Публикации Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий
Автор: Выручаева Наталья Николаевна

Н.Н. Выручаева, старший воспитатель Ю.В. Угрюмова, педагог-психологМБДОУ №1 «Золотой петушок» г. СеверодвинскРазвитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий В век информации всё большее значение приобретает такое свойство личности как умение эффективно общаться, объективно воспринимать информацию и реагировать на все изменения окружающего мира. Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые. Это происходит в силу малого жизненного опыта, особенностей развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности. Социальное развитие очень важно для детей дошкольного возраста. От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, что он чувствует в определенные моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным. Большинство детей раннего возраста в своих взаимоотношениях с окружающими не нуждаются в социальном интеллекте до тех пор, пока не происходит столкновение интересов ребенка с окружающими людьми, в результате чего у них складывается такое поведение в будущем, которое будет одобрено коммуникативным партнером. Это зачаточная форма социального интеллекта. Дети уже начинают понимать, что могут   манипулировать коммуникативным партнерами, используя искусственно созданные им модели поведения.  В 3-4 года появляются первые формы социального интеллекта. В 3 года дети приобретают способность планировать события реальной жизни, с 4 лет начинают понимать поведение других людей. В 6 лет и старше социальный интеллект дошкольников носит более высокий характер развития - влияние на партнера, умение вводить в заблуждение для того, чтобы использовать скрытые возможности коммуникации.   В старшем дошкольном возрасте дети вполне овладевают социальной функцией речи. Они узнают, что речь отражает социальный статус людей, их роли, хорошо понимают, что слова, тон, которым они произносятся, форма общения зависят от отношений, которые сложились между беседующими людьми. Дети достаточно быстро улавливают нюансы речи и приспосабливаются к ролям. В этот период восприятие становиться осмысленным, анализирующим.   Обучение социальному интеллекту происходит в повседневной жизни. Недостаточное развитие социального интеллекта в детском возрасте, приводит к появлению у детей агрессивности, замкнутости, и как следствие, отвержению сверстниками.  Решая межличностные проблемы, ребенок извлекает из памяти один или несколько способов и помещает их в «рабочее пространство» для разработки и выполнения. Критериями проявления социального интеллекта у детей дошкольного возраста могут выступать следующие возможности:
  • умение устанавливать межличностные контакты со сверстниками и взрослыми;
  • ориентировка в межличностной ситуации;
  • способность объяснять различные психические состояния (собственные и наблюдаемые у других людей);
  • анализ поведения собственного и других людей во время общения;
  • умение сопереживать и сочувствовать другим людям.
  • Ребенок дошкольник с развитым социальным интеллектом:
  • умеет устанавливать коммуникативный контакт с детьми;
  • откликается на просьбы других детей;
  • с удовольствием занимается вместе со взрослым;
  • успешно действует под руководством взрослого;
  • принимает помощь взрослого;
  • часто взаимодействует со сверстниками;
  • моделирует различные отношения в сюжетно - ролевых играх;
  • проявляет лидерские способности;
  • умеет занимать других детей;
  • с удовольствием участвует в играх, предложенных другими детьми;
  • успешно разрешает конфликты со сверстниками;
  • действует самостоятельно;
  • умеет сдерживать проявление своих эмоций, контролировать свое поведение;
  • признает правила, предложенные взрослым и другими детьми.
  • Одной из форм организации педагогического процесса, позволяющей сформировать компоненты социального интеллекта, является игровая технология. Игра позволяет детям познать себя и окружающий мир, органично войти в него. Психолого-педагогической базой нашей работы стали концептуальные теории развития личности основоположника отечественной психологии Л. С. Выготского, а также концепция социализации личности И. С. Кона и С. Л. Рубинштейна. Социальный интеллект – совокупность знаний, умений и личностных качеств, которые обеспечивают человеку положительную интеграцию в социуме. Технология по ее формированию у старших дошкольников включает реализацию блоков. В рамках каждого блока выделяются конкретные цели и задачи, в ходе осуществления которых происходит формирование и развитие соответствующих умений и навыков, описывается промежуточный предполагаемый результат. Для каждого блока подобраны игры и упражнения, являющиеся формой осуществления программных задач.Мотивационный блок «Наша группа». Формирование потребности в общении и взаимодействии, интереса к другому человеку. Первый шаг к пониманию, сближение, объединение, возникающее на эмоциональной основе. Создание условий для установления разных видов эмоционального контакта: от взгляда, улыбки к контакту глаз, от прикосновения к более тесному тактильному контакту. Работу в этом блоке можно разделить на несколько циклов.1. Цикл игр и игровых упражнений:- игры и упражнения, направленные на формирование интереса к другому: «Ручеёк», «Комплименты», «Подарок другу»;- игры на групповую сплоченность: «Найди друга», «Волшебный клубочек», «Угадай-ка»; игры на формирование доброжелательных отношений в группе: «Я хочу с тобой подружиться», «Я знаю пять имен своих друзей», «Цветок дружбы»;2. Цикл игровых занятий: «Волшебный колокольчик», «В гостях у Оле-Лукойе», «Солнце и месяц», «Автогонки», «Чудесные превращения», «Музыкальный оркестр».3. Групповые ритуалы и начала и окончания занятий, песенки приветствия и прощания, повышающие общий эмоциональный фон и улучшающие психологический микроклимат.3. Дружеские посиделки: анализ общей деятельности, подведение итогов.4. Продуктивная деятельность: изготовление подарка заболевшему другу, альбома имениннику.Рефлексивный блок «Я в группе». Развитие самосознания (осознание ребёнком меры своих возможностей, оценка его места в обществе других людей, понимание разного отношения к нему окружающих, умение адекватно оценивать результаты собственных достижений).В рамках этого блока использовались:1. Игры, способствующие самовыражению: «Вырази чувства глазами», «Что я люблю», «Мое настроение», «Ступеньки моих достижений», «Азбука эмоций»;2. игры, способствующие самоуважению: «Счастливый сон», «Хочу быть счастливым», «Ракета»;3. диалоговые игры: «Эфир со звездами», «Интервью»;4. групповые занятия: «Кто я?», «Кое-что обо мне», «Я на балу сказок», «Я и мои друзья», «Волшебный медальон»;5. минутки общения, тематические беседы: «Какой я?», «Каким я буду когда вырасту»;6. выставка рисунков: «Мои достижения», «Найди мой портрет»;7. создание портфолио «Книга обо мне»;8. конкурсы «Самый, самый, самый», «Хвастунов»;9. психологические этюды на выражение различных эмоций;10. презентации семейных коллекций, способствующие накоплению опыта общения со взрослыми, развитию социальной уверенности.Когнитивный блок «Мои друзья». Развитие способности понимать другого человека его особенности, интересы, потребности, замечать изменения настроения, эмоционального состояния (эмоциональной восприимчивости). Необходимо перевести направленность детей на себя в направленность на других.На этом этапе применяются:1. игры и упражнения на формирование умения любить окружающих: «Я посылаю любовь», «Мне в тебе нравится», «Спасибо и пожалуйста»;2. игры на развитие восприятия, внимания, наблюдательности: «Разведчики», «Хороший слух», «В стране ладошек», «Необычная прогулка», «Штурм крепости»;3. игры, способствующие формированию эмоциональной децентрации: «Что чувствует мама (папа), если…», «Я тебя понимаю», «Угадай настроение»;4. чтение художественной литературы.Поведенческий блок «Один и вместе». Формирование социальных навыков (умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях). Для формирования положительного отношения к взаимодействию с другими детьми ребенку необходим собственный практический опыт сотрудничества, который позволяет ему почувствовать, как достичь важных для него целей, учитывая интересы других детей, то есть – социальные навыки. В этом блоке используются:1. игры с правилами на развитие произвольности и саморегуляции поведения: «Да, нет не говори», «Шашки», «Стоп кулак», «Хочухалки»;2. игры на развитие умения сотрудничать: «Помоги другу», «Небоскреб», «Два барана», «Сиамские близнецы»;3. интерактивные игры на формирование навыков общения со сверстниками: «Головомяч», «Попроси игрушку», «Меняемся пуговицами»;4. рисование в парах, тройках, подгруппах с творческими заданиями: «Цветик-семицветик», «Дружеские каракули», «Маленькие волшебники», «Один и вместе», «Наша сказка», «Варежки для Деда Мороза», «Картинки по кругу», «Необитаемый остров», «Дом дружбы», «До свидания, детский сад»;5. «В гостях у сказки» - показ спектаклей, инсценировок с целью оказания помощи в освоении разных социальных ролей;6. социальные проекты на темы: «Территория красоты и чистоты», «Единые дни в защиту рек», «Я другой».Была отмечена позитивная динамика по важнейшему, но сложному для детей 6-7 лет компоненту структуры социального интеллекта - социальной перцепции. Дети продемонстрировали значительное повышение уровня адекватной социальной перцепции, что проявилось: в уходе от социальных шаблонов; в появлении тенденции анализа собственных поступков, поведения других детей. В процессе предметных занятий, насыщенных разнообразными коммуникативными приемами, старшие дошкольники смогли овладеть:• элементами ролевого поведения в процессе анализа позиции партнеров по общению: делового и личностного общения;• приемами понимания особенностей отношений людей в бытовых ситуациях, в условиях жизни вне дома.Социальный интеллект – это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды; учете формально - динамических свойств личности ребенка при проведении занятий; создания разнообразной среды для проявления любознательности (новые игровые пособия) при проведении занятий. Положительная динамика изменений в развитии социального интеллекта детей 6-7 лет, полученная нами в ходе работы, свидетельствует о необходимости и возможности осуществления целенаправленной развивающей работы с детьми; особенно сензитивными периодами, по данным нашего исследования являются старший дошкольный возраст.Список информационных источников
  • Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы: Учебное пособие. – Рига: ЛГУ им. П. Стучки, 1984
  • Возрастные особенности психического развития детей – сб. науч. тр. / Отв. ред. И.А. Дубровина, М.И. Лисина. – М.: Изд. АПН СССР, 1982.
  • Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. – Л.: «Наука», 1978.
  • Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2004.
  • Пазухина, И. А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов [Текст] / И. А. Пазухина. — СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. — 271 с
  • Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования/ Под. ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. Науч.-исслед. ин-т. дошк. воспит. Акад. пед. н. СССР – М.: Педагогика, 1986.
  • Шипицына, Л. М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / А П. Воронова, О. В. Защиринская, Т. А Нилова, Л. М. Шипицына. — СПб. : «ДЕТСТВОПРЕСС», 2010. — 192 с.
  • Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада/ А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др.; Под. Ред. А. В. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985.