Публикации Ступеньки лестницы обучения грамоте

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Ступеньки лестницы обучения грамоте
Автор: Давиденко Екатерина Павловна

СЛОГ Ступеньки Лестницы Обучения Грамоте.Вопрос обучения грамоте дошкольников является важным для каждого воспитателя, родителя, а также учителя, который примет наших детей в 1 класс. Данная тема актуальна. Обучение детей грамоте предусмотрено Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО) в соответствии с возрастными особенностями развития дошкольников. Многие выдающиеся педагоги, такие как Дмитрий Константинович Ушинский, Галина Михайловна Перова считают период обучения грамоте первым этапом освоения чтения и что эффективность во многом зависит от педагога.На первой ступеньке находится РЕЧЬ, она не дается человеку от рождения, он приобретает ее в раннем детстве, взаимодействуя с окружающим миром. Речь – это огромный дар. Еще Сократ говорил: «Каков человек – такова его речь». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет речевое развитие детей одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Полноценное развитие детей в любой образовательной области невозможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности. Есть факторы влияющие на развитие речи. Среди них есть такие, на которые мы не можем повлиять, например –здоровье (мы не можем повлиять на развитие головного мозга), социальный фактор (отношение к речи в государстве, обществе, семье). Педагогический фактор позволяет нам повлиять на развитие речи, используя систематически различные методовВ овладении фонетической системой и фонетическими средствами языка участвуют три группы анализаторов: слуховые, зрительные, речедвигательные. К сожалению, в настоящее время в период перенасыщения цифровых технологий родители редко общаются со своими детьми, читают им книги, в результате чего теряется интерес к чтению и все чаще встречаются дети с речевыми нарушениями, что затрудняет их общение со сверстниками, ограничивает возможность в рассказывании, создаёт дискомфорт в дальнейшем обучении. Поэтому, очень важно, чтобы у ребенка в дошкольном детстве были устранены нарушения речи. Так как речевая готовность будущего школьника, способствует его успеху в дальнейшем обучении в школе чтению и письму, влияет на мыслительную деятельность и на все процессы в целомВедущий вид деятельности дошкольников – игра. Моя работа по обучению воспитанников грамоте построена в игровой форме. Игры помогают создать комфортную среду для общения дошкольников и побуждают проявить интерес к получению новых знаний. Игра – это то, ради чего ребенок идет в детский сад.Шагаем по нашей лестнице дальше. Следующая ступенька – это работа над лексической и грамматической стороной речи. Для этого я использую обучающую игру «сказка кубик или кубик историей». С помощью кубика мы пополняем словарный запас, учимся употреблять слова правильно, давать полный, развернутый ответ. С этим кубиком ребята могут играть без помощи взрослого, рассказывая истории друг другу и придумывая свои правила игры, тем самым преодолевают стеснительность, замкнутость, развивают самостоятельность. Умение составлять правильно и красиво предложения сохранится с ребенком на всю жизнь: это и устные ответы у доски, и изложения, и сочинения, и просто общение друг с другом.И важно помнить о развитии воображении, памяти и красивой связной правильной речи. Для этого мы учим стихотворения с помощью мнемотаблиц, это очень результативный способ, потому что мозг человека гораздо проще опирается на образы.Играя, мы учимся определять короткие и длинные слова, делить слова на слоги, используя способ прохлопывания или подбородок-ладошка. Очень важно работать над развитием фонематического слуха. Учиться различать звуки, развивать слуховую память, внимание. Если у ребенка нет фонематического слуха, то он и не зачитает, потому что надо слить два звука, а он не слышит один. Для этого я использую речевые разминки, скороговорки, музыкальные инструменты, где мы учимся отрабатывать и слышать ритм, определять наличие заданного звука в слове, и его местонахождение. Мы играем со звуком в прятки, используем любые карточки с картинками и буквы из разного материала (бумага, пластилин, дерево). Определяем твердость и мягкость согласного – это важно для дальнейшего чтения, так как важно чувствовать звук, а не заучивать его. Для обозначения звуков используем цветные кубики, карточки.Следующая ступенька – знакомство с буквой, обозначающей звук. Если просто показать дошкольнику букву, то большая вероятность того, что он ее даже не вспомнит. А вот если рассказать сказку, историю, то будет развиваться ассоциативная память и даже те, кто неохотно включаются в работу, прибегают с удовольствием послушать новую историю сказочного сундука о звуке и букве. В сказочном сундуке ребята находят предметы, которые связаны с одним общим звуком и букву, обозначающий этот звук. Потом мы отправляемся с новой буквой в увлекательное путешествие. Для закрепления образа буквы использую раздаточный материал в виде деревянных кубиков, лепки букв из пластилина, собирание пазлов и частей букв, рисование букв на песочном столике. Это не только закрепление образа, но и развитие мелкой моторики и сохранение работоспособности, как как песок поглощает негативную психическую энергию и обладает расслабляющимся действием. Наибольший интерес вызывают у ребят игра с радужными камешками. Они приятные на ощупь: гладкие, легкие, яркие, безопасные, что очень важно. Их хочется трогать и играть с ними. Они многофункциональны: мы выкладываем из них изображение буквы, учимся ориентироваться в пространстве, делим слова на слоги, считаем количество звуков в слове, определяем размер слова, составляем схемы предложений и придумываем свои истории. Так же для составления предложений мы используем палочки Кьюизенера, с ними очень удобно учиться видеть маленькие слова, считать слова в предложении. И, когда мы уже знаем несколько букв, развит фонематический слух, мы поднимаемся на следующую ступеньку нашей лестницы.Приступаем к обучению чтению. Использую кубики Зайцева, деревянные кубики со слогами, пазлы. Чтобы игры были еще разнообразнее, можно сделать пособия для них своими руками.Например, звуковой паровоз или волшебные светильники.Следующая ступенька нашей лестницы – подготовка к письму, а также умение ориентироваться на листе бумаги. В этом нам помогают планшеты для рисования с готовыми карточками заданий. Также мы придумываем свои задания, например, бросая кубик с разными видами линий ребята выполняют соответствующую штриховку на планшете. И пока мы только готовимся к обучению грамоте важно видеть успех каждого, а в планшете всегда успех: не получилось, ты можешь сам всё исправить: сделать другую линию или повторить еще раз.В достижении цели нам помогают самые близкие для ребят люди – это родители. Совместно с ними дети изготавливают свои книжки-малышки, например, по пдд, участвуют в олимпиадах по АБВГДейке, печатают письма солдатам, не боятся выступать в благотворительных концертах для участников специальной военной операции, получают полезные подарки, которые потом мы используем в образовательных целях и в итоге идут в предшкольную подготовку весело, без страха, а самое главное с желанием учитьсяИ так, шагая по ступенькам лестницы обучения грамоте я очень надеюсь, что мои воспитанники дойдут на самые высокие этажи знаний.