Публикации Логопедические игры "Играем - речь развиваем"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Логопедические игры "Играем - речь развиваем"
Автор: Бармина Ольга Викторовна

«Играем – речь развиваем!»«ЛОВИ ДА БРОСАЙ - ЦВЕТА НАЗЫВАЙ»Цель: упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.Ход игры: что у нас какого цвета - мы расскажем вам об этом. Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Взрослый: красный – Ребёнок: мак, огонь, флагоранжевый - апельсин, морковь, заря; желтый - цыпленок, солнце, репа;зеленый - огурец, трава, лес;голубой - небо, лед, незабудки;синий - колокольчик, море, чернила;фиолетовый - слива, сирень, сумерки.«СВЕТОФОР»Цель: выделять звук в ряду других звуков, на фоне слова. Ход игры: детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Если в произносимом воспитателем ряду звуков дети слышат заданный звук (например: звук [Ш]), то поднимают зеленый сигнал, если другие звуки, то красный сигнал. Аналогично проводится игра со словами. «ЗАМЕНИ ЗВУК»Цель: научить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.Ход игры: взрослый задает  звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове. Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово. Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка – чайка и т.д.) или последний звук (клюв - ключ, мел - меч). Далее усложняем игру и произносим слова на слух, без использования картинок.«ОДИН – МНОГО»Цель: научить детей образовывать имена существительные множественного числа в винительном и в родительном падежах.Ход игры: взрослый называет имена существительные в единственном числе, а ребёнок во множественном (можно использовать мячик).Винительный падеж                                    Родительный падеж(можно добавить прилагательное           (добавляем слово много) во мн.ч.)                                                    кот – много котовдождь - (сильные) дожди                           собака- много собаклист – (красивые) листья                            рука – много рукВзрослый перечисляет все пройденные лексические темы: посуда (ложка, вилка…), мебель ( стол, стул…), одежда, головные уборы, обувь, домашние животные, дикие животные, птицы, овощи, фрукты и т.д. «НАЗОВИ ЛАСКОВО»Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.Ход игры: взрослый спрашивает у ребёнка, как назвать ласково помидор, апельсин…. (помидорчик, апельсинчик). Также используются слова из пройденных лексических тем.«ЧТО ЛИШНЕЕ?»Цель: развитие логического мышления, закрепление обобщающих понятий.Ход игры: взрослые называет четыре слова или показывает четыре картинки, ребёнок указывает на лишнее слово и объясняет, почему оно  не подходит. Кофта, юбка, сапоги, платье (лишние сапоги, потому что они обувь, а всё остальное одежда.) Ежик, кукушка, лиса, волк. Также используются слова из пройденных лексических тем.«ПОЙМАЙ ЗВУК».Цель: развитие фонематического слуха, уметь выделять заданный звук в ряду  других звуков, слогов и слов;Ход игры: взрослый произносит цепочку звуков, например: а, у, и, о, э, ы , и т.д. Ребенок должен хлопнуть только, когда услышит звук (а), «поймать»  его. Аналогично с другими звуками. Внимание!  Согласные звуки называем не «КА, ТЭ…», а «К, Т…». «ЦВЕТНЫЕ АВТОМОБИЛИ»Цель: формирование правильного произношения звука [Р].Ход игры: на стульях сидят дети. Они автомобили. Каждому дается обруч – это руль. Перед водящим на столе лежат несколько флажков. Воспитатель поднимает один из них и дети, у которых руль того же цвета бегут по комнате, подражая звуку мотора. По сигналу дети останавливаются и возвращаются на свои места.«НАОБОРОТ»Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова.Ход игры: я начну, а вы продолжите:Веселый праздник – грустный…… Высокий забор – …Чистое платье – … Большой подарок –…Хорошее настроение – … Теплая погода - …«ОДИН, ДВА, ТРИ»Цели: закреплять умение определять количество слогов в слове; упражнять в построении и перестроении; развивать произвольность внимания. Ход игры: дети расходятся по группе. По сигналу педагога «Внимание! Дошкольники смотрят на выставленную доску картинку и строятся в колонну по одному, парами или тройками – в зависимости от количества слогов в слове.