Публикации ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА И ИСТОЧНИКИ ЕЁ РАЗВИТИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ЦЕНТРА

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА И ИСТОЧНИКИ ЕЁ РАЗВИТИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ЦЕНТРА
Автор: Курамшина Любовь Ивановна

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА И ИСТОЧНИКИ ЕЁ РАЗВИТИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ЦЕНТРА Курамшина Л.И. воспитатель ГБУ РБ Центр «Виктория» «Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия». Есть разные взгляды на эмоции. Одни считают, что эмоции никак не связаны с поведением; другие – это эмоции составляют первичную мотивационную систему человека. К базовым, т.е. основным потребностям относятся те мотивы, нужды, которые обеспечивают выживание и физическое благополучие индивида: искать пищу, воду, убежище. Когда пищи мало, то возникает голод, который и побуждает эмоции, так как нехватка каких – то ресурсов, угрожающих выживанию человека, как правило, порождает ряд эмоций. К базовым эмоциям воспитанников центра относятся эмоции радости, удивления, печали, гнева, отвращения, презрения, страха, вины. Каждая из них имеет свою шкалу (варианты) проявлений, свои причины и последствия проявления. Общаясь с воспитанниками довольно затруднительно давать правильную оценку, например, припадкам гнева, которые часто встречаются у детей. И они сами понимают, что этим способом могут заставить взрослых сделать то, чего добиваются. Дети порывисты, неустойчивы, противоречивы. Избитая поговорка «От радости скачет, до смерти плачет» здесь очень подходит. Ребёнку недостает уравновешенности, постоянства. Наблюдая за детьми графически, настроение его описывает большую кривую, точки подъема и падения, которой находятся на далеком расстоянии друг от друга. Такие кривые резко поднимаются и сразу падают. Очень часто перемена настроения происходит без всякой видимой причины.Почти внезапно радость сменяется печалью, твердость – слабостью, суетливая деятельность – бездеятельностью, бодрость – скукой, оживление – усталостью и наоборот. Любовь переходит в ненависть, ненависть – в любовь. Однако не всегда такие «скачки» бывают мгновенными – иногда это происходит постепенно. За неделями доброго, радостного настроения следуют недели пассивности, грусти, депрессии. Дети часто бывают раздражительны, быстро и легко возбудимы. Все приятные и неприятные переживания эмоциональные реакции проявляются необузданно и безудержно. Смех и плач также безудержны. Некоторые воспитанники могут смеяться по ничтожнейшему поводу, а другие плакать из – за пустяков, как будто им причинена сильная боль. И плачут, и смеются они подолгу и никак не могут остановиться. Многие вообще реагируют бурно на многое, что его окружает. Он с волнением глядит, как собака играет со щенком, с криком он бежит к позвавшим его товарищам. Каждое явление, в какой – то мере затронувшее его, вызывает резко выраженный эмоциональный отклик. Чрезвычайно эмоциональное поведение бывает у детей при просмотре ими театрального спектакля: очень резки переходы от сочувствия герою к негодованию на его противников, от печали по поводу его неудач к бурному выражению радости при его успехе. Большая подвижность, многочисленные жесты, ёрзание на стуле, переходы от страха к восторгу, резкие изменения в мимике свидетельствуют о том, что все, затронувшее ребенка во время спектакля приводит к ярко выраженному эмоциональному отклику. Как правило, в центр прибывают дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети – сироты – это дети, лишившиеся родителей в результате смерти последних. Дети, оставшиеся без попечения родителей (социальные сироты) – это дети, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не воспитывают своих детей. Причины разные для попадания детей в центр, но, несмотря на это, все дети испытывают похожие чувства – тоска, отчаяние, агрессивность по отношению к детскому дому и тем, кто в нем работает и живет. И причиной является разрушение уже сложившихся отношений. Это нарушение ребенок не может восполнить ничем. Отчужденность, эмоциональная холодность, неумение эмоционально общаться, отсутствие навыков общения – вот далеко не полный перечень отклонений в развитии. У ребенка так называемый эмоциональный голод. Все дети по – разному привыкают к новой обстановке, кто – то быстро, а кто – то нет. Встречаются дети, которые сильно вздрагивают, вскрикивают, меняются в лице и вообще пугаются при малейшем шуме, стуке. Боятся ездить на транспорте, трогать самые обыкновенные вещи. Своеобразная боязнь темноты выражается в том, что ребенок при наступлении сумерек прячется или ни за что не хочет остаться один, хотя бы на некоторое время в темноте. Такие дети не переносят пребывание в темном или слабо освещенном месте. Бывает, что дети не решаются позвать старших из – за страха собственного голоса. Даже боятся посещать образовательное учреждение. Заставить таких детей посещать школу весьма нелегко изза чувства незащищенности и жизненной неопределенности, что порой приводит к тому или иному эмоциональному расстройству. Бывает очень часто, что недовольны тем, что сделали, начинают сначала, вычеркивают, исправляют, снова начинают и тем доводят себя до отчаяния. Все, связанное со школой, служит для них неиссякаемым источником страдания. Работая над формированием эмоций, расширением их диапазона созданием«тонкого эмоционального реагирования», воспитатель обеспечивает развитие резервных потенциальных возможностей ребенка и тем самым создает основу для его успешного обучения в школе. Работа по развитию эмоциональной системы ребенка не носит последовательной и поэтапной направленности. Воспитатель всегда должен поддерживать воспитанников на любом занятии, в любой ситуации, в режимных моментах, беседе, игре. Во вне ситуативном общении дети предпочитают непосредственный физический контакт: забраться на колени, обнять, погладить по голове, прижаться, взять за руку – это своеобразная форма эмоционально – личностного общения. Но иногда стремление и способность что – либо делать вместе с взрослыми у детей не возникает. Совместная игра может вызвать внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия, представляющего вариант защитного поведения, которое маскирует испуг, неуверенность в себе. Ребенок не умеет себя проявить в общении. Его никто не развивал в плане эмоциональной культуры. Эмоции являются важнейшим компонентом в целостной картине поведения ребенка, его деятельности, отношения к миру, окружающим людям и самому себе. Учитывая все вышеизложенное, хочется отметить, что педагогам, работающим с детьми в условиях центра, следует учитывать, что как бы ни были разнообразны и благоприятны условия, все же основным источником эмоционального состояния ребенка – носителем человеческих отношений, ценностей и способностей является взрослый человек, его постоянное внимание и доброе отношение.Список литературы.
  • И. Зард К. Психология эмоций. – Спб: Питер, 2000.
  • А.Н. Леонтьев. Мотивы, эмоции и личность.
  • Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова, В.В. Титова. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей. – М: АРКТ, 2005. – 312 с.(методическая библиотека)