Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Зима"
Автор: Попова Ирина Григорьевна

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: "Зима". Задачи:- активизация словаря по теме "Зима"-закрепление изученного ранее материала по теме "Зима"- учить образовывать единственное и множественное число имён существительных- учить подбирать слова антонимы и синонимы- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами- посредством мотивации улучшить активность детей на занятии.-умение ориентироваться в пространстве.1. Вводная часть: Собрались все дети в кругЯ твой друг, и ты- мой другДружно за руки возьмёмся , и друг другу улыбнёмся.    Ребята,  а теперь покажите  мне,  что вы готовы к занятию.^ Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окно, что мы там видим? Какая погода на улице? Какое время года сейчас? (ответы детей).Самое время чисто говорки. Послушайте сначала меня, а потом повторяйте. Говорим целыми словами, не делим на слоги..Проговаривание с детьми чисто говорки.Мамама – наступила зима.Ок-ок-ок - на дворе снежок.Ла-ла-ла – зима сугробы намела.Мы – мы – мы – не боимся мы зимы.Раздаётся стук в дверь. Входит Снеговик с сундучком.Воспитатель: РЕБЯТА, посмотрите, кто к нам пришел. Посмотрите, что у него в руках. Да это же волшебный сундучок. Хотите посмотреть что внутри?  (да для этого нужно сказать волшебные словаЧик, ,чак, чок – открывайся, сундучок! Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в сундучок).Ребята, да здесь письмо. Это письмо от Деда Мороза. Давайте его прочитаем.( Дети читают письмо)2. Оснавная часть: квест первый: ответы на вопросыВоспитатель: Сейчас мы найдём снежинку(снежинки лежат в спальне) с первым заданием и постараемся выполнить его. Итак, первое задание. Нужно ответить на вопросы:- когда наступает зима(после осени)- как светит солнце зимой? (солнце стоит невысоко и греет мало; светит но не греет)- какое небо зимой? (небо часто серое, на нем облака, тучи, из которых идет снег)- какие деревья зимой? (деревья стоят голые, без листьев, только сосны и ели зеленые; деревья зимой отдыхают)- что зимой происходит с реками? (покрываются льдом)- как зимой одеты люди? (тепло)- какие вы знаете зимние забавы детей?- назовите зимние месяцы.С первым заданием вы справились, молодцыо язычок устал. Давайте сделаем зарядку для язычка.(балаболка язычок.) А теперь в путь за 2 снежинкой.(ребенок поднимает снежинку, читает задание)Второе задание. Квест второйазывается «Подбирай, называй, запоминай»(К существительному нужно подобрать прилагательное, например: зима- холодная, снежная, морозная, долгая и т. д.)Ответьте на вопрос:-зима( какая?)  (холодная, снежная, бесснежная, морозная, долгая, вьюжная, мягкая, суровая, русская)-снег(какой?) (пушистый, мягкий, липкий, Белый, искристый, сверкающий, чистый, грязный, рыхлый, холодный, тающий,)- снежинки (какие?) (легкие, резные, холодные, маленькие, Красивые, лёгкие,  первые,  белые серебряные,  редкие,  ажурные, пушистые, искрящие,  летящие, тающие,  волшебные..)- лёд (какой?) ( толстый, скользкий, хрупкий, гладкий, холодный, тонкий)-погода (какая?) (плохая, хорошая, сырая, холодная, безветренная, безоблачная, благоприятная, великолепная, зимняя, ветреная, вьюжная, морозная,)(К существительному нужно подобрать глагол, например: человек – идет, танцует, пишет … снежинки-снежинки (что делают?) (падают, вьются, кружатся, блестят, тают, хрустят)-лед (леденеет, трещит, блестит,-мороз (что делает?) (трещит, морозит, обмораживает, подмораживает, замораживает)-снег (что делает?) ( блестит, хрустит, идет, снежит)(К прилагательному нужно подобрать существительное, например: морозный ень, вечер.)- морозным (бывает что?)  (день, вечер)-зимним (бывает что7)  (месяц, день)-зимнее (бывает что?)  (утро, пальто)- зимние (бывают что?)  (дни, шапки, куртки)Молодцы ребята. А не пора ли нам отдохнуть? давайте сделаем кружок и представим , что мы снежинки.Физминутка «Снежинки»Ой летят, летят снежинки -Белоснежные пушинки.                    (Плавные взмахи руками.)Это зимушка-зима                             (Отводим сначала правую руку в сторону,Рукавами повела.                                затем левую руку в сторону.)                             Все снежинки закружила.И на землю опустила.                    (Покружиться и присесть.)Ну что в путь за 3 снежинкой?(дети находят 3 снежинку с заданием,становятся в круг и по очереди отвечают на вопросы. (Игра с мячом)Квест третий «Из чего-какой (например: стул из дерева-деревянный) назовите одним словом.- горка из снега (снежная)-дорожка изо льда (ледяная)-погода с морозом (морозная)-погода с ветром (ветреная)«Скажи наоборот»- летом дни жаркие, а зимой - (холодные)-летом день длинный, а зимой - (короткий)- летом солнце греет, а зимой - (не греет)-весной лёд на реке тонкий, а зимой - (толстый)-одни сосульки длинные, а другие – (короткие)- Снег мягкий, а лёд - (твердый)(нужно образовывать существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом, например: снеговик - снеговичок)кажи ласково.-снег – (снежок)-солнце – (солнышко)-лёд – (ледок)Молодцы ребята и с этим заданием вы успешно справились. В путь за следующей снежинкой!Дети находят четвертую снежинку с заданием.Квест четвертый«Найди предмет для зимнего развлечения»Перед детьми выкладываются карточки на которых изображены: конькиелосипед,ледянка,лыжи,ролики,скакалка,санки,мяч,снегокат, теннисная ракетка, клюшка с шайбой. Нужно найти и назвать предметы, которые подходят для зимних развлечений на улице.(дети отвечают для чего нужны те или иные предметы).Молодцы ребята. Давайте найдем последнюю снежинку. Задание самое сложное. Его нам Дед Мороз выслал на электронную почту. Пройдемте в группу ,присядем на стульчики и постараемся его выполнить .(на экране схема.)В.: Ребята, это схема. В ней зашифрован рассказ о зиме. Каждое предложение изображено в виде рисунка. Попробуем их расшифровать? Итак начинаем.(дети по очереди расшифровывают схему).3. Заключительный этапВоспитатель: Вы молодцы, хорошо поработали, помогли Деду морозу справиться с испытаниями. Давайте сейчас вспомним, что же мы с вами сделали? (дети называют задания, с которыми справились). А теперь пора прощаться с нашим гостем. Давайте все снежинки сложим в сундучок и отправим его к Деду Морозу. (снежинки без заданий складываем в сундучок)о свидания ,Снеговичок. Передай Деду Морозу, что мы его ждем в следующем году.