Публикации Основные направления и принципы работы логопедической работы по формированию готовности к обучению чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Основные направления и принципы работы логопедической работы по формированию готовности к обучению чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Автор: Гребенюк Ирина Ивановна Маслова Ирина Николаевна

И.И. Гребенюк, И.Н. МасловаОсновные направления и принципы работы логопедической работыпо формированию готовности к обучению чтению старшихдошкольников с общим недоразвитием речиКоррекционная система воспитания и обучения дошкольников с общим недоразвитием речи опирается на основополагающие принципы, разработанные Р. Е. Левиной:- принцип учѐта закономерностей формирования и развития речи детей в норме с опорой на онтогенез. Предполагается учёт объективных и субъективных условий становления речи ребёнка. Определение ведущего речевого дефекта и вторичных недостатков высших психических функций;- принцип связи между формированием фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. При этом коррекционная работа по преодолению нарушений звукопроизношения и слоговой структуры слова способствуют появлению чёткой и внятной речи. А процесс развития фонематического восприятия является основой для становления грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения;- принцип дифференциального подхода при оказании логопедической помощи детям с недоразвитием речи, которые имеют разную структуру речевого дефекта;- принцип связи речи с другими сторонами психического развития, раскрывающие зависимость развития речевой деятельности от состояния других психических функций.Определение данных связей является основой влияния на те психологические особенности детей с ОНР, которые косвенно или прямо препятствуют осуществлению эффективной коррекционной работы.Также при оказании логопедической помощи старшим дошкольникам с ОНР необходимо учитывать и общедидактические принципы, которые отражают закономерности освоения детьми языка и речи:- принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речевойдеятельности;- принцип взаимосвязи умственного, сенсорного и речевого развития ребёнка, указывающий на то, что речевой материал усваивается не путём простого воспроизведения, а с помощью решения мыслительных задач;- принцип формирования элементарного осознания языка;- принцип обогащения мотивации речевой деятельности.Анализ объёма коррекционной работы позволяет сделать вывод о том, что при формировании готовности к обучению чтению у детей старшего дошкольного возраста с ОНР необходим комплексный и системный подход.Коррекционно-развивающая работа должна быть направлена не только на компенсацию речевых нарушений, но и на развитие понимания логико-грамматических конструкций и развитие зрительно-пространственного восприятия. То есть развитие психологической базы речи.Коррекционная работа по формированию готовности к обучению чтению старших дошкольников с ОНР осуществляется в дошкольнообразовательном учреждении компенсирующего вида по следующим направлениям: - коррекция звукопроизношения; формирование фонетико-фонематических процессов; - уточнение и расширение лексического запаса; - формирование грамматического строя речи; - развитие понимания логико-грамматических конструкций; - развитие зрительно-пространственного восприятия. Таким образом, логопедическая помощь детям, имеющим нарушения речи, должна иметь не только превентивную, но и пропедевтическую направленность, позволяющую компенсировать имеющиеся нарушения развития ребёнка.