Публикации Разработка урока по русскому языку в 4 классе "Стили речи"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка урока по русскому языку в 4 классе "Стили речи"
Автор: Фирсова Ольга Михайловна

Разработка урока по русскому языку в 4 классе«Стили речи» Фирсова Ольга Михайловнаучитель начальных классов ГОУ ЛНР «Северодонецкая средняя школа №12» Северодонецк 2024Тема: Стили речи.Цель: развивать умение различать художественный и научный тексты, строить различные по стилю высказывания. Воспитывать любовь к родной природе.Ход урока
  • Проверка домашнего задания
  • Взаимопроверка письменного упражнения.
  • Фронтальный опрос.
  • - Что такое речевой этикет?- Какие вы знаете формулы прощания? Формулы приветствия? Формулы обращения?- Когда в ходе общения мы используем жесты?- Какую роль в процессе общения играет мимика?
  • Мотивация учебной деятельности
  • Сравнение научного и художественного текстов.
  • - Послушайте и сравните три текста.Текст №1. Берёза – это дерево с мелкими листьями и белой корой. Ствол берёзы даже в самый жаркий день остаётся прохладным. Это объясняется тем, что белый цвет хорошо отражает жаркие солнечные лучи; он хорошо предохраняет тонкую берёзовую кору от ожогов. (Научный)Текст №2. Люблю берёзу русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застёжками, С зелёными серёжками. Люблю её, заречную, С нарядными оплечьями, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. А. Прокофьев (Художественный) Текст №3. Вот стоит она, вся в мелких кругленьких листочках, как в монистах. Ствол словно из молока, хочется припасть губами и пить. Там, где ветви начинаются, на стволе тёмные пятна, как родинки на белой девичьей коже. Оденется по весне в зелёное платье и стоит нарядная, праздничная, машет шёлковыми рукавами. А длинные серёжки чуть слышно шелестят, будто сами себе тихонько что-то напевают.(Художественный)- Сравните эти тексты. Что их объединяет? Чем они отличаются друг от друга? (- Все тексты рассказывают о берёзе.- В тексте №1 и №3 в прозаической форме.- В тексте №2 стихотворная форма.- В тексте №1 научные сведения о берёзе.- В тесте №2 эпический образ русской красавицы.- В тексте №3 описание берёзы.)Какой из прочитанных текстов можно назвать научным и почему?(Текст № 1 потому, что в нём приводятся конкретные сведения о берёзе, чётко и последовательно.)А какой текст является художественным?(Текст №2 и №3. Оба яркие, образные, эмоциональные; насыщенны эпитетами, метафорами, сравнениями.)
  • Записать один из предложенных текстов (по выбору учителя).
  • Сообщение темы урока
  • Вы уже заметили, что об одном и том же предмете, явлении, человеке или животном можно рассказать по-разному. В зависимости от цели и ситуации говорящий или пишущий выбирает определённый стиль изложения. У каждого стиля есть свои языковые особенности и своя сфера употребления. Сегодня на уроке мы будем сравнивать научные и художественные тексты.
  • Первичное восприятие и осознание нового материала
  • Анализ характерных признаков научного и художественных стилей.
  • - Прочитайте выводы, изложенные в упражнении 96 (с. 46 учебника), заполните пропуски.- Что же такое художественный стиль речи?- Какой текст называют научным?- а какой текст можно назвать научно-художественным? Знакомство с научно-художественным текстом, упражнение 97 (с. 47 учебника).
  • Лексическая работа.
  • - Что, по-вашему, означает слово - невежа? А слово – невежда?- О ком говорят, что он – невежа, а о ком – невежда?(Невежа – грубый, невоспитанный человек; невежда – малообразованный, малосведущий человек.) - Составьте предложение со словом - невежда. (Он полный невежда в музыке.)
  • Закрепление и осмысление знаний
  • Анализ текста на материале упражнения 103 (с. 49-50учебника).
  • - Что вы ещё знаете о дятле?- Какой этот текст – научный или художественный?2. Составление и запись текста-поздравления.Выполнение упражнения 98 (с. 47 учебника).- Когда люди поздравляют друг друга?- Почему нужно не забывать поздравлять друг друга?- При составлении поздравлений всегда нужно помнить, в какой форме следует излагать свои пожелания адресату. - Друг пригласил вас на День рождения. Составьте текст с поздравлениями и пожеланиями. (Можно составить поздравление бабушке, маме, дедушке, папе по случаю их Дня рождения – по выбору обучающихся).- Как будете обращаться к родным в поздравлении? Что можно пожелать им в этот день?(Обучающиеся составляют и зачитывают составленные тексты).- К какому стилю речи относится поздравление? Почему?(Поздравление – разновидность деловых бумаг, которые составляют по определённой форме. Поэтому поздравление относится к деловому стилю.)- Когда допустимо использование разговорного стиля?(В дружеских письмах, в повседневном бытовом общении, в домашней или неофициальной обстановке)
  • Обобщение и систематизация знаний
  • Наблюдение за спецификой употребления лексики в разных стилях.
  • - Определите, в каком стиле употребляются данные слова:глаза, очи, глазища; хороший, славный, добрый;молчать, помалкивать;рядом, рядышком, рядком.- Какие слова в научном стиле речи обычно не употребляются? (Выделенные).
  • Определение стилей текстов.
  • Учитель зачитывает тексты, а обучающиеся определяют стили текстов, используя буквенные обозначения: разговорный – р, научный – н, художественный – х.Проверка проводится по ключу, записанному на доске до урока и закрытому на время работы.Текст №1. Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у ландыша эллипсоидальные, цветки собраны в колосья, плод – ягода, опыляется с помощью насекомых.Текст №2. В лесу под зелёными сводами деревьев разлит чудный аромат – это цветёт белый душистый колокольчик – ландыш. Между деревьями виднеется такая нежная, светлая зелень и резные белые цветы – это всё ландыш!Текст №3. Представьте себе. Сижу за рулём машины. Ночь. Скорость – 70 км/час. Вокруг – ни души.уверен, что в машине я один. И вдруг чувствую…Текст №4. Слово витамин – международный научный термин, образованный от латинского вита (жизнь) и обозначающий вещество, необходимое для жизни.Текст №5. Возле речки, у обрыва, Плачет ива, плачет ива. Может, ей кого-то жалко? Может, ей на солнце жарко?Ключ:
  • Рефлексия учебной деятельности
  • Беседа.
  • - Что узнали нового?- Какие стили речи вы знаете?- Назовите характерные особенности научного стиля.- К какому стилю относятся литературные произведения?- В каких случаях уместен разговорный стиль?
  • Редактирование текста
  • - Послушайте текст задачи и скажите, всё ли в нём правильно?Маша купила в магазине две дыни, жёлтые, сочные и приятные на вкус. Одна из них стоила 60 рублей, другая, та, которая поспелее, - 70 рублей. Сколько стоили обе груши?
  • Домашнее задание
  • - Придумать и записать поздравление своему другу.