Публикации Формирование универсальных учебных действий через технологию метода проектов на уроках английского языка в начальной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование универсальных учебных действий через технологию метода проектов на уроках английского языка в начальной школе
Автор: Зяблова Наталья Георгиевна

Зяблова Наталья Георгиевна, учитель английского языка МБОУ Сорская СОШ №1, г. Сорск, Республика Хакасия Формирование универсальных учебных действий через технологию метода проектов на уроках английского языка в начальной школе Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, формирование универсальных учебных действий. "Универсальные учебные действия" - это совокупность способов действия ученика, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений учиться, включая организацию этого процесса. Классификация универсальных учебных действий, предложенная разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, представляет собой группу в составе четырех взаимосвязанных между собой видов: 1) личностных 2) регулятивных 3) познавательных 4) коммуникативных Развитие личности учащегося происходит, прежде всего, в его главной ведущей деятельности – учении, а урок – основная форма её организации. Таким образом, возникает необходимость активного внедрения в образовательный процесс деятельностных технологий, для включения ученика в собственную деятельность. Одной из таких технологий, которую я использую на своих уроках английского языка, является метод проектов. Уже в начальной школе дети с удовольствием вовлекаются в   разработку, выполнение и презентацию проекта. Конечно, младшим школьникам я предлагаю проекты, соответствующие их возрасту и знаниям. Каждый проект – вполне реальное дело для обучающегося: он ставит цель, для достижения цели проекта составляет план своей работы, изучает необходимые лексические и грамматические единицы, занимается поиском источников информации, отбором нужных сведений, оформлением и представлением результатов, делает выводы и самооценку, а это в свою очередь ведет к формированию универсальных учебных действий. Педагогический опыт преподавания английского языка в начальной школе по УМК М. З. Биболетовой "Английский с удовольствием" позволил мне апробировать и систематизировать применение мини-проектов, организуемых на заключительных уроках. Мини-проекты, как правило, создаются на уроке с доработкой дома. Результаты проектной работы ребята наглядно представляют в виде стенда в формате А 4 или А3, презентации в Power Point, театрального представления – в зависимости от поставленной цели. На начальном этапе обучения, во 2 классе, я использую творческие индивидуальные, парные, коллективные мини- проекты такие, как: «Изобразить и описать артиста нашего театра», «Нарисовать или подобрать фотографии и рассказать о свое семье (о своём друге)», сделать книгу "The ABC". Продуктом проекта по теме «Сказочные герои» является создание сценария, а реализацией—постановка ролевой игры «Теремок», где каждый получает свою роль и планирует своё речевое поведение в соответствии с пройденным материалом. Ребята вместе с родителями дома делают маски, готовят декорации. На параллели 3 классов ребята составляют меню для героя учебника -- ученика Лесной школы из любимых для него блюд, разрабатывают правильный режим дня для себя «Мой день». Ученики 4 классов работают над проектами «Мой любимый сезон», «Наша школа», «Мой дом», «Новый год в России», «Рождество в Великобритании», которую наглядно представляют в виде презентации в Power Point. Ученики с удовольствием создают сценарий под руководством учителя для сюжетной ролевой игры, подбирают языковое содержание определенных ролей в режиме групповой работы, например, в 3 классе сценарий по теме «День рождения», в 4 классе—«Вечерние занятия» по теме «Семья». В ходе такой работы формируются навыки коллективной деятельности, определения проблемных ситуаций, поиска дополнительной информации по теме. Ребятам очень нравятся творческие проекты с использованием песен, стихов, загадок, драматизации, конкурсов, изготовление поздравительных открыток и составление кроссвордов по пройденной теме. В проектных заданиях я предусматриваю знакомство учащихся с английскими пословицами и поговорками, тематически связанными с основной проблематикой той или иной учебной ситуации:Home sweet home- «Дом, милый дом», “ Early to bed and early to rise, makes a man healthy, wealthy and wise- «Рано ложиться и рано вставать делает человека здоровым, богатым и мудрым», An apple a day keeps а doctor away-«Яблоко в день и не нужен доктор» и другими. Трудно переоценить воспитательную роль этих моментов. При помощи таких проектов я достигаю формирование у учащихся как предметных результатов: приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме на иностранном языке на основе своих речевых возможностей и потребностей, так и УУД: развитие креативных, регулятивных, познавательных и коммуникативных способностей, развитие памяти, умения письма, повышение мотивации к обучению в целом. В своей работе при моделировании и проведении уроков я использую технологическую карту по заданной теме, что позволяет мне эффективнее организовать учебный процесс, обеспечить реализацию универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. По технологической карте можно просмотреть, как использование проектной деятельности способствует формированию УУД на разных этапах урока. Рассмотрим основные этапы урока на примере разработки проекта «Healthy Life» («Здоровый образ жизни») в 3 классе. Над этим проектом ребята работали в течение 2 уроков. 1этап: Мотивационный или этап погружения в проект.         На данном этапе учащиеся знакомятся с проблемной ситуацией: презентацией о ленивом сладкоежке мальчике Джиме, который грустный, так как плохо себя чувствует. Ученики принимают активное участие в беседе, отвечая на вопросы учителя: «Почему Джим грустный? Как можно ему помочь? Мы можем дать ему советы на английском языке? и т. д. Ребятам предлагается представить советы мальчику Джиму в виде проекта. Я, как педагог, координирую деятельность учащихся по постановке цели проекта. Таким образом, на первом этапе мы развиваем следующие УУД:Личностные: мотивация к познанию, учебе; пониманию значимости здорового образа жизни для человека и самого себя.Регулятивные: умение ставить цель. Коммуникативные: участие в диалоге, умение слушать и понимать других. 2 этап: Организация и планирование деятельности.        На этом этапе обучающиеся делятся на 2 группы, одна группа занимается советами, что должен делать Джим, чтобы быть здоровым, а другая – советами, что он не должен делать, чтобы быть здоровым. Каждый ребенок определяет свое место в группе, то, за какое направление он будет отвечать: лексика, грамматика (построение предложений), оформление и т.д. Под руководством педагога определяют последовательность своих действий, отвечая на вопрос: Что нам нужно сделать, чтобы дать советы о здоровом образе жизни? Составляем план действий:
  • повторить уже знакомые слова по теме «Еда и спорт»,
  • выучить новые слова и выражения,
  • познакомиться с новой грамматической структурой с глаголом «должен и не должен» что-либо делать,
  • найти информацию о здоровом образе жизни в учебнике, в библиотеке, в сети Интернет,
  • поработать со словарём;
  • прочитать советы доктора Хелса;
  • нарисовать картинки и схемы для оформления своего проекта;
  • На этом этапе формируются следующие УУД:Личностные: умение выбрать тему, самоопределение.Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение взаимодействовать в группе.В качестве динамической паузы после 2 этапа ребятам предлагается выполнить зарядку с учениками Лесной школы по электронному учебнику.3 этап: Осуществление деятельности.       На данном этапе обучающиеся в игровой форме повторяют лексику по темам «Продукты питания», «Спорт», знакомятся с новой лексикой, которая встретилась в зарядке, с грамматическими структурами, самостоятельно читают текст, строят устные и письменные высказывания. В это время происходит отбор необходимой информации: Что из прочитанного, услышанного я использую для создания советов? Какие слова и выражения мне понадобятся для написания проекта?  На данном этапе ребята консультируются с педагогом и получают задание на дом: дома продолжить отбор и поиск информации из упражнений и текстов учебника, картинок из сети Интернет, пословиц или поговорок, и принести всё необходимое для оформления проекта, подготовиться к защите проекта. На следующем уроке учащиеся начинают оформлять свою проектную работу, используя ножницы, линейки, клей и фломастеры, заготовленные дома материал, картинки и т.д. Данный этап помогает развивать следующие УУД:Личностные: развитие мотивации – Я хочу и буду знать, потому что…Регулятивные: самоорганизация, умение корректировать свои действия для достижения цели.Познавательные: умение находить, сопоставлять и отбирать необходимую информацию, пользоваться дополнительными источниками.Коммуникативные: умение слушать учителя, одноклассников, организовывать учебное взаимодействие.4.Презентация (защита проектов).        Польза для учащихся очевидна. При презентации проекта ученики используют не только уже выученное, но и то,  что они узнали дополнительно в связи с поставленной задачей. Пытаются донести свою позицию по данной теме, строят самостоятельное монологическое высказывание, задают вопросы другой группе. В результате, на этом этапе формируются такие УУД как:Личностные: уверенность в себе, демонстрация личностной позиции, мотивация к учению.Коммуникативные: умение взаимодействия в группе, умение доносить свою точку зрения и слушать и понимать других, принимать коллективные решения (как презентовать проект, очередность выступлений в группе), выступать перед аудиторией.Познавательные: умение представить свою информацию в оформленном виде.Регулятивные: умение мобилизовать себя, эмоционально настроиться.5.Подведение итогов     На основе разработанных мной критериев ученики дают самооценку групповой работы при помощи карточек: зелёная (1б)—всё правильно, красная(нет б) –не соответствует правильному. Совместно с учителем пытаются соотнести, что должно было быть и что получилось (Правильно ли… Вот так хорошо, здесь неправильно… Как исправить?). Оценивается грамматическая и орфографическая правильность оформления, эстетичность (аккуратность) оформления, грамотная правильная речь при защите проекта. Сделав выводы, многие ребята вызываются или соглашаются сделать свой индивидуальный проект «Здоровый образ жизни» дома на плакате или в электронном варианте. Формируются такие УУД как: Регулятивные: умение сличать результат с целью, обнаруживать отклонения, корректировать и оценивать.Коммуникативные: умение понимать другую точку зрения, толерантное отношение к собеседникам. Используя в своей работе проектную методику,  прихожу к выводу об её эффективности. Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемых. В конце года, при подведении итогов, ребята отмечают, что самым интересным и запоминающимся на уроках была работа над проектами. Работа над проектами интересна для учащихся любого уровня владения английским языком, так как даёт возможность всем обучающимся реализовать себя. Очень важно и то, что в работе над проектом ребята учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идёт неразрывный процесс обучения и воспитания. Таким образом, можно отметить, что активизируется процесс включения школьников в активную познавательную деятельность, направленную на формирование и всестороннее развитие творческой, активной личности обучающихся, формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания. Практика показывает, что в результате такой работы ученики быстрее рассаживаются в группы, научились договариваться и согласовывать свои действия, определять цель и задачи урока. Постепенно возрастает  интерес к  предмету, что выражается в повышении качества знаний по английскому языку.