Публикации "Опыт использования интеллект-карт как инструмент изучения исторической личности"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Опыт использования интеллект-карт как инструмент изучения исторической личности"
Автор: Мадеева Татьяна Юрьевна

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ Т.Ю. МадееваБюджетное общеобразовательное учреждение«Чекрушанская средняя общеобразовательная школа»Тарского муниципального района Омской областиe-mail: Аннотация. Статья посвящена созданию интеллект-карт на уроках истории при изучении личности Петра I. Данная технология позволяет формировать метапредметные результаты у обучающихся и активизировать познавательную деятельность.Ключевые слова: Петр I, интеллект-карта, ментальная карта, mind map, информация.Федеральные государственные образовательные стандарты в основу обучения поставили системно - деятельностный подход, в котором главное место отводится активной самостоятельной деятельности школьника.Сегодня осуществляется переход от репродуктивного информационного знания к знанию-действию. Его реализации соответствует метод интеллект-карт.Интеллект-карта, ментальная карта, mind map - это метод организации информации, идей, концепций. Они помогают визуально структурировать, объяснять, запоминать текст.Автором методики является английский писатель Тони Бьюзен. В 1970-х годах он заметил, что традиционные методы запоминания требуют много времени и малоэффективны. Человек мыслит образами и ассоциациями, поэтому проще запомнить схему, чем несколько страниц учебного материала. Так была разработана технология «maind maps».Интеллект – карта – это способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Это своего рода визуализация информации, мозговой штурм.Интеллект-карты сегодня используют активно для работы, повседневной жизни и учебы.Профессор кафедры развития образования АПК и ППРО Бершадский Михаил Евгеньевич приводит психолого-педагогические основания использования метода интеллект-карт.[2] Можно выделить преимущества использования в педагогической деятельности:
  • экономия времени при изложении нового материала,
  • активация творческих процессов,
  • мотивация деятельности,
  • осмысление и закрепление изучаемого материала,
  • улучшение качества запоминания,
  • подготовка и планирование деятельности,
  • организация совместной работы обучающихся,
  • контроль знаний, умений и навыков.
  • Существуют и минусы использования ментальных карт:
  • каждая карта индивидуальна (сокращения, образы могут быть непонятны другому),
  • со временем сложно работать и со своей картой.
  • , автор блога Calltouch, приводит следующую классификацию видов интеллект-карт для разных целей.1.Древовидная схема. В центр помещают основную проблему или идею, от нее ведут ветви разных уровней. 2.Структура. Главную мысль располагают наверху. От нее отходят значимые пункты и подпункты. Классический пример – организационная структура компании с департаментами и отделами.3.Fishbone. Главная мысль интеллект-карты – голова. От хребта в разные стороны, как небольшие косточки, отходят второстепенные пункты. Их важность уменьшают по направлению «от головы к хвосту».4.Таблица. Привычный вариант можно использовать для сравнения достоинств и недостатков вариантов решения.5.Временной график. Он отображает возможные изменения от принятия решения, демонстрирует их в хронологическом порядке: через неделю, месяц, год. [1]Кандидат философских наук, доцент кафедры психологии Шуйского филиала ИвГУ Голубева Марина Валентиновна делит ментальные карты на три группы: обучающие, карты для решения проблем и творческих задач, карты планирования.[3]В процессе обучения в школе основное место занимают обучающие ментальные карты. Все типы уроков по ФГОС: урок постановки учебной задачи, урок решения учебной задачи, урок контроля и оценки могут быть построены на основе их использования.На различных этапах урока используются mind map. При этом формы работы, так же могут различаться: индивидуальные, фронтальные, работа в парах и группах.Метод интеллект - карт дает обучающимся огромные возможности в процессе обучения. Для этого необходимо научить составлять и пользоваться на уроках, для подготовки к контрольным (проверочным) работам, ГИА.Первоначально ментальную карту можно составлять вручную, позже и с помощью компьютерных программ.Постепенно к седьмому- восьмому классу материал усложняется и увеличивается его объем, поэтому именно интеллект-карта может помочь закрепить знания.Работа с ней также усложняется: добавляются ветви следующих уровней, используются типичные символы, графика.Рассмотрим несколько примеров по работе с mind map.При изучении личности Петра I можно начать работу с анализа начала правления будущего императора. В качестве ключевой позиции – семья. Примером может служить элемент карты. [4]Необходимо активно использовать иллюстративный материал (репродукции портретов и картин).[6] Это поможет запомнить материал для подготовки к ГИА и ВПР, расширит кругозор обучающихся. Наиболее известными художниками, изображавшими Петра I, были: Жан-Марк Натье, А.М. Матвеев, А.П. Антропов, Г.Кнеллер, А.Г. Венецианов, Н.Н. Ге, В.И. Суриков.Центральными образами могут быть: Реформы Петра I, эпоха Петра I, сферы общественной жизни в 1689-1725 гг., Северная война 1700-1721 гг. и другие.В ходе работы над темой «Великая Северная война 1700-1721 гг.» обучающиеся анализируют текст учебника и дополнительную литературу, открывают недостающую информацию, устанавливают необходимые логические связи.[7]Составлять ментальную карту можно как на уроке, так и при подготовке домашнего задания.Например, тему «Реформы Петра I» самостоятельно изучить дома и заполнить пропуски в ментальной карте (представленной учителем).[8]При изучении социальной политики Петра I обучающиеся могут выполнить проект «Социальные и национальные движения». В нем указываются причины народных выступлений, их развитие и итог. Интеллект-карта актуализирует знания ребят и позволяет совершенствовать развитие причинно-следственных связей.[9]Интеллект-карту необходимо использовать для повторения и подготовки к ГИА.[5] В этом случае можно подобрать следующие задания:
  • Поработайте с интеллект-картой «Великая Северная война» и заполните таблицу «Северная война 1700-1721 гг.».
  • Поработайте с интеллект-картой «Реформы Петра I»и заполните схему.
  • Составьте рассказ об Эпохе Петра I. Используйте не менее 2-5 исторических фактов.
  • Cоставьте Синквейн «Политика Петра I».
  • Заполните пропуски в тексте и другие.
  • Для обучающихся, испытывающих трудности в усвоении материала, можно рекомендовать использовать составленную ментальную карту во время выполнения заданий.В качестве примера уже готовых интеллект-карт по внутренней и внешней политике Петра первого возможно рассмотреть работы Дианы Ярославцевой, Дарьи Филипповой, Юлии Погореловой, представленные на интернет-сервисе mindmeister. [10]Технология интеллект - карт дает обучающимся огромные возможности в процессе обучения: развивает умения структурировать знания, синтезировать, ставить и решать проблемные вопросы. В результате повышается интерес к предмету и желание самосовершенствоваться.Литература
  • Андреев Р.[Электронный ресурс]. URL:
  • Бершадский М. Е. Когнитивные образовательные технологии. [Электронный ресурс]. URL:
  • Голубева М. В. Персональный сайт Голубевой М.В.[Электронный ресурс]. URL:
  • Интеллект-карта №1. [Электронный ресурс]. URL:
  • Интеллект-карта №2. [Электронный ресурс]. URL:
  • Интеллект-карта №3 Мадеевой Т.Ю. [Электронный ресурс]. URL:
  • Интеллект-карта №4 Мадеевой Т.Ю. [Электронный ресурс]. URL:
  • Интеллект-карта №5 Мадеевой Т.Ю. [Электронный ресурс]. URL:
  • Интеллект-карта №6 Мадеевой Т.Ю. [Электронный ресурс]. URL:
  • Интеллект-карты на сервисе mindmeister. [Электронный ресурс]. URL: