Публикации
Содержание формирующего эксперимента по формированию готовности к обучению чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Содержание формирующего эксперимента по формированию готовности к обучению чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Автор: Гребенюк Ирина Ивановна Королькова Илона Евгеньевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Содержание формирующего эксперимента по формированию готовности к обучению чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Автор: Гребенюк Ирина Ивановна Королькова Илона Евгеньевна
И.И. Гребенюк, И.Е. КорольковаСодержание формирующего эксперимента по формированиюготовности к обучению чтению старших дошкольников с общимнедоразвитием речиРазвитие моторики артикуляционного аппарата. Создание условий для совершенствования двигательной функции губ и языка, динамической организации движений артикуляционного аппарата.Формирование нормированного звукопроизношения. Уточнение артикуляционного и акустического образа звука [ш], автоматизация. Постановка звука [ж], автоматизация. Постановка [л], автоматизация. Постановка [л], автоматизация. Постановка [р], автоматизация. Постановка [р’], автоматизация.Развитие фонематических процессов. Создание условий для различения слогов со сходными звуками, изолированных звуков, различение правильно и неправильно произносимых логопедом непарных слов. Создание условий для воспроизведения слоговых рядов, дифференциация слов-квазиомонимов.Создание условий для совершенствования фонематического анализа: выделение гласного звука, стоящего в конце слова; согласного звука, стоящего в начале и конце слова. Создание условий для совершенствования фонематического синтеза (составление слов из заданных звуков). Создание условий для умения подбирать слова на заданный звук, заданное количество звуков, определение количества, последовательности и места слов в предложении (фонетический анализ).Совершенствование словарного запаса. Активизация и обогащение словаря по лексическим темам, формирование обобщѐнного понятия слов по группе однородных предметов. Расширение словаря прилагательных (подбор определений к предметам). Совершенствование словаря синонимов и антонимов.Совершенствование грамматического строя речи. Создание условий для совершенствования грамматического строя речи:- образование множественного числа существительных, Р.п. существительных;- согласование существительных с числительными;- употребление предлогов;- образование относительных, качественных и притяжательных прилагательных.Развитие зрительно-пространственного восприятия. Развитие функций зрительного восприятия, зрительной памяти. Работа по развитию ориентировки в пространстве.Формирование логико-грамматических структур языкаРазвитие понимания логико-грамматических конструкций, требующих специальных операций симультанного синтеза. Работа над пониманием обратных конструкций. Развитие понимания предложных конструкций с обозначением места.Перспективный план работы по формированию готовности к обучениючтению детей подготовительной к школе группы с ОНРСентябрь – декабрьРазвитие общих речевых навыков1. Выработка чѐткого координированного движения органов артикуляционного аппарата.2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плеч), спокойному плавному выдоху (не надувая щѐк).3. Работа над мягкой атакой голоса. Учить детей пользоваться громким и тихим голосом.Коррекция звукопроизношения1. Знакомство с органами артикуляционного аппарата.2. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.3. Постановка и автоматизация неправильно произносимых и отсутствующих в произношение звуков (коррекция звукопроизношения в процессе индивидуальных занятий).Развитие фонетико-фонематических процессов1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков2. Выделение ударного гласного в словах.3. Подбор слов на гласные звуки.4. Анализ звукосочетаний [АУ], [УА].5. Анализ артикуляции согласных звуков.6. Звуковой анализ слов и слогов ап, ах, ха, ам, ум, мы, да, он, кот, кит.7. Определение наличия звука в слове на материале изученных звуков (игра «Поймай звук»).Совершенствование словарного запасаУточнение, активизация и обогащение словаря детей через формирование семантических полей по темам «Овощи», «Фрукты», «Грибы. Ягоды», «Деревья», «Перелѐтные птицы», «Наш город – Озѐрск», «Мы живѐм на Урале. Сказы Бажова», «Наша Родина – Россия», «Москва – столица России», «Народные промыслы (хохлома, жестов, гжель и др.)», «Народная игрушка (матрѐшка, деревянные игрушки)», «Домашние звери и их детѐныши. Содержание домашних зверей», «Дикие звери и их детѐныши», «Зима. Зимующие птицы», «Одежда, обувь. Головные уборы», «Посуда. Виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда».Совершенствование грамматического строя речиВ соответствии с лексическими темами:1. Отработка падежных окончаний имѐн существительных единственного числа.2. Преобразование существительных в Им.п,. ед.ч.. во мн.число.3. Согласование глагола с существительным единственного и мн.числа.4. Согласование существительного с местоимениями мой, моя, моѐ.5. Согласование существительного с прилагательным в роде, числе, падеже.6. Согласование числительных два, пять с существительным.7. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.Формирование логико-грамматических структур языка1. Формирование простых флективных конструкций.2. Формирование логико-грамматических конструкций, требующих специальных операций симультанного синтеза. Конструкции атрибутивного родительного падежа.Январь – мартРазвитие общих речевых навыков1. Продолжать работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи.2. Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной, восклицательной, как средством выразительности речи.Коррекция звукопроизношения1. Продолжать работу по коррекции и автоматизации и автоматизации скорректированных звуков (индивидуальная работа).Развитие фонетико-фонематических процессов1. Выделение гласных звуков в конце слова под ударением (пила, кино, усы).2. Выделение гласных звуков в трѐхзвуковых словах (мак, дом, сок).3. Анализ артикуляции и характеристика зв. [ф],[г],[с],[с’],[з],[з’],[ц],[ш], [ж].4. Дифференциация изученных твѐрдых мягких согласных в словах, слогах, на слух и в произношении.5. выделение твѐрдых и мягких согласных звуков в начале и конце слова (дом – лень, лес – лось).6. Выделение гласного звука в положении после согласного.7. Анализ и синтез прямого слога (СА, СО, СУ).Совершенствование словарного запасаУточнение, активизация и обогащение словаря детей через формирование семантических полей по лексическим темам.Совершенствование грамматического строя речиВ соответствии с лексическими темами:1. Практическое употребление простых предлогов места (в, на, за, под, над) идвижения (в, из, к, от, по).2. Образование притяжательных прилагательных по теме «Дикие звери».3. Образование относительных прилагательных.4. Образование глаголов движения с приставками.5. Образование и подбор однокоренных слов: лес – лесной, лесник.6. Образование сложных слов (снегопад).Формирование логико-грамматических структур языка1. Формирование логико-грамматических конструкций, требующихспециальных операций симультанного синтеза. Формированиесравнительных конструкций.2. Формирование в речи инверсионных грамматических структур.Апрель – майОвладение основными понятиями языковой действительностиЗакрепление понимания и самостоятельного употребления в речи следующих понятий: «предложение», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук (твѐрдый и мягкий)», «буква»; «артикуляционный аппарат», «воздушная струя», «голосовые складки», «звуковой анализ слова».Коррекция звукопроизношенияПродолжать работу по коррекции и автоматизации звуков (индивидуальные занятия).Развитие фонетико-фонематических процессов1. Анализ артикуляции и характеристика звуков [Щ], [Ч],[Й],[Л],[Л’],[Р], [Р’].2. Анализ трѐхзвуковых слов с гласными [А], [О], [У], [Ы], [Э], [И], составление схемы слова (ива, уха, кот и др.).3. Звуковой анализ слов из четырѐх звуков (пила, ваза, стол и др.).4. Дифференциация на слух парных согласных б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с в словах бочка – почка, удочка – уточка и т.д.5. Преобразование слов путѐм замены первых звуков: ком – том – дом – сом.Совершенствование грамматического строя речи1. Употребление сложных предлогов: из-за, из-под и др.2. Образование сравнительной степени прилагательных (длинный – длиннее – самый длинный).3. Образование наречий от прилагательных (быстрый – быстро).4. Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов (подбор однокоренных слов).5. Образование существительных от глаголов и наоборот (читать – читатель, учитель – учить).6. Закрепление навыка употребления сложносочинѐнных предложений с разными придаточными: Миша заплакал, потому что …(он упал, он испугался и т.д.)Развитие зрительно-пространственного восприятия1. Формирование координации в системе «глаз-рука» и коррекция еѐ недостатков; развитие прослеживающей функции глаз.2. Формирование координации в системе «ухо-рука» и коррекция еѐ недостатков.3. Формирование координации в системе «глаз-ухо-рука» и коррекция еѐ недостатков.Формирование логико-грамматических структур языка1. Развитие понимания обратных конструкций.2. Формирование предложных конструкций с обозначением места.Таким образом, объѐм коррекционной работы, проводимой в ходе формирующего эксперимента, позволил не только оптимизировать имеющиеся недостатки развития старших дошкольников, но и подтвердить необходимость комплексного систематического воздействия. Поэтому по каждому направлению коррекции развития той или иной стороны речи проводились занятия, адаптированные с учѐтом индивидуальных особенностей детей.