Публикации
Как научить читать ребёнка с общим недоразвитием речи
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как научить читать ребёнка с общим недоразвитием речи
Автор: Королькова Илона Евгеньевна Маслова Ирина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как научить читать ребёнка с общим недоразвитием речи
Автор: Королькова Илона Евгеньевна Маслова Ирина Николаевна
И.Е. Королькова, И.Н. МасловаКак научить читать ребёнка с общим недоразвитием речиОчень важно не дать ребёнку потерять интерес к чтению! Нужно подходить к проведению занятий творчески, чаще использовать имеющиеся знания ребенка, его жизненный и речевой опыт. Не забывать, что чтение – новый, сложный для малыша процесс, и некоторые трудности при обучении вполне естественны. Чаще хвалить, поощрять маленького малыша, вместе с ним радоваться даже небольшим успехам. Если ребенок не усвоил новый материал, не спешить двигаться дальше. Необходимо помнить, что все дети обладают разным уровнем развития мышления, внимания, памяти, речи. При работе лучше ориентироваться на способности и индивидуальные особенности ребенка. Рассмотрим особенности работы на каждом этапе обучения. 1. Подготовка к обучению чтению. Этот этап очень важен, хотя здесь ещё не происходит знакомства с буквами. Приобретенные знания, умения будут необходимы при обучении чтению и письму. Нужно научить малыша различать слова в предложении (на слух), составлять схемы предложений, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, выделять звук из слова, устанавливать последовательность звуков, находить ударный слог в слове. Следует познакомить ребенка с терминами предложение, слово, слог, звук, ударение. 2. Слово. Предложение. Объясните ребенку, что в разговоре мы используем отдельные слова. Все, что ребенок произнес, - это слово. Попросите малыша, самостоятельно вспомнить и произнести какие – либо слова. Чаще всего дети называют предметы, которые видят вокруг (стол, окно, игрушки). Приведите примеры, когда слово может обозначать признак предмета (добрый, белый), действие предмета (сидит, бежит). Пусть ребенок сам назовет подобные слова. Спросите ребенка, что он делает? Добейтесь, чтобы ребенок ответил полным ответом. – «Я играю». Объясните ему, что он назвал предложение. 3. Слоги. Предложите ребенку назвать то, что он видит на картинке (шары). Произнесите слово, деля его на части (слоги). Пусть ребенок повторит слово так же, выделяя каждую часть хлопками в ладоши. Вместе сосчитайте, сколько частей в этом слове. Объясните, что каждая часть называется слогом. В слове шары – два слога. Так же работаете с другими словами. 4. Ударение. Попросите ребенка назвать слово кукла, выделяя первый слог ( куук – ла). Пусть ребенок повторит слово так же. Укажите, что слоги в этом слове произносятся по – разному (первый более протяжно и громко). Можно сказать, что на первый слог падает ударение, или что этот слог – ударный. Аналогично работайте с другими словами. 5. Звук. Спросите ребенка, как жужжит жук? Ребенок в ответ произнесет: –ж – ж – ж. Объясните: ж – это звук. Спросите, как рычит собака: р – р – р, как воет волк: у –у – у, как звенит комарик: з – з – з. все, что произнес ребенок – звуки. 6. Знакомство с буквами. Запомните: звук и буква – это не одно и то же. Звуки мы произносим и слышим, а буквы-пишем и читаем. Буква-это знак, письменное изображение звука. Название буквы не всегда соответствует звуку, который эта буква обозначает. Например, буква «жэ» обозначает звук [ж], буква «ша» обозначает звук [ш]. звуки бывают гласные (а, о, у, ы, и, э) и согласные (п, р, с и т.д.) часто одна буква обозначает два звука: например, в слове был буква «бэ» обозначает звук [б], а в слове бил, та же буква обозначает другой звук – [бь]. Дело в том, что отдельно взятая буква чаще всего не может быть прочитана. Для того, чтобы правильно её прочитать, мы должны знать, какая буква будет написана дальше. Так, в слогах ма и ми буква «эм» читается по – разному (в первом случае – [м], во втором – [мь]). Объясняется это тем, что во втором слоге буква м пишется буква и, а она обозначает мягкость согласных (например, ти, си, ки, ри). Кроме буквы и, мягкость предшествующих согласных обозначает буква ь (мягкий знак). Таким образом, нужно помнить: чтобы прочитать какую – либо букву, ребенок должен увидеть и вспомнить, как читается следующая буква. Поэтому нужно с самого начала учить ребенка ориентироваться на последующую букву, читать сразу слог. При знакомстве с каждой новой буквой ребенок: 1) называет слово, обозначающее предмет, делит слово на слоги, находит ударный слог; 2) считает, сколько в слове слогов и звуков; 3) произносит каждый звук по порядку и дает его характеристику (например, кит: первый звук [кь] – согласный мягкий, [и] – гласный, ударный, [т] – согласный твердый); 4) читает слоги с новой буквой; 5) читает слова с новой буквой; 6) читает предложения с новой буквой. Нужно стремиться к тому, чтобы малыш с самого начала обучения ориентировался на так называемый открытый слог, (согласная + гласная – ма, ти, ре и т.д.) как на единицу чтения. Это значит, что он не должен называть отдельно буквы в слогах, а должен вспомнить, какой звук обозначает первая буква, затем – какой звук обозначает вторая буква, и читать слог сразу, не делая остановок между звуками. Чаще напоминайте ребенку, «Смотри на первую букву, потом на вторую, читай сразу слог».