Публикации Музыкально-дидактические игры как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Музыкально-дидактические игры как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Автор: Гордеева Елизавета Олеговна

Министерство образования и науки Нижегородской области ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»Студентка 3 курса,специальность 44.02.01Дошкольное образование,группа ДО – 3АГОРДЕЕВАЕлизавета ОлеговнаМузыкально-дидактические игры как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возрастаКурсовая работаДзержинск – 2024ОГЛАВЛЕНИЕСТР.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..…………………… 3ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………… 1.1. Творческие способности и их развитие в дошкольном возрасте……………………...………………………………….....101.2. Задачи и содержание музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….16Выводы по главе 1…………………………………………………………….20ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………2.1. Характеристика музыкально-дидактических игр и методика их проведения с детьми старшего дошкольного возраста…………...…212.2. Опыт практикующих воспитателей по проведению музыкально-дидактических игр…………………………………………………..292.3. Разработка картотеки музыкально-дидактических игр…...…31Выводы по главе 2..……………………………………………………...36ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..……………………………………..…….37СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………39ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….42ВВЕДЕНИЕВажной частью всестороннего развития личности дошкольника является музыкальное воспитание. В старшем дошкольном возрасте важно давать детям яркие музыкальные впечатления, учить ощущать настроение, передаваемое музыкой, обучать навыкам пения или игры на простых инструментах. Дети приобщаются к музыке во время занятий, прослушивания музыкальных произведений, исполнения песен. Музыка изображает и описывает разные жизненные явления. С помощью музыки в детском саду развиваются творческие способности.В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) одним из основных принципов является реализация образовательной программы дошкольного образования в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. [1] Так же здесь изложены цели и задачи каждого из пяти направлений развития и образования детей. Музыкальная деятельность относится к направлению художественно-эстетического развития, которое «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)». Исходя из требований нормативно-правовой базы дошкольного образования, реализация развития музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста не может рассматриваться без создания необходимых условий. Педагоги В.И. Логинова и П.Г. Саморукова считают, что «к концу старшего дошкольного возраста ребенок может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а воспринимать их глубже, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительноизобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений. Активно развиваются художественно – творческие способности, дети сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, песни, пляски, создают аппликацию, рисуют, лепят. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям, как своих сверстников, так и своим собственным.У них появляется интерес к красивому в окружающей мире и искусстве, к различным видам художественной деятельности. У детей наблюдается яркое выражение эмоций к произведениям искусства. Продолжает развиваться художественное творчество, однако детские замыслы еще характеризуются недостаточной устойчивостью и отчетливостью. Дальнейшее эстетическое развитие ребенка осуществляется в школе [18].Б.П. Никитин в книге «Развивающие игры» ссылается на высказывание В.А. Сухомлинского, что «игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [6]. Как говорил философ Э. В. Ильенков: «Всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности – способность к творчеству», и чем раньше произойдет встреча ребенка с искусством, тем процесс развития этой способности будет более эффективным. [19]Психолог Б.М. Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения». [2]. Он занимался исследованием проблемы способностей. В понятие «способность» он заключил 3 признака:1. Под способностью разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;2. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.Как отмечает Б. М. Теплов, способности всегда являются результатом развития. Из этого следует то, что способности не бывают врождёнными. Они развиваются в соответствующей конкретной деятельности. Но врождёнными бывают природные задатки, которые и оказывают влияние на проявление тех или иных способностей ребёнка. Основываясь на этом, можно определить детские творческие способности как индивидуальные особенности ребёнка, благодаря которым он может заниматься творческой деятельностью. [20]Для того чтобы творческие способности ребенка успешно развивались, необходимо создание благоприятных условий.Таким образом, проследив развитие теорий об игровой деятельности ребенка в истории педагогики и рассмотрев структуру игр, можно прийти к следующим выводам.В жизни ребёнка дошкольного возраста играведущий вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений.В конечном итоге ребенок к концу дошкольного детства должен достигнуть такого уровня музыкального развития, который позволит ему не отставать от новой социальной позиции – школьника – проявлять свои творческие способности и быть эффективнее в школьной среде.Безусловно, сама организация использования музыкальных дидактических игр требует от педагога понимания значимости и ценности музыкального воспитания детей, большого творчества и мастерства. Противоречия теории и практики состоит в том, что в теории достаточно много разработок музыкально-дидактических игр, но воспитатели редко используют их в своей работе, отдавая предпочтение дидактическим играм по другим видам деятельности, потому что считают, что музыкальным воспитанием и развитием детей занимается музыкальный руководитель.Из этого противоречия возникает проблема исследования: каким образом музыкально-дидактические игры способствуют развитию творческих способностей старших дошкольников?Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста.Предмет исследования: музыкально-дидактические игры как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.Цель исследования: теоретическое и методическое обоснование использования музыкально-дидактических игр как средства развития творческих способностей старших дошкольниковЦель определила следующие задачи:1. Рассмотреть творческие способности и их развитие в дошкольном возрасте;2. Изучить задачи и содержание музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста;3. Дать характеристику музыкально-дидактических игр и методике их проведения с детьми старшего дошкольного возраста;4. Описать опыт практикующих воспитателей по проведению музыкально-дидактических игр;5. Разработать собственную картотеку музыкально-дидактических игр.Методы исследования: анализ литературы, изучение опыта практикующих педагогов, подбор методических материалов. Словарь основных понятийВоспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности, заключающийся в передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему.Дидактическая игра – это игра с правилами, специально создаваемая педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Она направлена на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в ней проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.Игра – вид непродуктивной деятельности, основной мотив которой заключен не в результате, не в получении утилитарных вещей, а в самом процессе; основной вид деятельности дошкольника.Музыкальная грамотность это способность на слух определить характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером её исполнения.Музыкальное исполнительство – область художественного творчества, связанная с воссозданием реального звучания музыкальных произведений. К музыкальному исполнительству относится творчество певцов, инструменталистов, дирижёров. Наряду с созданием, распространением музыки и её восприятием.Музыкальноигровая деятельностьявляется одним из ведущих средств при развитии у детей творческих способностей.Музыкальные дидактические игры – это музыкальносенсорная деятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.Музыкальное воспитание – это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства – формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке, передачи им опыта музыкальной деятельности.Музыка – вид искусства. Согласно А. Н. Сохору, этот вид «отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов».Нравственноэстетические переживания – базисный уровень эстетического сознания человека, исходное и конечное звено всех видов полноценной эстетической деятельности.Творчество – деятельность, результат которой есть создание чеголибо качественно нового.Творческое развитие ребенка – это гармоничное развитие его личности и индивидуальности. Оно тесно связано с развитием способности, выразить своё эмоциональное содержание.Развитие – это тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Творческие способности и их развитие в дошкольном возрасте
  • Большинство психологов считают, что существует две группы условий и развития творческих способностей: психологические условия (интеллектуальные и личностные факторы) и социально-психологические.Согласно исследованиям психологов и педагогов, существует тесная связь между творческими способностями и развитием личности и интеллекта. Уровень творческих способностей ребенка формируется взаимодействием с окружающей средой и под влиянием образования и воспитания. Л.С. Выготский высказывает мнение, что все, что требует творческого пересоздания и связано с новаторством, необходимо участие фантазии, которая является функцией как эмоциональной, так и интеллектуальной жизни. Фантазия используется для создания как художественных, так и научных произведений, включая технические конструкции. Фантазия является проявлением творческой деятельности человека и позволяет ребенку предвосхищать свое будущее, тем самым приближаясь к его реализации. Наблюдая различные возрастные группы детей, мы замечаем, что в каждой возрастной категории существуют свои предпосылки для развития творческих способностей. Современная педагогика стремится активизировать музыкально-эстетическое воспитание дошкольников через творчество, что обусловлено объективными факторами: важностью творчества в познании мира, потребностью в разностороннем развитии личности, естественной активностью детей, которая требует творческой деятельности, близкой и знакомой с детства. Дети по своей природе любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество является нормой его развития. Развитие творческих способностей ученика делает его жизнь более насыщенной и содержательной. Творческий процесс тренирует и развивает умение запоминать, мыслить, проявлять активность, быть наблюдательным, устремляться к цели, применять логику и интуицию. В музыкальном творчестве особую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения и активности, способности быстро принимать решения и мыслить аналитически. Творческая составляющая пробуждает в ребенке богатое воображение и фантазию. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.Развитию творческих способностей свойственны определенные этапы:1. Накопление впечатлений;2. Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;3. Импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании;4. Создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического.Преодоление этих этапов осуществляется при решении следующих задач:1. Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости, эмоциональной культуры детей, развитие фантазии, воображения при восприятии художественных произведений в их диалектической взаимосвязи с окружающим миром;2. Выявление художественно-творческих устремлений на основе проблемных, поисковых методов обучения: беседы, игровой импровизации, диалога, наблюдения, сравнения, а также знаний соответствующего типа;3. Формирование музыкальных знаний, умений и навыков таких, как: сравнение различных музыкальных воплощений явлений окружающего мира; определение по характеру музыки того или иного персонажа, создание его словесного и живописного портретов; осознание элементарных принципов звуковысотной и ритмической организации музыки, высоких и низких, долгих и коротких звуков; сочинение простейших музыкальных попевок, характеризующих настроение, состояние; элементарное постижение выразительной сущности музыкальной интонации как основы для приобщения к пению; умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.Совместное музицирование – игра в оркестре, в ансамбле, пение в хоре, музыкальные постановки – прекрасно решают многие психологические проблемы общения: застенчивый ребенок может, участвуя в таком музыкальном действе, почувствовать себя в центре жизни; а творческий ребенок – проявит свою фантазию на деле. В творческом коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение. Творчество детей на уроке понимается как умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально, возможно даже оригинально. “Сыграй, спой, станцуй, как ты хочешь” - эти магические слова распахивают перед ребенком невидимые ворота в мир фантазии, находчивости, изобретательности, где он не скован почти никакими ограничениями.Развивать творческие способности детей - значит развивать их воображение.“Восприятие искусства требует творчества, потому что недостаточно просто искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться и в структуре самого произведения, необходимо еще творчески преодолеть свое собственное чувство”. [21]Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Процесс творчества есть процесс переживания и создания смысла, процесс же восприятия есть сопереживание и понимание этого смысла. Эстетическое сопереживание и связанный с ним процесс сотворческого восприятия искусства становятся основой для самостоятельной созидательной деятельности дошкольников. Поэтому воспитание эмоциональной культуры ребенка – важнейшее условие для оптимизации художественно развитой творческой личности.Детские музыкальные инструменты - средство обучения музыке, а игра на них – самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности школьников, так как это практическая деятельность, ребенок создает, а не только потребляет, находится внутри музыки, а не снаружи ее. Реализуются наиболее значимые задачи:1. Создание условий, предоставление шанса каждому школьнику для поиска и выявления, индивидуальных для него способов общения с музыкой.2. Творческое развитие его природной музыкальности.Совместное музицирование (пение в хоре, игра в ансамбле) решает многие задачи и проблемы общения. Застенчивый ребенок станет участником общего дела; неуправляемый подчинится единому, строгому замыслу; одаренный сможет воплотить свои творческие фантазии. Становится ощутимой ценность каждого в общем деле, и дети чувствуют это. На таких уроках в процессе коллективного музицирования формируется эмоциональная сфера ребенка, его душевное здоровье.Шумовой оркестр – это игра в оркестр, где есть место фантазии, импровизации, творчеству. Игра в оркестр активизирует восприятие детей, помогает им почувствовать себя причастными к процессу творчества и вызывает у дошкольников живой интерес.Пение – активная деятельность в приобщении к музыкальному искусству, способствующая творческому развитию школьников. Пути вхождения в песню рождаются самой музыкой и детьми и позволяют раскрывать и находить все новые и новые разнообразные методы вокально-хорового музицирования, помогают постепенно овладеть тем методическим богатством, которое таится в искусстве.Важно на музыкальных занятиях создавать условия для активного выражения себя в творчестве каждому ребенку, независимо от индивидуальных его возможностей. Все дети должны испытать радость творчества, ибо с ней связана эмоциональная отзывчивость на музыку. Такие возможности не может обеспечить только песенное музицирование, так как есть немалое число детей с «удовлетворительными» и даже с «неудовлетворительными» вокальными данными, со слабой координацией слуха и голоса, и для них процесс песенного творчества сопряжен с определенными трудностями. Решить эту проблему помогает вокальная импровизация.Импровизация – одно из любимых занятий дошкольников. С удовольствием импровизируют не только те, кто умеет хорошо петь, но и слабо интонирующие дети, недостаточно владеющие своим голосом. В импровизации ребенок как бы раскрепощается, ему не надо подражать пению других, что часто бывает очень нелегко. Выступая с собственной мелодией, ребенок не боится спеть ее неверно и продемонстрировать тем самым свое неумение. Пробудить интерес ребенка к пению легче именно в ходе импровизации. Импровизационное песенное творчество детей не возникает само по себе. Оно опирается на восприятие музыки, музыкальный слух ребенка, умение оперировать музыкально-слуховыми представлениями и на воображение ребенка, способность комбинировать, изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта.Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально – дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.Основное значение музыкально – дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально – дидактических игр в том, что они помогают ребенку применять полученные знания в жизненной практике.Все формы музыкальной деятельности в детском саду должны способствовать творческому развитию учащихся, т. е. вырабатывать в них стремление сделать что-то свое, новое, лучшее. Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в труде способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает целостную, творческую личность.
  • Задачи и содержание музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Музыкальное воспитание детей в детском саду является синтезом различных видов деятельности.Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: помимо того, что развивается певческий голос, чувство ритма, координация, формируется так же и эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоциональную сферу, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.Музыка - средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.Цель музыкального воспитания в соответствии с ФГОС ДО: воспитание в детях способности воспринимать и понимать (в доступном объеме) произведения искусства: словесного, изобразительного и музыкального.Основная цель музыкального воспитания в детском саду - подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребенка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, проникаться его настроением, мыслями, чувствами.Согласно программе «От рождения до школы» в старшем дошкольном возрасте воспитатель должен продолжать формировать интерес к музыке, воспитывать бережное отношение к произведениям искусства, развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства, учить соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие, подбирать материал и пособия для самостоятельной творческой деятельности, формировать умение выделять, называть, группировать музыкальные произведения.Выделяются такие задачи, как:1) Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее;2) Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой;3) Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух;4) Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах; творческой активности детей;5) Учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня);6) Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза);7) Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка);8) Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо;9) Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него;10) Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера;11) Развивать песенный музыкальный вкус;12) Песенное творчество. Учить импровизировать мелодию на заданный текст;13) Учить детей сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую;14) Музыкально-ритмические движения. Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоциональнообразное содержание;15) Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами;16) Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед);17) Познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов;18) Продолжать развивать навыки инсценирования песен; учить изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т.д.) в разных игровых ситуациях;19) Музыкально-игровое и танцевальное творчество. Развивать танцевальное творчество; учить придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве;20) Учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни;21) Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов;22) Игра на детских музыкальных инструментах. Учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп;23) Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.Такое большое количество задач должно выполняться воспитателем по программе, чтобы у ребенка была возможность развивать свои творческие способности в музыке. Выводы по главе 1В первой главе были рассмотрены важные теоретические аспекты, задачи первой главы решены. Основная цель музыкального воспитания в детском саду - подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребенка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, проникаться его настроением, мыслями, чувствами.Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально – дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: помимо того, что развивается певческий голос, чувство ритма, координация, формируется так же и эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоциональную сферу, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.Согласно программе «От рождения до школы» в старшем дошкольном возрасте воспитатель должен продолжать формировать интерес к музыке, воспитывать бережное отношение к произведениям искусства, развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства, учить соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие, подбирать материал и пособия для самостоятельной творческой деятельности, формировать умение выделять, называть, группировать музыкальные произведения.
  • СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • 2.1. Характеристика музыкально-дидактических игр и методика их проведения с детьми старшего дошкольного возрастаДети старшего дошкольного возраста испытывают особую любовь к искусству и могут быть вовлечены в посильную для них деятельность, которой является интерес к музыке, восприятие ее содержания, формы, а также пробуждение потребности общения с ней и желания проявить себя в сфере музыкального искусства, духовного мира. Перед началом работы по музыкальному развитию педагог сначала проводит диагностику музыкальных способностей ребенка. риложение 3) Одним из средств развития способностей являются музыкально-дидактические, которые объединяют все музыкальные виды деятельности: слушание, под музыку, игру на инструментах. Был проведен опрос воспитателей в детском саду города Дзержинска, чтобы выяснить, сколько воспитателей используют в своей деятельности музыкальные игры. Результаты опроса можно увидеть ниже на диаграмме.Рисунок 1- Использование музыкально-дидактических игр Основная цель музыкально-дидактических игр – формирование у детей музыкальных способностей, помочь им разобраться в звуках по высоте в доступной игровой форме, развитие у них динамического чувства и тембрового, побуждение к самостоятельному применению знаний.Музыкально-дидактические игры очень важны. Они обогащают детей впечатлениями, развивают у них, самостоятельность, способствуют восприятию и различению свойств музыкального. Педагогическая ценность игр заключается в том, что они перед ребенком воспроизводят опыт применения полученных в жизненной практике ситуаций.Дидактическая игра может рассматриваться как метод обучения; форма обучения; средство музыкального образования и развития ребёнка.Существуют различные классификации игр. Н. А. Ветлугина, например, предложила классификацию дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, определила музыкально-дидактический материал и сформировала требования к эстетическому, оформлению наглядных пособий. Н.А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные, хороводные. За основание этой классификации взято различение игровых действий детей. В дальнейшем эту работу продолжили А.Н. Зимина, Э.П. Костина. [3]Э.П. Костиной разработаны настольные музыкально-дидактические игры для развития музыкально- сенсорных способностей. [22]А.Н. Зимина в зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально-дидактические игры подразделяет на три вида:
  • Спокойное музицирование;
  • Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий;
  • Игры, построенные по типу хороводных. [23]
  • В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картину, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т.д.Второй вид дидактических игр характеризует динамику действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагирует на него движениями. Звучат громкие звуки - в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие - другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры - физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т.д. В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются 2 или 3 круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра - второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок вовремя должен вслушиваться в смену звучания и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели. Например, в игре первого вида дети учатся различать тембр барабана, погремушки, дудочки. Педагог делит их на 3 подгруппы. Первая подгруппа при звучании барабана должна имитировать руками игру на барабане, вторая при звучании погремушки - помахивать кистями рук, третья при звучании дудочки - имитировать игру на дудочке. Последовательность звучания инструментов педагог варьирует по своему усмотрению, отмечая при этом для себя ту подгруппу детей, которая выказывала более точную реакцию. В конце игры педагог подводит итоги, т.е. отмечает победителей. А того, чтобы вызвать у детей интерес в игре и желание участвовать в ней после подведения итогов, победившие награждаются - по их желанию исполняется песня, произведение для слушания, проводится музыкальная игра, читается стихотворение и т.д. Если играют не подгруппой, а два - три ребенка, то в виде поощрения можно предложить победителю роль ведущего игры.Методика проведения музыкально-дидактических игр третьего вида (типа хороводных) аналогична. Методика проведения второго вида отличается тем, что наградой является не исполнение желания победителей (их невозможно выявить из всей массы играющих детей, если, конечно, игра не проводится с двумя-тремя детьми в пространстве групповой комнаты), а соревнование в ловкости, увертливости, первенстве в построении.Н.А. Ветлугина отмечает, что для первого и третьего вида музыкально-дидактических игр «характерна синхронность игровых действий с реализацией сенсорных заданий. Для второго - элемент игровых соревнований требует отсроченности по времени от выполнения заданий, облеченных в более спокойную игровую форму». [7]Во всех видах музыкально- дидактических игр их правила тесно связаны с качеством выполнения сенсорных заданий и направлены на поощрение детей, точно их выполнивших.На каком бы уровне возрастного развития ни находился ребенок, он всегда эмоционально воспринимает звучание музыки. Развитый музыкальный слух позволяет ему узнавать, различать, сопоставлять, воспроизводить звуковысотные, ритмические, тембровые и динамические компоненты этого звучания, ориентироваться в музыкальных явлениях.Одновременно с проведением музыкально- дидактических игровых упражнений на различение не только основных свойств звука, но и средств музыкальной выразительности. При этом следует использовать настольно- печатный игровой материал, созданный руками воспитателей, персонажи кукольного театра, фланелеграф, озвученные музыкальные игрушки. Например, для различения бодрого и спокойного характера музыки на столе можно разложить карточки с изображением марширующих и спящих детей. Педагог предлагает, когда будет звучать марш, выбрать картинку с изображением марширующих детей, а когда будет звучать колыбельная - спящих детей. У каждого ребенка должно оказаться по две разных картинки, тогда педагог может убедиться в правильности выполнения задания. Если при проведении музыкально- дидактических упражнений даже к концу года дети еще ошибаются, то задания уже к середине учебного года все они выполняют верно.С детьми средней группы последовательно проводится все виды игр, включая музыкально-дидактические упражнения, задания и самостоятельные действия с музыкально-дидактическим игровым материалом (музыкальными часами, музыкальным ящиком, музыкальной тетрадью, не озвученными инструментами и др.). Наличие определенного музыкального опыта позволяет им быть достаточно активными в практической деятельности, самостоятельно использовать умения, полученные на занятиях и в повседневной жизни.Как показывает практика, игры типа «спокойное музицирование» обычно проходят успешно. Соревнуясь в умении вслушиваться в музыку, ошибаются лишь дети, долго не посещавшие сад по болезни и вновь поступившие.Игры типа подвижных примерно до середины срока пребывания детей в группе вызывают у некоторых из них затруднения: они начинают движения только после своих товарищей, не выдерживают длительных остановок - убегают на места, не могут сориентироваться при построениях в конце игры. С этими детьми проводятся дополнительные занятия индивидуально или небольшими подгруппами. Например, педагог говорит: «Когда я буду громко играть плясовую мелодию, плясать будет Коля, а когда тихо - Наташа». Игры типа хороводных затруднений у детей обычно не вызывают, за исключением игр на различение силы звука. Например, «Тише - громче запоем» - по правилам которой ребенок должен найти спрятанный предмет, ориентируясь на динамику (громче-тише) звучания песни или инструментального музыкального произведения, исполняемого педагогом. Многим одновременная ориентировка в пространстве и в динамике звучания оказывается непосильной в силу особенностей нервной системы, характера, степени развитости музыкального слуха. В коллективных действиях такие дети действуют увереннее, в индивидуальных - скованнее.В средней группе следует создавать среду для самостоятельного проведения детьми музыкально- дидактических упражнений - предлагать настольно-печатный, игровой музыкально-дидактический материал: музыкальные шкатулки, музыкальное лото, «нотные тетради», музыкальные часы, домино, наборы картинок с изображением музыкальных инструментов, пособия «Спой песенку», «Помоги Снегурочке пройти на елку», не озвученные проигрыватели и пианино, на которых дети «играют», используя «нотные тетради».Музыкально-дидактические игры всех трех видов проводятся в повседневной жизни детского сада, на прогулках в теплое время года, на комплексных музыкальных занятиях, в часы, отведенные для игровой деятельности. Группы необходимо оснащать пособиями, инструментами и игрушками, рекомендованными программой воспитания, лабораториями эстетического и дошкольного воспитания. Кроме того, воспитателям следует самим делать пособия для дидактических игр, разрабатывать их содержание.Необходимо отметить, что музыкальные произведения, на основе которых разворачиваются игровые действия, должны воспринимать детьми целостно, и в то же время, им следует выделять те или иные средства музыкальной выразительности, в зависимости от правил игры. Педагоги используют для таких игр народные мелодии, фрагменты авторских произведений, сами сочиняют несложные пьесы. Музыкально- дидактические игры могут также проводиться и без использования фортепиано - под пение, звуки различных музыкальных инструментов: погремушки, бубна, барабана, дудочки и т.д.Музыкально-дидактическим материалом игр являются:
  • Песни, инструментальные произведения;
  • Набор музыкальных инструментов;
  • Наборы музыкальных игрушек.
  • Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, Радынова О.П. классифицирует музыкальные игры именно по этому основанию - их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально- слуховых представлений и чувства ритма. При этом развитие музыкально- сенсорных способностей (прежде всего различение звуков по высоте и длительности) играет важную роль.В основу классификации игр Комиссаровой Л.Н. положены задачи формирования восприятия четырех важных свойств музыкальных звуков (высота, ритмические отношения, тембровая окраска и динамические оттенки). В связи с этим даны четыре вида игр:
  • Игры, развивающие у детей звуковысотный слух.
  • Игры, развивающие ритмическое чувство.
  • Игры, развивающие тембровый слух.
  • Игры, развивающие динамический слух. [12]
  • Возрастные особенности детей дошкольного возраста учитывались не только при обосновании дидактических задач, но и при отборе различных типов настольных игр. Так, для детей средней группы игры разработаны по типу разрезных картинок: детям раздаются большие карты с разными рисунками, соответствующими содержанию игры, затем по ходу игры ребенок, правильно узнавший звук, получает одну четверть такой же карты и кладет ее на соответствующую часть своей большой карты.Новикова Г.П. проводит такую классификацию музыкально- дидактических игр:
  • Игры с игрушками;
  • Игры с картинками;
  • Игры хороводные;
  • Игры подвижные. [24]
  • Таким образом, музыкально- дидактические игры сочетают в себе многие условия, которые особо благоприятствуют сенсорному развитию детей. Их содержание, структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию высотного и ритмического, динамического и тембрового слуха. Игры просты и доступны; они позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. В основу их классификации положены задачи формирования умений различать, сопоставлять названные свойства музыкальных звуков.2.2. Опыт практикующих воспитателей по проведению музыкально-дидактических игр Рассмотрим опыт работы Н. А. Никифоровой музыкального руководителя детского сада МОУ «Детский сад № 279» г. Волгоград. Её опыт показывает, что творческие способности развиваются в разных видах музыкальной деятельности, которые нужно обязательно проводить линейно, совместно, друг за другом. Педагог поставила для себя такие задачи:
  • воспитывать у детей любовь и интерес к певческой деятельности;
  • развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);
  • формировать певческие навыки;
  • развивать исполнительское мастерство;
  • побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;
  • развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, способность к спонтанному творческому поведению;
  • побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества: в музыкально-ритмических движениях, ритмопластике, дирижировании, певческих импровизациях, игре на детских музыкальных инструментах;
  • создать предпосылки к формированию творческого мышления.
  • Проводились такие музыкально-дидактические игры как «Домик-крошечка», «Ленивый жук», «Пчелки», «Музыкальные узоры»риложение 1). При проведении игр были использованы такие приемы как напоминание, пример взрослого, контроль, использовались словесные методы и наглядные в виде раздаточного материала, были проведены дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения перед началом пения. Педагогом была организована работа по закреплению знаний детей о направлении мелодии вверх и вниз. Детям предлагались песни, отражающие быт и проблемы людей. Дидактические игры проводились с упором на совместное и самостоятельное пение. Также создавались проблемные ситуации: выяснилось, что кукла не может уснуть без колыбельной; пришел гость и предложил устроить певческий конкурс на лучшее исполнение песни. После проведенной работы воспитанники стали проявлять большую самостоятельность в выборе песен и самостоятельной игре с ребятами из своей группы, брали для игры музыкальные инструменты из музыкального уголка.Также был рассмотрен опыт И. А. Левкович музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад №15» г. Михайловска. Цель примененных музыкально-дидактических игр – развитие музыкальных способностей, углубление представлений детей о средствах музыкальной выразительности. Использовались такие игры как «Три танца», «Волшебный телевизор», «Назови композитора» (Приложение 2), «Волшебный волчок «Нарисуй песню», «Цвет – настроение», «Какую линию выбрать?». В них использовались наглядно-слуховые и наглядно-зрительные методы руководства. После проведения игр педагог проводит беседу с родителями, убеждая в важности участия семьи в формировании творческого начала детей.Таким образом, был рассмотрен опыт педагогов Н. А. Никифоровой и И. А. Левкович, и можно отметить, что в своей работе с детьми эти педагоги стараются уделять особенное внимание развитию творчества и исполнительского искусства у детей. 2.3 Разработка картотеки музыкально-дидактических игрНиже представлены музыкально-дидактические игры на развитие творческих способностей для детей старшего дошкольного возраста. При подборе игр внимание было обращено на содержание и наполненность музыкой, ведь слушание музыки – главная составляющая музыкального образования.Музыкальные пряткиДидактическая задача: учить слушать и слышать музыку, определять ее интонацию и в зависимости от этого выполнять необходимые движения, прививать интерес к музыкальным играм.Игровая задача: найти медвежонка, слушая музыку.Оборудование: небольшая детская игрушка (медвежонок), музыкальное сопровождение.Ход игры: воспитатель предлагает ребятам поиграть всем вместе в игру и начинает объяснять правила, которые заключаются в том, что необходимо найти медвежонка. Ребята становятся в ряд, поворачиваются к стене и закрывают глаза, а воспитатель в это время прячет медвежонка в укромное место. Когда дети поворачиваются, то им сложно сразу определить, откуда стоит начинать поиск. Тут им на помощь приходит музыка, которая подсказывает, куда нужно идти, а куда – нет. Происходит это следующим образом: ребята начинают ходить по комнате. Если они идут в нужную сторону, то играет плавная и мелодичная музыка. Но если они ищут не в том месте, то мелодия сменяется более грустной. Если дети уже близки к отгадке, то педагог может сыграть веселый марш или другую подобную мелодию. Так дети учатся прислушиваться, отличать минорную и мажорную музыку и начинают выполнять определенные действия в зависимости от того, какая мелодия в данный момент звучит.ПузырьДидактическая задача: обучить выполнять движения под музыку и стараться, чтобы они соответствовали ее темпу, развивать творческие способности, формировать творческое мышление.Игровая задача: с надутыми щечками, как пузырики, кружиться под музыку, а после замереть и не смеяться, пока ведущий будет смешить.Оборудование: музыкальное сопровождение.Ход игры: воспитатель собирает всех детей вместе и объясняет правила игры «Пузырь», которые заключаются в том, что необходимо выполнять различные действия, пока играет музыка, но остановиться, когда она прекратит звучать. И при этом нужно удерживаться от смеха, когда мимо будет проходить водящий и смешить всех своими действиями. После этого ребята выбирают себе водящего. Когда музыка начинает играть, все дети стараются медленно или быстро (в зависимости от темпа мелодии передвигаться по игровой комнате). Нельзя забывать о том, что щеки должны быть постоянно надутыми, ведь они «пузырики». Как только музыка прекращается, все игроки должны замереть на месте в той позе, в которой оказались, и стоять так как можно дольше, не шевелясь и не смеясь, чтобы щеки оставались надутыми. Водящий подходит к каждому и заглядывает ему в глаза, строит рожицы, в общем, пытается рассмешить любым способом. Как только ребенок сдул щечки, т.е. «лопнул», он выходит из игры. Побеждает тот ребенок, который продержался дольше всех. Он-то и становится ведущим в следующем туре.КарусельДидактическая задача: развивать чувство ритма у детей, умение передвигаться в соответствии с темпом мелодии, воспитывать эмоциональный отклик на музыку.Игровая задача: кататься на карусели быстро, если музыка веселая, и кататься медленно, если музыка грустная.Оборудование: круг диаметром 50-60 см с небольшими отверстиями по краю, хорошо установленный шест высотой около 1,5 м, 2 ленточек разного цвета длиной около 1м, прикрепленных к кругу, который в свою очередь свободно вращается на шесте. Композиция должна напоминать карусели, которые будут приводить в движение сами дети. Музыкальное сопровождение.Ход игры: воспитатель собирает детей вместе и говорит, что сегодня они будут кататься на каруселях, но сначала их нужно сделать из небольшого круга и разноцветных ленточек.Сначала дети привязывают разноцветные ленточки за отверстия в круге. Потом круг необходимо закрепить на шесте, чтобы он мог вращаться. Затем руководитель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что необходимо «кататься» на каруселях (ходит по кругу, держась за разноцветные ленточки) то быстро, то медленно в зависимости от музыки. Если в данный момент звучит медленная мелодия, то ребята медленно идут друг за другом, если заиграла музыка веселая, то все начинают передвигаться вприпрыжку, но если мелодия прекратилась, то все участники должны остановиться. Воспитатель в процессе игры помогает ребятам сориентироваться и подсказывает, в каком темпе нужно двигаться. Такая игра развивает у детей не только чувство ритма, но и внимательность.ХороводДидактическая задача: развивать творческие способности детей, музыкальный слух, тренировать музыкальную память, обучить детей двигаться в соответствии с предложенными указаниями, не забывая о ритме.Игровая задача: спеть песню в хороводе держась за часть тела соседа (рука, коленка, нос).Оборудование: магнитофонная запись мелодии, знакомой детям, или фортепианное сопровождение.Ход игры: руководитель собирает ребят вместе и предлагает им встать в большой круг, взявшись за руки. Затем ребята начинают водить хоровод под знакомую им песню (например, «В лесу родилась елочка» или «Улыбка») и напевать ее слова. После того как дети споют первый куплет, воспитатель говорит, что просто так ходить каждый умеет, и предлагает держаться не за руки, а за коленки своих друзей. Ребята приседают и пытаются ухватиться за колени соседей и продолжают движение, но уже в обратную сторону. Все поют второй куплет песни. Во время третьего куплета руководитель меняет задание: теперь необходимо держаться не за колени, а за уши своих друзей. Движение хоровода меняется в противоположную сторону. Воспитатель может предложить и следующие задания во время движения в хороводе:
  • держаться за нос своего соседа;
  • обнимать своего соседа за плечи;
  • шагать на согнутых в коленях ногах, словно утята и др.
  • КолпакДидактическая задача: учить выполнять те действия, о которых они поют, развивать воображение и фантазию детей, а также творческие способности.Игровая задача: показать движения под слова песни.Оборудование: рисунки, изображенные на альбомных листах (колпак, треугольник); музыкальное сопровождение.Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в очень интересную игру, правила которой заключаются в том, что необходимо вместо некоторых слов в песне показывать определенные жесты. Слова песни такие:Колпак мой треугольный,Треугольный мой колпак.А если не треугольный, То это не мой колпак.Как правило, дети очень легко запоминают слова, но в процессе пения можно показывать картинки, подготовленные заранее. Следующим этапом следует разучить жесты, которые потом будут заменять определенные слова. Их всего четыре:«колпак» - ребята кладут руку себе на голову;«мой» - подносят ладонь к своей груди;«треугольный» - руками вырисовывают в воздухе треугольник;«не» - машут головой в знак отрицания.Так песня, после того как ее споют в четвертый раз, становится немой, и это очень нравится детям.Наш оркестрДидактическая задача: развивать творческие способности детей, музыкальный слух, развивать умение договариваться и соотносить свои замыслы с другими детьми.Игровая задача: проиграть мелодии на предложенных инструментах по одному и совместно с другими ребятами.Оборудование: музыкальные инструменты (треугольник, колокольчики, ложки, бубны, трещетки, ксилофон, маракасы)Ход игры: Детям предлагаются детские музыкальные инструменты. Воспитанники придумывают варианты исполнения на них: играем по одному, или можно договориться играть вместе какой — либо группой. Важно, чтобы получился большой оркестр. Дети самостоятельно выбирают дирижёра и музыкальную пьесу (можно по характеру: грустная или весёлая), которую педагог исполнит.Выводы по главе 2Во второй главе было рассмотрено содержание музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста, опыт практикующих воспитателей по проведению музыкально-дидактических игр, а также создана собственная картотека музыкально-дидактических игр на развитие творчества, которую можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи второй главы решены.Основная цель музыкально-дидактических игр – формирование у детей музыкальных способностей, в доступной игровой форме помочь им разобраться в звуках по высоте, развитие у них тембрового и динамического чувства, побуждение к самостоятельному применению знаний. музыкально- дидактические игры сочетают в себе многие условия, которые особо благоприятствуют сенсорному развитию детей. Их содержание, структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию высотного и ритмического, динамического и тембрового слуха.Рассмотренный опыт педагогов Н. А. Никифоровой и И. А. Левкович позволил отметить, что в своей работе с детьми эти педагоги стараются уделять особенное внимание развитию творчества и исполнительского искусства у детей. Это же доказывает актуальность работы, потому что музыкально-дидактические игры используют в основном музыкальные руководители.Составленная картотека соответствует программному содержанию. В нее помещены игры, наполненные музыкой и творческими игровыми действиями, что позволяет воспитателю активно развивать творческие способности у своих воспитанников.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итоги курсовой работы, посвященной изучению музыкально-дидактических игр, направленных на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать ряд выводов.Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Процесс творчества есть процесс переживания и создания смысла, процесс же восприятия есть сопереживание и понимание этого смысла. Поэтому воспитание эмоциональной культуры ребенка – важнейшее условие для оптимизации художественно развитой творческой личности.Основная цель музыкального воспитания в детском саду - подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребенка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, проникаться его настроением, мыслями, чувствами.Во второй главе был рассмотрен содержание музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста, опыт практикующих воспитателей по проведению музыкально-дидактических игр, а также создана собственная картотека музыкально-дидактических игр на развитие творчества, которую можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.Был рассмотрен опыт педагогов Н. А. Никифоровой и И. А. Левкович, который позволил отметить, что в своей работе с детьми эти педагоги стараются уделять особенное внимание развитию творчества и исполнительского искусства у детей.Была составлена музыкально-дидактических игр на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, в которой игры наполнены музыкой и творческими игровыми действиями, что позволяет воспитателю активно развивать творческие способности у своих воспитанников.Объектом исследования стал процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Предметом исследования стали музыкально-дидактические игры как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Целью исследования было дать в теоретическое и методическое обоснование использования музыкально-дидактических игр как средства развития творческих способностей старших дошкольников. Все задачи, поставленные в начале работы, выполнены.Возвращаясь к актуальности работы, хочется отметить, музыкальное развитие дошкольников сейчас стремительно развивается, но многие воспитатели детских садов не знают, как правильно проводить работу в этой сфере. Составленная картотека музыкально-дидактических игр может использоваться воспитателем, стать ценной методической разработкой, которую педагог сможет использовать в своей работе. Также картотека позволит расширить музыкальный уголок в группе, куда будут помещены портреты композиторов, карточки для игр, разные музыкальные инструменты. В перспективе воспитатель и его воспитанники могут вручную создавать музыкальные инструменты, играть на них, исполняя разные музыкальные произведения. В дальнейшем после использования картотеки педагог сможет использовать и другие музыкальные игры в работе, развивая как способности детей, так и свои. В будущем, после курсовой работы, моей целью является разработка своих собственных музыкально-дидактических игр, которые помогут моим будущим воспитанникам в развитии музыкального слуха, певческих способностей, направят детей на любовь к музыке в целом.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. – Москва: Эксмо, 2014. -52 с. -Текст: непосредственный.
  • Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2011 г. - 284 с. - ISBN: 978-5-4315-0109. – Текст: непосредственный. (дата обращения 25.02.2024)
  • Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / «Просвещение» 1968, с. 416. - ISBN 978-5-9949-1400-7. - Текст: непосредственный. (дата обращения 23.02.2024)
  • Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / «Просвещение», 1989. - 191 с. - ISBN: 978-5-4315-0109-8. - Текст: непосредственный. (дата обращения 26.02.2024)
  • Костина, Э. П. МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ методическое пособие / «Феникс», 2010 г. - 211 с. - ISBN: 978-5-4245-0739-8. - Текст: непосредственный. (дата обращения 25.02.2024)
  • Под ред. Образцова, Т. Н. Музыкальные игры для детей / ООО «ЭТРОЛ», ООО «ГАММА ПРЕСС 2000», 2005 г. - 277 с. - ISBN: 978-5-4902-0107-7. - Текст: непосредственный. (дата обращения 26.02.2024)
  • Ветлугина, Н. А., Дзержинская, И. Л., Комисарова, Л. Н. Музыкальные занятия в детском саду / «Просвещение», 1984. - 208 с. - ISBN: 978-5-4311-2709-8. - Текст: непосредственный. (дата обращения 25.02.2024)
  • От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования: учебное пособие / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – М.: Москва-синтез, 2019. – 224 с. – ISBN 978–5-4315-1576-7. – Текст: непосредственный. (дата обращения 26.02.2024)
  • Оуэн, М. М. Теория игр / «Просвещение» 2001. - с. 94 -  ISBN: 978-5-382-01154-7. - Текст: непосредственный. (дата обращения 26.02.2024)
  • Петровна, А. Е. Сборник «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста» / 2017 г. - с. 20 ISBN: 978-5-534-05347-0. - Текст: непосредственный. (дата обращения 25.02.2024)
  • Радынова, О. П., Катинене, А. И. Музыкальное воспитание дошкольников / «6 АКАДЕМИЯ», 1998 г. - с. 240ISBN: 978-5-459-01141-8. - Текст: непосредственный. (дата обращения 25.02.2024)
  • Радынова, О. П., Комиссарова, Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений / «Феникс», 2011. - 352 с.ISBN: 978-5-534-05560-3. - Текст: непосредственный. (дата обращения 27.02.2024)
  • Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей / Под ред. Радынова, О. П / «Просвещение», 1997 г. - 119 с.ISBN: 978-5-9949-1400-7. - Текст: непосредственный. (дата обращения 27.02.2024)
  • Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / Издательский центр «АКАДЕМИЯ», 2000 г. - 209 с. - ISBN: 978-5-4315-0109-8. - Текст: непосредственный. (дата обращения 27.02.2024)
  • Словарь музыкальных иностранных терминов / Под ред. Крунтяева, Т. С., Молокова Н. В., Ступель, А. М. / «Музыка», 1988 г. - 136 с. - ISBN: 5-9219-0227-6. - Текст: непосредственный. (дата обращения 27.02.2024)
  • Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Акад. пед. наук РСФСР, 1947 г. - 355 с.ISBN: 5-691-00256-2. - Текст: непосредственный. (дата обращения 28.02.2024)
  • Учебное пособие для студентов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» под ред. Логиновой, В. И., Саморуковой, П. Г. / «Просвещение», 1983 г. - 256 с.ISBN: 5-09-000726-8. - Текст: непосредственный. (дата обращения 28.02.2024)
  • Эльконин, Д. Б. Психология игры / «Педагогика», 1978. - 234 с. - ISBN: 5-222-09117-1. - Текст: непосредственный. (дата обращения 28.02.2024)
  • Ильенков, Э. В. Об эстетической природе фантазии. Что там, в Зазеркалье? / 2017 г. - 82 с. ISBN: 5-09-004631-2. - Текст: непосредственный. (дата обращения 28.02.2024)
  • Теплов, Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды / Издательство Московского психолого-социального института, 2004 - 640 с. - ISBN: 5-222-09117-1. - Текст: непосредственный. (дата обращения 29.02.2024)
  • Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / «Перспектива», 2020 г. - 96 с.ISBN: 978-5-534-07290-7. - Текст: непосредственный. (дата обращения 29.02.2024)
  • Костина, Э. П. Музыкально-дидактические игры / «Феникс», 2010 г. - 212 с.ISBN: 978-5-4468-8629-6. - Текст: непосредственный. (дата обращения 29.02.2024)
  • Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / М.: Владос, 2016 г. - 304 с.ISBN: 978-5-534-06998-3. - Текст: непосредственный. (дата обращения 01.03.2024)
  • Бакланова, Т. И., Новикова, Г. П. Музыкальный мир. Программа. Содержание занятий с детьми 3-7 лет. Методические рекомендации / «Просвещение», 2014 г. - 240 с. ISBN: 5-8291-0190-4. - Текст: непосредственный. (дата обращения 01.03.2024)
  • ПРИЛОЖЕНИЯПРИЛОЖЕНИЕ 1Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные узоры»Музыкальные узоры.Дидактическая задача: дать детям представление о долгих и коротких, плавных и резких, высоких и низких звуках и. т. д.Игровая задача: посмотреть на карточку и попробовать спеть мелодию, спрятанную в карточке.Оборудование: карточки с графическими изображениями «музыкальных» узоров, музыкальное сопровождениеХод игры: Педагог предлагает детям посмотреть картинку и воспроизвести голосом музыкальный рисунок, изображенный на карточке, также можно проиграть некоторые рисунки на музыкальных инструментах или показать в движении этот музыкальный рисунок.ПРИЛОЖЕНИЕ 2Музыкально-дидактическая игра «Назови композитора»Назови композитора.Дидактическая задача: расширять кругозор, знания о композиторах, развивать музыкальный слух, учить детей относиться друг к другу с терпением и уважением во время игрыИгровая задача: назвать правильно композитора по картинке.Оборудование: изображения композиторов, музыкальное сопровождениеХод игры: Воспитатель показывает детям портреты композиторов и предлагает назвать знакомые произведения этих композиторов. За правильный ответ ребенок получает очко. Затем музыкальный руководитель проигрывает то или иное. Вызванный ребенок должен назвать это произведение и рассказать о нем. За полный ответ ребенок получает два очка. Выигрывает тот, кто получит большее число очков.ПРИЛОЖЕНИЕ 3«Диагностика музыкального развития ребенка старшего дошкольного возраста» (составитель Полбина О. А.)Диагностика музыкальных способностей ребенка должна основываться не столько на их однократной оценке, сколько на выявлении их изменений по сравнению с прошлым и соответственно готовности к совершенствованию в будущем. Предметом обследования для нас стало музыкальное развитие детей в целом, которое включает в себя:а) развитие музыкальных способностей;б) оценку знаний, умений и навыков в области восприятия музыки и исполнительской музыкальной деятельности;в) развитие творческих способностей.Объектом исследования стали дети старшего дошкольного возраста. Обоснованность и достоверность результатов проведенной диагностики достигалось путем применения инструментальных подходов, соответствующих целям и задачам исследования. Из всей современной методической литературы по музыкальному воспитанию детей мы выбрали удобную для себя форму и способы фиксации диагностических результатов. Они подходят нам как диагностам, оперативны и легки в использовании, учитывают наши индивидуальные особенности и профессиональные возможности. Для выявления уровней музыкального развития детей мы составили диагностические карты (смотрите папку «Диагностические карты») и разработали диагностические задания – по одному на каждый показатель музыкального развития (смотрите папку «Диагностические задания»). Выполнение детьми диагностических заданий оцениваем по трехбалльной системе, опираясь на критерии качества освоения ребенком той или иной способности, т.е.
  • Высокий уровень – 3 балла;
  • Средний уровень – 2 балла;
  • Низкий уровень – 1 балл.
  • Для фиксации результатов наблюдения используем таблицы. Поскольку в диагностике не один, а несколько разделов, мы решили сделать не одну, а три таблицы:
  • Диагностика музыкальных способностей
  • Диагностика обученности детей
  • Диагностика творческих способностей
  • Все результаты по выполнению заданий заносим в сводную таблицу, суммируем и выводим уровень развития. Исходя из результатов диагностики в начале года, делаю выводы, как развивается каждый ребенок, на кого направить особое внимание. Если у ребенка заметны новые успехи, то их надо развивать до полного их раскрытия. Если же наоборот, ребенок в чем – то затрудняется – помочь ему, подобрав правильные методы и приемы по развитию его способностей.