Публикации Использование технологии развития критического мышления на уроках при работе с текстом как средство формирования метапредметных умений школьников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование технологии развития критического мышления на уроках при работе с текстом как средство формирования метапредметных умений школьников
Автор: Сунцева Екатерина Александровна

Сунцева Екатерина Александровнаучитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 г. ПетровскE-mail: esunceva@gmail.comИспользование технологии развития критического мышления на уроках при работе с текстом как средство формирования метапредметных умений школьниковЗнание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью.Л.Н.Толстой Неотъемлемой частью жизни ученика является чтение. Для современных детей не стоит проблема в поиске информации, проблема возникает из-за неумения работать с ней. Школьники зачастую не умеют сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать; не умеют самостоятельно анализировать описанную ситуацию; у учеников отсутствует навык целостного анализа информации. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться», диктуют необходимостью освоения новых технологий, позволяющих воспитать творческую, активную личность, умеющую учиться, совершенствоваться самостоятельноОдна из таких технологий, позволяющая формировать и развивать умения работать с информацией текста, является технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Эта технология многим известна и оценена по достоинству, т.к. универсальная, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.Критическое мышление – это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. В данной работе будут рассмотрены некоторые приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы. На стадии вызова часто использую такой прием как таблица «Верные - неверные утверждения»Как организовать работу в режиме технологии, если в опыте учащихся информации по изучаемой теме нет? Работа с этим приемом может быть оформлена в таблицу «Верные - неверные утверждения»Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения. Если ученик согласен с предложенным утверждением, мы просим его поставить в графе «До чтения текста» знак «+», если не согласен - «-».После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию, и заполнить графу таблицы «После чтения текста». Можно расширить задание на стадии рефлексии, попросив учащихся дополнить список утверждений, которые могли бы стать основой таблицы, если бы учителями были они сами. Таким образом, мы вернем учащихся к тексту, сделав его чтение более внимательным, и усилим рефлексивные умения учащихся.Таблица «Верные - неверные утверждения» - универсальный прием технологии развития критического мышления, позволяющий работать с любыми видами текста.На этапе осмысления хорошо работает прием «Инсерт» - технология эффективного чтения, чтения с пометками.I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом: V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; – знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.Знакомство с текстом может осуществляться «на слух».III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу: IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.Пример использования вышеназванных приемов на уроке русского языка по теме « Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным»«Верные/неверные утверждения». Учитель: Перед вами утверждения. Установите, верны ли эти утверждения, обоснуйте свой ответ. (Учащиеся заполняют таблицы на карточках).Учитель: У каких из этих утверждений вы затрудняетесь определить достоверность? Ничего страшного в этом нет.Итак, исходя из ваших затруднений, сформулируйте цели нашего урока.Учащиеся: Цели урока:1.узнать, от чего задаётся вопрос к придаточному изъяснительному (от всей главной части или от одного слова);2.узнать, есть ли указательные слова в главной части сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным;3.определить место придаточного изъяснительного в составе сложноподчинённого предложения;Учитель: Чтобы узнать всё это, обратимся к материалу § 11 на странице 50 учебника. Во время чтения сделайте пометки на полях и заполните таблицу, в которой ваши значки будут заголовками (Индивидуальная работа).ИнсертУчитель: Объединитесь в 2 группы, обсудите новую информацию и непонятные для вас моменты. (Групповая работа, помощь учителя). Что вам непонятно из нового материала?2. Обращение к «верным/неверным утверждениям».А теперь вернёмся к данным ранее утверждениям. Оцените их достоверность, используя полученную только что информацию. Проверим, что у вас получилось сейчас, обоснуйте ответ. Самым популярным приемом, применяемым на стадии рефлексии, является синквейн (пятистишие) Синквейн -стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.Правилами написания этого стихотворения является определенное количество слов в строке и назначение каждой строки:1-я строка - название стихотворения, тема (обычно существительное);2-я строка - описание темы (два прилагательных);3-я строка - действие (обычно три глагола, относящихся к теме);4-я строка - чувство (фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к теме);5-я строка - повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное). Учащиеся учатся писать подобные стихотворения в парах, напоминая друг другу правила написания, подбирая лексику. Затем синквейн пишется индивидуально. Целью написания подобного стихотворения может быть отработка понятий, рефлексивная оценка пройденного. Синквейн может помочь организовать итоговое повторение, резюмировать полученную информацию, оценить понятийный багаж учащихся, научить излагать сложные чувства и представления в краткой форме. Проведенная работа на уроках показала эффективность современных приемов при обучении чтению. Учащиеся стали более осознано относится к чтению, стали учиться анализировать и систематизировать прочитанное, и несомненно, одна из важных черт, стали высказывать собственное мнение и комментировать свою точку зренияСписок литературы1.     Клустер Д. Что такое критическое мышление.- М.: ЦГЛ, 2005.2.     Козырь Е. А. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. «Русский язык», 2009, №7.