Публикации Инклюзивное образование в ДОУ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инклюзивное образование в ДОУ
Автор: Елена Юрьевна Ефремова

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУИнклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей детей в обучении.Согласно правильным взглядам на совместное обучение слепых детей Выготского Л.С., «специальная школа по своей природе антисоциальна и воспитывает антисоциальность. Нам надо думать не о том, чтобы как можно раньше изолировать и выделять слепых из жизни, но как можно раньше и теснее вводить их в жизнь. Слепому придется жить в общей жизни со зрячими, надо учить его в общей школе. Конечно, известные элементы специального образования и воспитания сохранить за специальной школой или внести в общую школу.Задача современного педагогического сообщества объединить в единое целое элементы тезиса и антитезиса. Так же необходимо отказаться от практики специальных школ. Детям с ОВЗ необходимо расширить общение с миром, не пассивно изучать мир, а принимать активное участие в жизни. Выводить этих детей из узкого круга где они оказался в силу своих недостаткв, участие в детском и юношеском движении позволяет широкое общественно – политическое воспитание. Это действенный рычаг социального воспитания, которое позволяет задействовать обширные воспитательные возможности.Вот почему образование, проявляющееся как общественно значимый и ведущий социальный фактор развития и формирования личности, её 6 социальной, профессиональной активности в жизни общества, и личности, которая имеет право на личное счастье, не должно сдвигаться к процессу формализации и стандартизации не только профессиональной готовности, но и сглаживанию развития индивидуальности в настоящее время на путях организации инклюзивного обучения лиц с ОВЗ.Инклюзивное образование – такое образование, каковое каждому ученику, несмотря на имеющиеся у него физиологические, умственные, социальные, экспансивные, языковые или другие особенности, предоставляет возможность вовлечения в совместный процесс обучения и воспитания, что после этого позволяет ребенку стать равноправным членом общества, снизит риски его изоляции. Взрослея вместе, дети обучаются принимать их собственные особенности и принимать во внимание особенности остальных людей.К детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, относят детей, которые прошли медицинскую комиссию и оформили инвалидность, детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии.Главная проблема современной инклюзивной педагогики, которая в России еще не достигла своего должного развития, – недостаточная разработка теоретической и методологической базы интегрированного и инклюзивного образования.Инклюзивное образование в России строится на следующих принципах:
  • Принцип индивидуального подхода.
  • Принцип индивидуального подхода обусловливает предпочтение форм, методов и средств воспитания и обучения с установлением во внимание образовательных индивидуальных надобностей каждого ребенка. Индивидуальные программы воспитания ребенка выстроены на определении функционального его состояния и предполагают формирование индивидуальной стратегии формирования. Отметим, что индивидуальный подход обнаруживается не единственно во внешнем уделении внимания к необходимостям ребенка, а и в оснащении самого ребенка возможностями реализовывать его индивидуальность.
  • Принцип поддержки независимой активности взрослеющего.
  • Необходимо заметить, что немаловажным условием успешности инклюзивного образования является создание условий для самостоятельной инициативности ребенка. Реализация настоящего принципа обеспечивает формирование личности, активной социально – личности, каковая является субъектом своего развития и деятельности, значимой социально. Когда активность целиком находится на стороне взрослых, заботящихся о ребенке, считающих, что его особенности не разрешают ему осуществлять свои возможности, сформировывается «выученная беспомощность» – такой феномен, когда ребенок ждет внешнюю инициативу, сам при этом оставаясь пассивным. Это же может случиться с родителями детей с ограниченными потенциалами здоровья. Родители, возможно, будут ожидать помощь или энергично добиваться льгот от страны, пренебрегая собственными возможностями участия в социальной жизни.
  • Принцип активного включения в образовательный процесс всех участников.
  • Принцип активного включения в образовательный процесс всех участников полагает организацию условий для осмысления и принятия друг друга для достижения продуктивного взаимодействия на гуманистическом основании. Инклюзия – это энергичное включение родителей, детей и специалистов в сфере образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели настоящего социума.
  • Принцип междисциплинарного подхода.
  • Многообразие индивидуальных характеристик ребят вызывает комплексный, междисциплинарный подход к установлению и разработке технологий и средств воспитания и обучения. Отметим, что специалисты (воспитатель, социальный педагог, психолог, при участии старшего логопед, дефектолог воспитателя), которые работают в группе, систематически проводят диагностику детей и в ходе обсуждения составляют образовательный план действий как для конкретного ребенка, так и для группы в целом.
  • Принцип вариативности в порядке процессов воспитания и обучения.
  • Введение в инклюзивную группу детей с разнообразными особенностями в развитии полагает существование вариативной развивающей сферы, т. е. нужных дидактических и развивающих пособий, безбарьерной среды, средств обучения, вариабельной методической базы воспитания и обучения и способности педагога применять различные методы и способы работы и общей, и специальной педагогики.
  • Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
  • Старания педагогов будут эффективнее, исключительно, если их поддерживают родители, они их понимают, и данные действия соответствуют семейным потребностям. Задача специалиста здесь в установлении доверительных партнерских отношений с родителями, близкими ребенка, внимательном отношении к требованиям родителей, к важному и нужному для их ребенка в данный момент. Педагогу стоит договориться об объединенных действиях, которые будут направлены на поддержку ребят.
  • Принцип динамического развития образовательной модели детского учреждения.
  • Модель детского учреждения может модифицироваться с подключением структурных новых подразделений, специалистов, воспитывающих средств и методов.Инклюзивная модель дошкольного обучения, основанная на идее совместного пребывания здоровых воспитанников и дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в современном образовательном пространстве считается передовой. Такой инновационный способ организации образовательного процесса позволяет не только унифицировать систему распределения дошкольников по учреждениям, но и создать оптимальную среду для развития возможностей и удовлетворения потребностей всех детей без исключения.Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс дошкольной образовательной организации (далее ДОО) изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых».Но если мы начинаем создавать специальные условия для «особых» детей, то нарушается принцип равенства других детей. Чтобы сохранить его, мы должны научиться работать со всеми детьми, с учетом их индивидуальных особенностей.В своей практике мне довелось работать с ребенком с ОВЗ. В 2010 году к на в группу пришел мальчик с особенностями здоровья. Ему был поставлен диагноз: детский церебральный паралич (ДЦП) это заболевание, при котором движения у ребёнка ограничены или отсутствуют, а поддержание вертикальной позы и ходьбы затруднено. У мальчика были ограничены движения при ходьбе. Мы с моей напарницей были немного шокированы данной ситуацией. И сразу встал вопрос: что делать и как с ним работать? Ведь кроме него у нас было еще 30 детей. Антон неуверенно стоял на ногах, мы всегда боялись за него, что дети его могут толкнуть и он упадет. Но нами ежедневно проводилась работа с остальными детьми в плане того, как нужно вести себя с этим мальчиком. Мы создали такие условия для ребенка, что ему нравилось посещать наш детский сад. Мы старались его ни в чем не ограничивать: в танцах – он стоял в центре круга, а дети танцевали вокруг него, в играх – был всегда с детьми, а дети старались играть в такие игры, чтобы ему было удобно стоять или сидеть. Мы научились работать с этим ребенком, учитывая его индивидуальные особенности.Читая и анализируя психолого-педагогическую литературу, а также учитывая наш собственный эмпирический опыт, я сделала вывод о том, что условия, которые существуют в современных дошкольных образовательных организациях для инклюзии, такие как – квалификация специалистов, организация соответствующей развивающей предметно-пространственной среды и др., не является достаточными. На основе этого вывода хотелось бы предложить следующий комплекс психолого-педагогических условий для оптимальной реализации инклюзивной практики в детском саду: – повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов, реализующих инклюзивное образование дошкольников;– построение соответствующей развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения;организация социального партнёрства ДОО и семьи в процессе инклюзивного образования дошкольников. Неразвивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение его компетентности и профессионализма позволит успешно организовывать инклюзивное образование дошкольников.Таким образом, можно сделать вывод, что современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно принятие индивидуальности каждого отдельного ребенка и удовлетворение особых потребностей каждого дошкольника.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Акатов Л.И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности [Текст] / Л.И. Акатов – М.: Просвещение, 2002 – Президентская программа «Дети России» – 448 с.
  • Алехина С.В. Современный этап развития инклюзивного образования. // Инклюзивное образование. Выпуск 1. М., 2010. Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом – М. [Текст]. 1997. – 67 с.
  • Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников – М. 2016. – 217 с.
  • Инклюзивное образование. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными особенностями здоровья в общеобразовательных учреждениях – М. 2012. – 412 с.
  • Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду Инклюзивное образование. Выпуск 4 – М. 2010. – 112 с.