленого, белого…) цвета, или ее признаки как геометрической фигуры останутся прежними?Ответ для детей очевиден:– Признаки геометрической фигуры не изменятся.– Чем же отличается вот эта фигура любого цвета (учитель показывает на треугольник) от этой фигуры (показывается на четырехугольник)?– Ясно: числом углов.– Можно ли этот признак считать главным (существенным) для этих фигур?– Да.– Проведем теперь деление этих фигур на группу (классификацию)».2. «Существует очень перспективный и целесообразный прием: учитель отказывается от исправления ошибки, которую допустил ученик, а только фиксирует ее место. В этом случае работа над ошибками заключается в том, что учащийся сам их находит, выясняет причины возникновения и собственной рукой исправляет».Казалось бы, такой прием можно расценивать как “цирковой педагогический трюк”. Вместе с тем, психологические исследования доказали, что его использование в течение только трех месяцев уже уменьшает количество ошибок на 20%. Почему это происходит? Школьник вводится в ситуацию самоконтроля, он становится активным и заинтересованным лицом, ответственным за свою деятельность. Более того, зрительный образ (поиск места ошибки и определение ее характера) взаимодействует с двигательным (факт исправления ошибки) и логическим (определение причины ошибки) образами, что, в конечном счете, и определяет положительный результат – формирование умений самоконтроля.3. Еще один пример касается очень важного для формирования учебной деятельности младшего школьника универсального учебного умения – моделирования. В стандартах второго поколения моделирование представлено как система следующих УУД: на уроках обучения грамоте дети работают с моделями звукового анализа слов. Если они только наблюдают эти модели (на доске, в учебнике) и не строят их сами, то моделирующая деятельность в представленной системе универсальных действий не формируется.Проводя звуковой анализ, первоклассники, ориентируясь на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения поставленной учебной задачи:определить количество звуков в слове;установить их последовательность;проанализировать “качество” каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный);вспомнить (обозначить) каждый звук соответствующей цветовой моделью.В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Но главным результатом обучения становится теперь то, что школьник, научившись строить план выполнения конкретной учебной задачи, уже не сможет работать по-другому.Здесь перечислены наиболее важные проблемы реализации идей стандартов второго поколения, которые связаны, с грамотным их пониманием и овладением соответствующим понятийным аппаратом. Только целенаправленная работа по отработке приемов, направленных на решение задач стандарта, поможет педагогам сориентироваться в новых условиях.При переходе к ФГОС  нового поколения в начальной школе педагоги столкнулись с множеством проблем. Их можно разделить на три группы: общие, системные, личностные.2     Общие.Общие проблемы заключаются в неготовности нас, педагогов к :-  планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;- синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;- выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды;     Системные проблемы.Вытекают из неготовности педагога к реализации ФГОС с позиции выполнения его требований (трех «Т») к результатам, структуре программы, к условиям образовательного  процесса3.     Проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП:-  недостаточность опыта проектной и исследовательской  деятельности;- слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;- неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности).Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ООП:-  сложности при формировании  и реализации  программы  духовно-нравственного развития и воспитания школьников;- сложности в организации внеурочной деятельности (Учителями и родителями отмечено, что внеурочная деятельность в том виде,  как она сейчас организована, приводит к большой утомляемости, ухудшению здоровья детей и учителя). В конце года дети отказывались посещать внеурочные занятия, мероприятия. Родители, ограждая своих детей от перегрузки,  под любым предлогом оставляли их дома. Высказывания родителей: «Больше времени уделить математике и чтению…»; «У моего ребенка есть еще и такие важные моменты, как занятия с логопедом.  А на это тоже нужно дополнительное время, которого не хватает…»;  «Мало времени на отдых, на прогулки на свежем воздухе»)     Проблемы неготовности к условиям реализации ООП:- недостаточное обеспечение материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС (согласно требованиям СанПин в классах должна быть с конторками мебель;  библиотечный фонд для начальных классов  нужно расширять;  каждый кабинет необходимо подключить к локальной  сети и сети интернет, доступ к небезопасным сайтам должен быть ограничен фильтрами безопасности; интерактивные доска должна работать по назначению, а не быть просто экраном; хотелось бы оснащенности электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана; компьютерный класс для начальной школы или хотя бы оборудовать место работы каждого  учителя);-малоэффективное использование средств, ресурсов вследствие недостаточной экономической грамотности;- недостаток квалифицированных специалистов смежных отраслей (педагога-психолога, врача ЛФК, логопеда);- нехватка площадей для нашей школы (здание построено по типовому проекту, которое на данном этапе в основном не соответствует  требованиям СанПин, федеральным требованиям  к организации образовательного процесса; -  согласно требованиям нового ФГОС в школе должны быть зоны отдыха, игровая зона, комната психологической разгрузки для учителя и учащихся, актовый зал, зал для занятия ритмикой и ЛФК).     Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога). - психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением  в силу возраста или профессиональной усталости  и др.;- дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений  в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной  и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости;- организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы  с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы;- профессиональная, определяемая неготовностью учителя  к реализации  в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.Эти проблемы возникли не потому,  что учитель не хочет перестроиться, а потому,  что ТРУДНО перестроиться.     Учителя нашей школы обучались на курсах, посвященных переходу начальной школы к ФГОС второго поколения.  Это был обзорный блок тем. Теперь, на мой взгляд, необходима системная переподготовка учителей. Хотелось бы, чтобы была проведена курсовая подготовка по всему комплексу вопросов, связанных с введением ФГОС. («Формирование и диагностика УУД»; «Контрольно-оценочная деятельность»; «Планирование и реализация, мониторинг внеурочной деятельности»; «Целеполагание и контроль результатов метапредметных и предметных» и т. д.)Список литературы:
  • Виноградова Н.Ф.,д-р пед. наук, профессор, зав. отделом начального образования Института содержания и методов обучения РАО, корреспондент РАО Проблемы реализации нового стандарта начального общего образования. Управление начальной школой. 2010. № 8
  • Губанова Е. В. Обеспечение готовности педагогов  к реализации ФГОС // Управление начальной школой. – 2012. - №6
  • Шкедова Е.Н. учитель начальных классов  МОУ СОШ № 2 ЗАТО п. Горный. ФГОС.  Проблемы, пути решения. Начальная школа. 2014. № 3