Публикации Особенности композиторских приёмов музыкальной характеристики образов русского народа и половцев в опере «Князь Игорь» А.П. Бородина

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности композиторских приёмов музыкальной характеристики образов русского народа и половцев в опере «Князь Игорь» А.П. Бородина
Автор: Рыженкова Ольга Олеговна

ООО «Интерактив»ССОП «Центр профессионального развития» ДИПЛОМНАЯ РАБОТАОсобенности композиторских приёмов музыкальной характеристики образов русского народа и половцевв опере «Князь Игорь» А.П. Бородина Выполнила: Рыженкова Ольга Олеговна Руководитель: кандидат философских наук Пресс Галина МихайловнаСанкт-Петербург 2021СОДЕРЖАНИЕ:ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования. Главным недостатком уроков музыкальной литературы в ДШИ и ДМШ является минимальное внимание хоровой музыке. Хоровое искусство является неотъемлемой частью музыкального творчества. Умение понимать музыку должно воспитываться не только с формированием любви к инструментальной музыке, но и при помощи любви к хоровой музыки. В образовательной программе по предмету музыкальная литература большое внимание уделяется инструментальному творчеству, а хоровому творчеству посвящается скудное количество времени. Данная тенденция уменьшает значимость и важность хорового искусства, как одного из ключевых направлений в музыкальном искусстве. Важно приобщить и научить детей слушать и любить хоровые произведения. Так как понимать музыкальный материал через хор так же важно, как и через инструментальную музыку.Проблему исследования можно сформулировать вопросом: «Какими музыкально-композиторскими приёмами А.П. Бородин характеризует образ русского народа и образ половцев в опере «Князь Игорь»»?Для решения проблемы необходимо выделить объект и предмет исследования.Объектом данного исследования является опера «Князь Игорь» А.П. Бородина.Предметомособенности композиторских приёмов для характеристики образов русских и половцев в опере «Князь Игорь».Цель исследования: выявить особенности музыкально-композиторских приёмов А.П. Бородин в характеристике русского народа и половцев в опере «Князь Игорь».Цель может быть достигнута в процессе решения ряда задач:- подобрать, изучить и систематизировать источники по теме исследования;- изучить «Слово о полку Игореве» как шедевр древнерусской литературы;- выполнить музыкально-теоретический анализ хоровых сцен из оперы «Князь Игорь» как основы характеристики русских и половцев;- разработать современный урок по теме исследования;- сделать выводы.Степень изученности проблемы. Тема исследования требует изучения литературы, как минимум, по двум направлением: первое – работы, связанны с композиторским творчеством А.П. Бородина и его оперой «Князь Игорь»; второе – древнерусский памятник литературы «Слово о полку Игореве, его переводы и иные формы воплощения – оперные постановки [14], художественная экранизация [9], мультипликации [12], художественное актёрское чтение [15].К источникам, связанным непосредственно с творчеством Александра Порфирьевича Бородина и с изучением его жизненного пути относятся музыковедческие труды и художественные книги А.П. Зорина [7]; А.Н. Сохора [16]; М. Ильина (псевдоним Илья Яковлевича Маршака) и Е.А. Сегал [8]; Е.М. Гордеевой [3]; Р.Г. Добровеснского [4].Кроме того, нами были изучены источники, связанные с изучением оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина. Этому посвятили свои труды Г. Головинский, [2], Т.В. Попова [11]; Т.А. Рязанкина [13].Для возможности сравнения с первоисточником нам необходимо было изучить историю обретения «Слово о полку Игореве» как культурного и исторического наследия, а также был изучен текст «Слова о полку Игореве» в двух переводах – В. Жуковского [5] и Н. Заболоцкого [6].Для подготовки к уроку нами были просмотрены на канале YоuTube фильм-опера Князь Игорь (1969) [9] и постановка оперы А. Бородина «Князь Игорь» в Большом театре (1993) [14]. По мимо этого были рассмотрены различные интерпретации образов Слово о полку Игореве: Фильм «Слово о полку Игореве. Читает А.Мягков» (1972) [15]; «Сказание про Игорев поход» (СССР, 1972), «Русские националистические мультфильмы» [12].Методологическая база исследования.Научный метод;Метод анализа;Метод индукции;Метод сравнения.Структура работы. Работа состоит из содержания, введения, трёх глав (шести параграфов), заключения, списка источников и 10 приложений.Теоретическая и практическая значимость.Данная работа может быть применена в курсе музыкальной литературы ДМШ, ДШИ, материал может быть использован для теоретических исследований, связанных с оперой «Князь Игорь» А.П. Бородина.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕИССЛЕДОВАНИЯ1.1. Творчество А.П. Бородина в работах отечественных музыковедов. Тема исследования требует изучения литературы, как минимум, по двум направлением: первое – работы, связанны с композиторским творчеством А.П. Бородина и его оперой «Князь Игорь»; второе – древнерусский памятник литературы «Слово о полку Игореве, его переводы и иные формы воплощения – оперные постановки [14], художественная экранизация [9], мультипликации [12], художественное актёрское чтение [15].К источникам, связанным непосредственно с творчеством Александра Порфирьевича Бородина и с изучением его жизненного пути относятся труды А.П. Зорина «Александр Порфирьевич Бородин» [7]; А.Н. Сохора «Александр Порфирьевич Бородин. Жизнь, деятельность, музыкальное творчество» [16]; М. Ильина (псевдоним Илья Яковлевича Маршака) и Е.А. Сегал «Александр Порфирьевич Бородин» («Жизнь замечательных людей») [8]; Е.М. Гордеевой «Композиторы «Могучей кучки»» [3]; Р.Г. Добровенский «Алхимик или Жизнь композитора А. Бородина» [4].Разносторонняя и плодотворная деятельность А.П. Бородина подробно описана в книге А.П. Зорина «Александр Порфирьевич Бородин» [7]. Эта книга, адресована широким кругам любителей музыки, знакомит читателя с жизнью Бородина, с тем, как создавались его музыкальные произведения, ставшие неотъемлемой частью русского классического наследия и занявшие заметное место в сокровищнице мировой музыкальной культуры. Опере «Князь Игорь» автор выделил главу «Дело всей жизни», где подробно описывает историю создания, идеи сюжета оперы и конечно же историю премьерной постановки оперы.А.Н. Сохор в книге «Александр Порфирьевич Бородин. Жизнь, деятельность, музыкальное творчество» [16], даёт по возможности достаточно широкую картину жизни, деятельности и творчества композитора. Поставив актуальную проблему для музыкальной культуры, прежде всего проблему эпоса в музыке и воплощения этического идеала. Как и в ряде монографий о других художниках, в это книге отдельно рассматриваются жизнь Бородина и его произведения. Произведения Бородина сгруппированы по жанровому, а не по хронологическому признаку. это связанно с тем, что Бородин обычно работал одновременно над несколькими сочинениями. В данном источнике представлены анализы произведений Бородина, в ходе которых автор обращался к его рукописям, в том числе и анализ оперы «Князь Игорь».М. Ильин (псевдоним Илья Яковлевича Маршака) и Е.А. Сегал «Александр Порфирьевич Бородин» («Жизнь замечательных людей») [8]; Восстанавливая жизненный путь Александра Порфирьевича Бородина, авторы книги вместе с ним переходят от химии к музыке, с заседания Русского химического общества приходят на концерт Бесплатной музыкальной школы или на Конференцию Медико-хирургической академии. В этой книге достаточно объёмно описан творческий путь композитора и химика А.П. Бородина.В ходе исследования мы обратились к изданию посвящённому содружеству пяти русских композиторам известным под названием «Могучая кучка»: М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин и Н.А. Римский-Корсаков – Е.М. Гордеевой «Композиторы «Могучей кучки»» [3]. В книге рассказывается об их жизни, основных произведениях, музыкально-общественной и просветительской деятельности, о связях выдающимися современниками – писателями, критиками, художниками, артистами. Отдельные главы посвящены оперному творчеству композиторов, так же представлены факты о создании оперы «Князь Игорь».В книгу Р.Г. Добровенского «Алхимик или Жизнь композитора А. Бородина» [4] вошли два произведения: повесть о детстве и юности композитора Александра Бородина, по словам автора, не чуждающаяся вымысла, и историческая хроника, как бы продолжающая рассказ о выдающемся русском композиторе на строго документальной основе. Книга воссоздает панораму эпохи, образы других композиторов, составивших творческое содружество «Могучей кучки».Кроме того, нами были изучены источники, связанные с изучением оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина. Этому посвятили свои труды Г. Головинский, [2], Т.В. Попова [11]; Т.А. Рязанкина [13].В книге Г. Головинского «Князь Игорь» А. Бородина [2] рассказывается об истории создания оперы А. П. Бородина "Князь Игорь", о ее сюжете и музыке, приводится содержание оперы.Т.В. Попова в книге «Бородин» [11] рассказывается о жизни и творчестве великого русского композитора А.П. Бородина. Книга рассчитана на школьников среднего и старшего возраста и на любителей музыки.Т.А. Рязанкина в работе «Князь Игорь» – опера А. Бородина [13] знакомит нас с историей создания замечательной оперы, её содержанием, музыкальными образами. Свой рассказ автор тесно связывает с повествованием о жизни и творчестве А.П. Бородина, с литературным источником оперы – «Словом о полку Игореве».Для возможности сравнения с первоисточником нам необходимо было изучить историю обретения «Слово о полку Игореве» как культурного и исторического наследия, а также был изучен текст «Слова о полку Игореве» в двух переводах – В. Жуковского [5] и Н. Заболоцкого [6].Для подготовки к уроку нами были просмотрены на канале YоuTube фильм-опера Князь Игорь (1969) [9] и постановка оперы А. Бородина «Князь Игорь» в Большом театре (1993) [14]. Помимо этого, были рассмотрены различные интерпретации образов Слово о полку Игореве: Фильм Слово о полку Игореве. Читает А.Мягков (1972) [15]; Сказание про Игорев поход (СССР, 1972) Русские националистические мультфильмы [12].Таким образом, в ходе исследования был изучен материал по теме, в котором достаточно объёмно представлена информация о жизненном и творческом пути А.П. Бородина, о том как создавалась опера «Князь Игорь», предпосылки выбора сюжета оперы, основные идеи и как они были реализованы в произведении.1.2. Слово о полку Игореве как шедевр древнерусской литературы. В основу оперы «Князь Игорь» положен величественный эпос «Слово о полку Игореве», повествующий о походе на половцев князя Новгород-Северского Игоря Святославовича.«Слово о полку Игореве» часто называют драгоценным памятником русской литературы, русской истории. Этим памятником мы дорожим и гордимся так же, как стенами Кремля, древними храмами, старинными фресками, росписями, сделанными руками народных умельцев.Этот древний памятник русской литературы, описывающий исторические события 1185 года, был найден известным собирателем русских древностей А.И. Мусиным-Пушкиным в рукописном сборнике, хранившемся в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря, в 1795 году и опубликован в 1800 году. Сборник назывался «Ироическая песнь о походе на Половцев удельного князя Новагорода-Северского Игоря Святославовича, писанная старинным русским языком в исходе XII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие».«Слово о полку Игореве» рассказывает о неудачном походе на половцев князя Игоря Новгород-Северского. Князь пошёл на половцев ради личной славы. Превосходящие силы половцев разгромили игореву дружину и взяли Игоря в плен. Игорь, по существу, сам «отворил ворота» кочевникам на Русь.«Слово о полку Игореве» состоит из вступления, трех частей и концовки. Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна, который прославляет воинские подвиги русских князей. Создатель «Слово о полку Игореве» стремится рассказать людям суровую правду.«Не пристало ли нам, братья, начать старыми словамиПечальные повести о походе Игоревом, Игоря Святославича?Пусть начнётся же песнь эта, по былинам нашего времени,а не по замышлению Бояна.Боян же вещий, если хотел кому песнь воспеть…Вспоминал он первых времен усобицы…»Первая часть «Слово о полку Игореве» – рассказ о походе Игоря.« И тогда Игорь взглянул на светлое солнцеИ увидел воинов своих тьмою прикрытых.И сказал Игорь – князь дружине своей:«О дружина моя и братья!Лучше ведь убитым быть; чем пленным быть;Сядем же, братья, на борзых конейДа посмотрим хоть на синий Дон»…«Билися день, билися другой;На третий день к полудню пали стяги Игоревы…»«И застонал, братья Киев от горя, а Чернигов от напастей.Тоска разлилась по Русской земле…»Вторая часть «Слово о полку Игореве» переносит читателя в Киев. Киевский князь Святослав, умудренный опытом полководец и государственный деятель, горько сетует на своих младших двоюродных братьев. Эти отважные и безрассудные начальники решили: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами подели…».Великое горе принёс их необдуманный поход. Святослав обращается ко всем русским князьям, призывая к объединению.«Вступите же, господа, в золотые стременаЗа обиду сего времени, за землю русскую,За раны Игоревы, буйного Святославича!»Третья часть «Слово о полку Игореве» рассказывает о плаче Ярославны, жены князя Игоря.«На Дунае Ярославнин голос слышится,Кукушкою безвестною рано кукует:«Полечу, – говорит, – кукушкою по Дунаю,Омочу шелковый рукав в Каяле – реке,Утру князю кровавые его раны, на могучем теле»…Ярославна рано плачет в Путивле на забрале…»Ярославна обращается к могучим силам природы, умоляя помочь князю вернуться на родную землю. Будто услышав её мольбы, Игорь бежит из плена. Сознавая свою вину, он едет в Киев к князю Святославу.Заключение поэмы отражает желание автора увидеть князей объединившимися для отпора врагу.«Здравы будьте, князья и дружина,борясь за христиан против нашествия поганых!»Таково содержание «Слова о полку Игореве».Игорь Новгород-Северский – смелый, неустрашимый военачальник. Он горячо любит свою родину. Это благородный человек. Воинская честь и чувство привязанности не позволяют ему оставить в беде милого брата Всеволода. Выручая его, Игорь попадает в плен. Хотя автор восхищается подвигами Игоря и Всеволода, но осуждает их за легкомыслие и жажду славы. Но и сочувствует Игорю, который нужен отечеству.«Тяжко тебе, голова без плеч,худо тебе, тело без головы.Так и русской земле без Игоря».Вот почему поэма заканчивается провозглашением славы Игорю, понявшему и тяжело пережившему свою роковую ошибку.Безупречен положительный герой «Слово о полку Игореве» киевский князь Святослав. Это человек глубокого ума. В его уста поэт вложил мысль о том, что во имя родины все распри и личные обиды должны быть забыты, все русские силы должны быть объединены для борьбы с врагом.Обаятельная жена Игоря – Ярославна. В её плаче выражена скорбь тысяч русских женщин, чья мирная жизнь, счастье и любовь нарушились ужасами войны.Есть в поэме еще один образ. Это величественный образ Руси. Это и родная природа, и русские люди, и созданные их трудом города и сёла. Идея единства русской земли, борьбы за сплочение русских боевых сил и сохранение русской государственности, пронизывающая замечательное произведение русской литературы «Слово о полку Игореве», составляет основу содержания оперы «Князь Игорь». Она выражена в опере прежде всего в монументальных, полных жизненной силы и огромной впечатляемости могучих народных хорах «славления» в прологе и в финале, в общем замысле пролога с его величественной архитектоникой, в героических мужских хорах второй картины I действия, в мужественных и благородных образах Игоря и Ярославны. В «хоре славления» и в сцене проводов в поход объединены в патриотическом порыве русское воинство, возглавляемое Игорем, и вся народная масса. Всё произведение проникнуто идеей государственного единства русской земли.«Слово о полку Игореве» представляет для нас величайшую ценность как живое свидетельство великого развития древнерусской культуры.Прежде всего, эта повесть о самоотверженной любви к родине, о мужестве, пронесенном сквозь ошибки и поражения, о людях, умеющих подчинять личное чувству долга перед родиной. Безвестный автор XII века первым в русской литературе раскрыл тему нравственного подвига во имя интересов народа, показал, как во времена смут раскрывается духовная красота и стойкость русских людей.В «Слове о полку Игореве» постоянно противопоставляются Русская земля половецкой стране «незнаемой», храбрые русичи половцам, мирный труд войне.«Слово о полку Игореве» имеет не только историческую, но и огромную художественную ценность. Пусть остались неразрешенными многие тайны и загадки связанные с происхождением поэмы, но зато мы постигаем этическое величие и чистую красоту потрясающих образов русского эпоса, с гениальной силой раскрытых в музыке Бородина.2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ХОРОВЫХ СЦЕН ИЗ ОПЕРЫ «КНЯЗЬ ИГОРЬ» КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВ РУССКОГО НАРОДА И ПОЛОВЦЕВ2.1 Общая характеристика оперы. Наиболее значительное произведение А.П. Бородина – опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке, написана на собственное либретто композитора (при участии В.В. Стасова). Композиция оперы – четыре действия с прологом. 18 апреля 1869 года на музыкальном вечере у Л.И. Шестаковой В.В. Стасов предложил композитору в качестве оперного сюжета «Слово о полку Игореве». А.П. Бородин с интересом взялся за работу, побывал в окрестностях Путивля, изучал исторические и музыкальные источники, связанные с описываемым временем. В 1870 году композитор остановил работу над оперой, осознав, что не сумеет завершить столь значительную работу, совмещая её с научной деятельностью, преподаванием и прочими делами. Материал, уже написанный для оперы, частично вошёл в Симфонию № 2. Возвращение к работе над оперой произошло в 1874 году, Бородин снова увлекся этим замыслом и продолжал работу до самой смерти. Таким образом, опера писалась в течение девятнадцати лет. Когда в 1887 году композитор скончался, опера осталась неоконченной. По записям. Бородина работу завершили Александр Константинович Глазунов и Николай Андреевич Римский-Корсаков. Считается, что Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую слышал в авторском исполнении на фортепиано (сам он опроверг эту легенду на страницах Русской музыкальной газеты). Он также почти целиком сочинил и оркестровал третье действие. Н.А. Римский-Корсаков оркестровал пролог, первое, второе и четвёртое действия и половецкий марш.Бородин, Римский-Корсаков и, возможно, также А.К. Лядов вместе оркестровали сюиту «половецких танцев» второго акта, которая приобрела огромную популярность. В продолжение традиций оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя», событийное развитие в сюжетной линии оперы «Князь Игорь» отражает грандиозность народных сцен с мощным звучанием хора, и в то же время необычайные по красоте арии героев: Ярославны, Кончаковны, Владимира и половецкой девушки.Александр Порфирьевич Бородин успел оркестровать часть пролога (всё, кроме «Сцены затмения»), речитатив и арию князя Владимира Галицкого (I картина I акта), арию Ярославны и её сцену с девушками (II картина I акта, 1879), каватину Кончаковны (II акт, 1869), речитатив и каватину князя Владимира (II акт), арию Кончака (II акт), плач Ярославны (IV акт, 1875), народный хор (IV акт, 1879) и финальную сцену IV акта – партитура для оркестра с участием тенора Ерошки, баса Скулы и хора.Трио Игоря, Владимира, Кончаковны и финал третьего акта с хором, Кончаковной и Кончаком были написаны Бородиным и завершены Глазуновым, который впоследствии и оркестровал их в 1888 году.Римский-Корсаков и Глазунов сами написали сцену II акта, с участием Кончаковны и хора в 1887 году.Композиторы были дружны и работали в тесном кругу, потому музыкальный стиль оперы представляет художественную целостность. Несмотря на то, что Глазунов и Римский-Корсаков оркестровали большую часть музыки (часть которой совсем не была записана), последний настоял на том, что «Князь Игорь» – полностью опера Александра Порфирьевича Бородина.Премьера оперы прошла с большим успехом 23 октября 1890 года в Петербурге на сцене Мариинского театра.Основная мысль произведения, его идея, образы «Слова о полку Игореве», положенное в основу оперы, повествует о походе князя Новгород-Северского Игоря Святославича на половцев.Обращаясь к «Слову о полку Игореве», Бородин отказался от многих повествовательных эпизодов летописи, введя ряд новых персонажей. Среди них князь Владимир Галицкий, разгульный и бесшабашный, мечтающий прорваться к власти ради благ и наслаждений. Его образ представлен в опере как полная противоположность князю Игорю, мужественному и бесстрашному воину и правителю Путивля. Скоморохи Скула и Ерошка также являются находкой композитора. В их образах комических фигур бродячих музыкантов дана яркая характеристика быта Древней Руси.Сам же Игорь, жена его Ярославна, хан Кончак – главные действующие лица оперы – присутствуют в летописи, хотя музыкальная трактовка этих образов в значительной степени подчинена оперному действию.Князь Игорь трактуется как представитель мирного народа, защищающего свою землю и плоды своих трудов. Хан Кончак возглавляет орду кочевников, живущих только за счёт захвата чужих богатств и порабощения соседних народов. Именно противопоставление этих двух фигур воплощает главную идею оперы, которая показана в столкновении двух лагерей: русских воинов, защитников своего отечества, и половцев, захватчиков и поработителей.Идея столкновения двух враждебных сил определила общее композиционное строение оперы, где первое и четвёртое действия происходят в Путивле, а второе и третье в половецком стане. Таким образом обеспечивается необходимый контраст между двумя мирами, каждый из которых представлен и монументальными народными сценами, и яркими, жизненно достоверными характерами.2.2. Анализ хоровых сцен из оперы «Князь Игорь» как основы характеристики двух народов – русских и половцев. В опере «Князь Игорь» представлены две противоборствующие силы – это русское княжество и половецкий стан. Эту роль А.П. Бородин отдаёт хору. Хоровые сцены играют основную роль, хор – это народ, основная составляющая оперы на ровне с главными героями. При помощи хоровых сцен композитор показывает национальную принадлежность и основные черты каждого народа, их различия и общность.Образ русского народа, равно как и образы главных действующих лиц оперы получают в прологе первую характеристику. Пролог оперы, написанный в сквозной форме, принадлежит к величайшим созданиям русской классической музыки.Вступление оркестра открывает пролог (Andante maestoso), размер ¾. Словно тяжелые, грузные удары набата несутся над русской землей размеренные, ровные удары, которым вторят колокола поменьше (Приложение 1, т-ты 1 – 12). Композитор пользуется приёмами звукоизобразительности, воссоздавая облик тех далеких времён. Постепенное crescendo – и diminuendo завершают показ первой темы. Начинается второй наплыв - те же символические удары колокола, но тема звучит у других групп инструментов (автор указывает характер звукоизвлечения pesante), фактура становится насыщеннее (Приложение 1, т-ты 13 – 20). Секвентные ходы подчеркивают развитие действия в это время сцена заполняется народом (Приложение 1, т-ты 21 – 24). Subito piano предваряет финальное развитие оркестрового вступления сначала аккордовая фактура, а после пассаж tutti на crescendo e stringendo готовят хоровую часть (Приложение 1, т-ты 25 – 28).Далее следует хоровой эпизод «Солнцу красному слава», основанный на двух темах: первая – торжественное славление в характере традиционных русских величаний (До мажор) (Приложение 2, т-ты 1 – 13), вторая – более мягкая, плавная, лирическая (Ми мажор) (Приложение 2, т-ты 14 и т.д.). Этот хоровой эпизод написан для пятиголосного смешанного хора, но фактически это двухголосье с удвоением. Хор вступает в темпе Allegro moderato e maestoso, который приблизительно в два раза быстрее начального. Оркестр дублирует хоровые партии и является гармонической поддержкой. Мелодия хора основана на распевном начале и квартовом ходе вниз на слове «слава» (Приложение 2, т-ты 3 – 4). Ход на кварту очень часто используется в русской музыке для выражение героического характера.После показа основной хоровой темы, появляется первый эпизод, который начинает партия басов. В унисон с низкими струнными и духовыми инструментами оркестра мужские голоса очень насыщенно ведут свою партию на piano: «Туру ли ярому, князю Трубчевскому...» (Приложение 2, т-ты 14 – 17). Альты и тенора подхватывают: «...Буй туру Всеволославичу», и несколько раз повторяется попевка «Слава» – при этом мелодическая основа на кварте звучит в басу, а остальные голоса создают ей своеобразное противопоставление (Приложение 3, т-ты 3 – 4). Второе предложение этого эпизода исполняет уже весь хор; мелодия, которая перешла к сопрано, становится более широкой и напевной. «Млад Володимиру да на Путивле, млад Святославу да князю на Рыльске» (Приложение 3, т-ты 9 – 16) – поёт хор, и вновь повторяется ход «Слава» аналогично предыдущему предложению за тем исключением, что последняя фраза – «...на Руси» сопровождается rallentando, готовящим следующий эпизод. Происходит смена тональности на ми-мажор (Приложение 3, т-ты 22 – 24).В этом эпизоде женские голоса трижды проводят с постепенным усилением звучности четырехтактовые фразы. Сопровождение основано на остинатной поддержке гармонии восьмыми (Приложение 4) – как уже упоминалось, роль этого приёма заключается в создании светлого и прозрачного образа. Упругость и подчеркнутость движения помогают выявить внутренний подъём и эмоциональную насыщенность этой части. «С Дона великого до лукоморья слава звенит по степям половецким. В землях незнаемых славу поют вам» – звучит в хоре (Приложение 4, т-ты 1 – 12), и сопрано акцентированно исполняют уже квинтовую попевку «Слава, слава!» – при этом в оркестровом сопровождении преобладают тембрально высокие инструменты (Приложение 4, т-ты 13 – 14). В контраст им становятся басы, вязко и густо поющие «Славным князьям нашим» – основой для их мелодической линии служит первая фраза рефрена (Приложение 4, т-ты 15 – 16). Оркестровая фактура тоже опускается вниз. Эта фигурация повторяется ещё раз со словами «Слава, слава! – Храбрым дружинам их», после чего на subito piano весь хор исполняет предложение, аналогичное тому, что звучало у сопрано и альта в начале этого эпизода, но более широкое как динамически, так и фактурно. В заключение этого эпизода опять звучит перекличка сопрано и баса, в этот раз на гораздо более яркой динамике и с большим эмоциональным наполнением.Короткая связка в два такта (Приложение 5, т-ты 9 – 10) и звучит реприза. Темп в очередной раз увеличивается (композитор указывает animato), динамика возрастает до двух forte. Это указывает на кульминацию произведения, которая долго готовилась всеми предыдущими эпизодами. После проведения основной темы на паузе у хора в оркестре звучит в неизменном виде героический лейтмотив (первая фраза всего пролога) (Приложение 6, т-ты 4 – 5), который затем проводится еще несколько раз при выдержанных длительностях у хора «Слава, слава!». Именно здесь и звучит кульминационный момент, насыщенный сильными эмоциями и эпической героикой. Движение мелодии вниз у хора (Приложение 6, т-ты 6 – 12) является характерным признаком завершения произведения; действительно, сразу после снятия хора в оркестре укрупненными длительностями в последний раз pesante проводится основная тема, и заканчивается данный хоровой эпизод в динамике forte (Приложение 6, т-ты 12 – 20).В данном хоре композитор передаёт сплочённость всего русского народа, готового дать отпор общему врагу, встать на защиту своей родины, спасти свою землю и семью от вражеских сил. В этом номере русский люд и русские князья выступают единым фронтом, нет сословных различий. Народ славит своих князей не как высшую власть, а как спасителей, как почитаемых и уважаемых вождей.В сюжете оперы противопоставлением русскому народу как герою служит половецкий народ, тот самый враг против которого собирается идти князь Игорь с дружиной. Чтобы разобраться с композиторский характеристикой половецкого народа, мы в ходе исследования проанализировали танцевально-хоровую сцену из второго действия «Половецкая пляска с хором».Половецкие пляски – классический образец танцевальной сцены, основанной на музыке народов Востока. По своему художественному значению они стоят рядом с сюитой восточных танцев из четвертого действия «Руслана и Людмилы» М.И. Глинки. При этом особенность созданной А.П. Бородиным сюиты заключается в том, что отдельные разнохарактерные танцы здесь развиваются, соединяются с пением, тесно переплетаются между собой и образуют одну многокрасочную картину.Картина «Половецких плясок» из оперы «Князь Игорь» давно уже существует как самостоятельное балетное произведение. Многие хореографы (Л. Иванов, М. Фокин, К. Голейзовский, И. Моисеев, Н. Долгушин и др.) стремились воплотить на сцене свои фантазии на темы азиатской культуры. Во многом путеводной нитью в работе балетмейстеров послужила гениальная музыка Бородина. Целый состав симфонического оркестра, огромный смешанный хор и множество танцовщиков по замыслу композитора «населяют» половецкий стан.Жанр произведения – танцевально-хоровая сцена оперы А.П. Бородина «Князь Игорь», завершающая второе действие. Все разнообразные стороны половецкого характера – спокойная созерцательность и горячая темпераментность, томность и дикая воинственность, – показанные ранее в отдельных эпизодах и портретных зарисовках, соединяются и раскрываются в полную силу. Наиболее ярко представлены в Половецких плясках и самобытные музыкально-стилистические особенности восточных песен и танцев.Форма произведения – контрастно-составная, основанная на чередовании хоровых и танцевальных эпизодов.Сцена с хором и пляской девушек-невольниц, поющих о далекой родине.Небольшое оркестровое вступление, в основе которого томная восточная мелодия, исполняемая преимущественно деревянными духовыми инструментами, открывает первый хоровой эпизод (Приложение 7, т-ты 1 – 14).Необычайно поэтичная, задумчивая песня, сопровождаемая плавным танцем, вызывает в воображении образ бескрайнего приволья.Песня вобрала в себя типичные черты показанных ранее восточных лирических напевов. Вновь, как и девичьей песни из начала акта, здесь можно отметить гибкость и пластичность распевной мелодии при застывшем органном пункте оркестра, многочисленные мелодические украшения, синкопированный ритм, ладовую переменность, тонко раскрытую гармонизацией, которая меняется при каждом повторении мелодии. Характерно и постепенное общее «сползание» мелодии вниз (Приложение 7, т-ты 15 – 20).Форма хора – простая трехчастная с репризой, типа ABA.Девичий танец сменяется «дикой» (по определению А.П. Бородина) пляской мужчин. Композитор в письмах называл её лезгинкой.Действительно, своим вихревым движением она напоминает лезгинку из оперы «Руслан и Людмила». Как и там, здесь имеются две темы.Первая тема – стремительная, основанная на кружении (Приложение 8, т-ты 1 – 9). Вторая тема – в чуть более спокойном движении, но также своевольная, с резко угловатыми мелодическими контурами (Приложение 8, т-ты 10 – 18).Органные пункты в басу и «пустые» квинты в средних голосах воспроизводят звучание восточных инструментов.А.П. Бородин мастерски объединяет обе темы в одновременном звучании (Приложение 8, т-ты 19 и т.д.), причём то первая тема проходит выше второй, то они меняются местами.В качестве основного фактурного развития композитор использует соединение, называемое двойным контрапунктом (Там же).Двойной контрапункт – наиболее распространённая разновидность вертикально-подвижного контрапункта; охватывает противоположные перестановки голосов, в результате которых верхний голос становится нижним, а нижний – верхним.Двойной контрапункт требует соблюдения в первоначальном соединении двух мелодий ряда ограничений, определяющихся суммарной величиной перемещения мелодий, то есть его так называемым интервальным показателем.Общая пляска, полная стихийной силы, построена на преобразовании и развитии танцевальной «темы чаг».Своеобразная легкая, подвижная пляска юношей с отрывистыми движениями и резкими прыжками, которые чередуются с быстрыми вращениями.Форма хора общей пляски – сложная трехчастная репризная.Первая часть громогласное прославление хана, которое, как было сказано выше, сочетает в себе резкие прыжки и стремительные, быстрые вращения (Приложение 9).Вторая часть – простая двухчастная. Она включает в себя сольные эпизоды женских партий – пляска чаг (Приложение 10, т-ты 1 – 16) и соло хана Кончака, на фоне пляски чаг (Приложение 10, т-ты 17 – 22). Чаги – ханские невольницы.Завершается, анализируемы нами, эпизод темой первой части общей пляски.Открывается сцена использованием переменного лада A-Dur-fis-moll (Приложение 7, т-ты 15 – 18).Ладовая переменность особым образом передаёт национальный колорит и придаёт песне задумчивость, томность и бескрайний простор гармонического сопровождения.Характерно то, что при каждом проведении основной мелодии меняется гармония, сопровождающая мелодию. Однако, все функции находятся в рамках одной тональной системы, будь то элементы «золотой» секвенции либо отклонение во II ступень.Композитор характеризует образы половцев яркими и разнообразными хорами, музыка которых сочетает в себе негу и знойность востока, и дикость степного кочевья. В отличие от Глинки, Бородин не использует цитат из восточной музыки, но благодаря мастерскому применению мелодико-гармонических и метроритмических особенностей восточной музыки, композитор достигает удивительно тонкого колорита.Инструментальные эпизоды практически полностью излагаются на фоне тонического органного пункта – основная тональность «дикой» пляски F-Dur (Приложение 8).Заключительный хоровой эпизод излагается в тональности D-Dur – h-moll.Аккордовая фактура, органный пункт и гармоническая поддержка оркестра – полифункциональные аккорды и нетерцовые созвучия – передают огромную мощь и сплоченность половецкого ханства.С помощью музыкально-композиторских приёмов А.П. Бородин передаёт характеристику половецкого стана, он показывает нам, что половцы это в первую очередь кочевой народ, восточный колорит передаётся при помощи звукоизобразительных средств и мелодических красок.Как и автор «Слова о полку Игореве», А.П. Бородин хотел подчеркнуть, что неудавшийся поход северского князя – только один эпизод многовекового столкновения народов. В этом столкновении на одной стороне была землевладельческая Русь, на другой кочевой Восток. Печенеги, половцы, татары сменяли друг друга, как бегущие волны моря, стремящиеся затопить землю. Это борьба двух эпох, культуры и варварства, передового и отсталого – та борьба, в которой выковывались и судьбы народов и судьбы людей.3. РАЗРАБОТКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ТЕМЕ: «ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИТОРСКИХ ПРИЁМОВ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВ РУССКОГО НАРОДА И ПОЛОВЦЕВ В ОПЕРЕ А.П. БОРОДИНА»3.1 Методические пояснения к уроку. Достаточно мало внимания на уроках музыкальной литературы уделяется хоровым сценам в творчестве разных композиторов. Изучая ту или иную оперу чаще всего рассматриваются основные персонажи, герои, их сольные номера, оркестровые проигрыши, танцевальные номера. Хоровые сцены изучаются вскользь, как красочное дополнение к основному сюжету. Хотя зачастую композитор отдаёт хору фактически главную роль в своём произведении. Приобщение детей к хоровому творчеству является важным аспектом в формировании музыкального вкуса. В современном музыкальном образовании достаточно мало детей, выпускников ДШИ, ДМШ выбирают хоровую специальность для дальнейшего обучения и становления в музыкальной профессии. Принято считать, что, как и в сюжете оперы хор – это что-то второстепенное, хотя хоровое искусство достаточно сложный и важный вид музыкальной культуры. Если на уроках музыкальной литературы приобщать детей к любви не только своего инструмента, но и к любви других направлений творчества, таких как хор, больше рассказывать, показывать и просто учить понимать, слушать, уважать хор – как отдельное направление в музыке, то со временем всё больше детей будут выбирать хоровое искусство как продолжение своего профессионального становления. Именно по этой причине мы разработали урок, связанный непосредственно с приобщением детского интереса к хоровым сценам в операх.Тема урока: Особенности композиторских приёмов музыкальной характеристики образов русского народа и половцев в опере «Князь Игорь» А.П. Бородина.Форма проведения занятий: Урок-исследование оперы А. Бородина «Князь Игорь»Урок разработан и предполагает реализацию в учреждениях дополнительного образования (ДМШ/ДШИ) для детей 4-ого года обучения по предмету «Музыкальная литература».Цель урока: научить выявлять особенности музыкально-композиторских приёмов на примере характеристики русского народа и половцев в опере «Князь Игорь» А.П. Бородина.Задачи:Образовательные: научить анализировать музыкально-композиторские приёмы с целью выявления национальных различий русского народа и половцев в опере «Князь Игорь»; выработать умения формулировать проблемные вопросы; закрепить навыки работы с нотным текстом (клавиром и партитурой).Развивающие: развитие умения воспринимать музыку, анализировать, сравнивать, обобщать, формулировать выводы, самостоятельно оценивать результаты своей учебно-познавательной деятельности.Воспитательные: воспитание музыкально-художественного вкуса; воспитание интереса к оперной и хоровой музыке.В процессе обучения на уроках музыкальной литературы систематически применяются педагогические технологии:- информационно-коммуникационная технология; - технология развивающего обучения.Методические приёмы: беседа, рассуждение, демонстрация, использование технических средств, просмотр видео- и аудиоматериала, работа с нотным материалом, анализ и синтез.3.2 Содержание урока. Данный урок является частью программы курса музыкальной литературы и проводится в рамках календарного плана.На предыдущих уроках был выдан материал по изучению творческого пути А.П. БородинаЧто было задано?. Обучающиеся были ознакомлены с сюжетом оперы «Князь Игорь», её главными героями оперы «Князь Игорь» смотрели фрагменты оперы.В качестве подготовительного этапа было задано домашнее задание: посмотреть фильм-оперу «Князь Игорь» [9]. Ещё раньше домашнее задание включало в себя прочтение «Слово о полку Игореве» [5].На основе имеющихся знаний на уроке проводится беседа о сюжете «Слово о полку Игореве» и оперы «Князь Игорь», формируем основные отличия в сюжетах, вспоминаем черты главных героев оперы.Таким образом, в начале урока проводится этап повторения и закрепления имеющихся знаний.Далее преподаватель предлагает тему урока: Особенности композиторского письма в характеристике русских и половцев в опере «Князь Игорь» А.П. Бородина.Совместно определяем проблему урока, формируем цели и задачи урока.Проблема урока: Какими композиторскими приёмами/средствами музыкальной выразительности Бородин характеризует два образа русских и половцев в опере?Цель урока: Выявить особенности композиторского письма в характеристике русских и половцев в опере «Князь Игорь» А.П. Бородина.В процессе постановки проблемы и цели преподаватель предлагает остановиться на двух различных номерах из оперы, а именно хоровых, так как в опере образ народа характеризуется хоровыми сценами и проанализировать их.Далее следует постановка задач.Задачи:Выяснить национальный особенности двух народов;Послушать фрагменты оперы для дальнейшего анализа образов;Выполнить анализ двух хоровых сцен при помощи нотного материала;Сделать сравнительный анализ хоровых сцен из оперы;Сформулировать выводы.После чего преподаватель предлагает разделить класс на две группы, равные по количеству. Одна группа будут «русские», вторая «половцы».Далее в форме совместной дискуссии выясняем национальные особенности каждого народа. Что характерно для русских? Что характерно для половцев? Традиции и обычаи каждого народа. Каждая группа записывает характеристику своего народа.Затем каждой группе выдаётся нотный текст, соответственно «половцам» - «Половецкая пляска с хором» из второго действия; «русским» - Хор «Солнцу красному слава» из пролога оперы «Князь Игорь».Следующим этапом будет совместное прослушивание каждого номера. При этом каждый ученик в процессе слушания делает заметки относящиеся к их номерам. Небходимо составить рекомендации, план анализа.После прослушивания номеров предлагается обсудить прослушанное внутри своей группы и записать основные тезисы, относящиеся к характеристике образов. В соответствии с планомСледующий этап анализ нотного материала, при помощи раздаточного материала на столах у каждого ученика. Ноты хоровых сцен? План анализа? Главным условием данного этапа является то, что на этом этапе ученики работают в группах без помощи преподавателя. Затем каждая группа представляет свой народ в форме краткого доклада основываясь на прослушанный материал и нотный текст. Рекомендации по докладу. При этом группы обмениваются нотным текстом, так чтобы у «половцев» был на руках хор «Солнцу красному слава», а у «русских» «Половецкая пляска с хором». После чего совместно с преподавателем происходит сравнительный анализ двух номеров, выявляя при этом приёмы и средства музыкальной выразительности, при помощи которых А.П. Бородин даёт определённую характеристику каждого народа.Делаем выводы, отвечая на вопрос поставленный в ходе постановки проблемы: Какими композиторскими приёмами/средствами музыкальной выразительности Бородин характеризует два образа русских и половцев в опере?В качестве домашнего задания предлагается распределить все хоры из оперы по двум лагерям: хоры русских и хоры половцев. Для этого ученикам выдаётся список хоров и предлагается дома прослушать и распределить их на две группы.Таким образом, учащиеся в ходе данного урока будут сфокусированы на поставленной проблеме, научатся самостоятельно и в группе работать как с аудиоматериалом, так и с нотным текстом. Научатся анализировать музыкально-композиторские приёмы с целью выявления национальных различий русского народа и половцев в опере «Князь Игорь»; выработают умения формулировать проблемные вопросы; закрепят навыки работы с нотным текстом (клавиром и партитурой). Будут развивать умения воспринимать музыку, анализировать, сравнивать, обобщать, формулировать выводы. Будет воспитан музыкально-художественного вкус и интерес к оперной и хоровой музыке.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.В ходе исследования нами была достигнута поставленная цель, были выявлены особенности музыкально-композиторских приёмов, при помощи которых А.П. Бородин характеризует образы русских и половцев в опере «Князь Игорь».При достижении поставленной цели были решены ряд задач, а именно:- были подобраны, изучены и систематизированы источники по теме исследования;- нами было изучено «Слово о полку Игореве» как шедевр древнерусской литературы, в двух переводах;- как основа характеристики русских и половцев нами был выполнен музыкально-теоретический анализ хоровых сцен: хор «Солнцу красному слава» и «Половецкая пляска с хором» из оперы «Князь Игорь»;- на основе выполненного исследования разработан современный урок.Исходя из проделанной работы, можно сделать следующие выводы:В Прологе оперы показан один из главных её мотивов – единение русского народа, поднявшегося на врага. Мощный начальный хор «Слава» представляет монументальное хоровое полотно, пронизанное глубоким и торжественным патриотическим чувством.Такой Пролог, помимо необходимого начального пафоса, обнаруживает ещё одно важное свойство оперы «Князь Игорь» как произведения эпического. Всё, чем живёт русский народ, всё, что происходит в стане половцев, показывается через масштабные хоровые сцены.Хор в опере появляется в узловые, важнейшие моменты действия: вступительный хор «Слава» даёт первоначальный образ русского народа, хор девушек из первого действия звучит как жалоба людей на пьяные бесчинства Галицкого, завершающий первое действие хор бояр «Мужайся, княгиня» показывает тревогу путивлян по поводу разгрома Игорева войска и взятия в плен самого Игоря, скорбный хор поселян из последнего действия показывает страдания народа в разорённой, разграбленной стране, а хоровой финал возвещает нам о возвращении князя Игоря из плена и о той огромной радости, какую испытывают жители Путивля.В показе образов половцев хоровые сцены также играют важную роль. Бородин, как истинный художник, не только наделил половцев воинственными чертами, но и придал их музыкальным характеристикам черты поэтической нежности.Безмятежно и спокойно звучит хор половецких девушек в начале второго действия, ярко контрастируя с только что отгремевшим батальным окончанием первого. Они поют о родной земле, с которой разлучены. Нежно и томно звучание хора половецких невольниц, завершающего второе действие. Половецкая пляска предаёт бушующую восточную удаль и силу кочевого народа.Исходя из поставленной нами проблемы в начале исследования, важным и необходимым является формирования современного урока так, чтобы обучающиеся могли усвоить материал по изучению оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина и определить особенности композиторского письма для характеристики образов.Нами был разработан современный урок по теме: «Особенности композиторских приёмов музыкальной характеристики образов русского народа и половцев в опере «Князь Игорь» А.П. Бородина».Применение данной разработки поможет в приобщении детей к оперному и хоровому искусству, формировании эстетических музыкальных интересов и вкусов. Так же в ходе подобного современного урока дети научатся анализировать музыку как на слух, так и при помощи нотного материала, что способствует развитию творческого начала у обучающихся.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
  • Бородин, А.П. Князь Игорь А.П. Бородина: [Опера в 4-х д.(5-ти карт.) с прологом, слова и музыка А.П. Бородина; Предисл. Т. Голланда ] – 3-е изд. – М.: Музыка, 1984. – 80с.
  • Головинский, Г.Л. Князь Игорь А. Бородина [Текст]/ Г.Л. Головинский. – М.: МУЗГИЗ, 1962. – 80с.
  • Гордеева, Е.М. Композиторы «Могучей кучки» [Текст] / Е.М. Гордеева. – М.: Музыка, 1986. – 288с.
  • Добровенский, Р.Г. Алхимик или Жизнь композитора А. Бородина. [Текст]// Составитель Р.Г. Добровенский. – Рига: Лиема, 1984. – 487с.
  • Жуковский, В.А. Слово о полку Игореве [Электронный ресурс] / В.А. Жуковский // Русская виртуальная библиотека сайт – rvb.ru, 1999. – URL: (дата обращения: 25. 12. 2021).
  • Заболоцкий, Н.А. Слово о полку Игореве [Электронный ресурс] / Н.А. Заболоцкий // Культура.рф: литература, 2013 – 2022. – URL: (дата обращения: 3. 01. 2022).
  • Зорина, А.П. Александр Порфирьевич Бородин [Текст] / А.П. Зорина – М.: Музыка, 1987. – 272 с.
  • Ильин, М. Александр Порфирьевич Бородин («Жизнь замечательных людей») [Текст] / М. Ильин, Е. Сегал (Маршак Илья Яковлевич, Маршак Елена Александровна) – М.: Гослитиздат, 1953. – 368с.
  • Ленфильм. Князь Игорь, фильм-опера (1969) [Электронный ресурс]/ Сайт YouTube.ruURL: (дата обращения: 26. 12. 2021).
  • Лихачев, Д.С. Слово о полку Игореве и культура его времени [Текст] /Д.С. Лихачёв // Библиография трудов Д.С. Лихачева. – Л.: Худож.лит., 1978. – 359с.
  • Попова, Т.В. Бородин [Текст] / Т.В. Попова. – М.: Музыка, 1972. – 36с.
  • Русские националистические мультфильмы. Сказание про Игорев поход (СССР, 1972) [Электронный ресурс] / Сайт YouTube.ruURL: (дата обращения: 25. 12. 2021).
  • Рязанкина, Т.А. Князь Игорь – опера А. Бородина [Текст] / Т.А. Рязанкина. – М.: Музыка, 1975. – 32с.
  • Советское телевидение. Гостелерадиофонд. А. Бородин. Князь Игорь. Постановка Большого театра (1993) [Электронный ресурс]/ Сайт YouTube.ruURL: (дата обращения: 29. 12. 2021).
  • Советское телевидение. Гостелерадиофонд. Слово о полку Игореве. Читает А. Мягков (1972) [Электронный ресурс]/Сайт YouTube.ruURL: (дата обращения: 25. 12. 2021).
  • Сохор, А.Н. Александр Порфирьевич Бородин. Жизнь, деятельность, музыкальное творчество [Текст] / А.Н. Сохор. – М.: Музыка, 1965. – 820с.
  • Приложение 1Приложение 2Приложение 3Приложение 4Приложение 5Приложение 6Приложение 7Приложение 8Приложение 9Приложение 10