Публикации Формы и методы работы на уроках русского языка и литературы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формы и методы работы на уроках русского языка и литературы
Автор: Лангавая Татьяна Валентиновна

Формы и методы работы на уроках русской филологииСлайд 1 Уважаемые коллеги! Я рада встречи с вами и надеюсь на плодотворное сотрудничество. И чтобы наше общение было комфортным и позитивным, представлюсь. Слайд 2 Сегодня мы говорим с вами о формах и методах работы на уроках русской филологии в общеобразовательных учреждениях ЛНР. И перед нами, учителями-словесниками, непростая цель - духовно-нравственное воспитание компетентной, коммуникативной, всесторонне развитой личности, способной к самоопределению и дальнейшей самореализации. Как организовать свою работу, чтобы наши уроки в итоге имели успех, стимулировали развитие творческих способностей, способствовали приобретению опыта нашими учениками? От позиции участников образовательного процесса зависит эффективность и качество филологического образования.Слайд 3 Государственный образовательный стандарт ЛНР ставит перед нами задачи и нацеливает на результаты освоения выпускниками образовательной программы. Это личностные, метапредметные, предметные…Слайд 4 В разделе образовательного стандарта «Филология» четко определено то, что должно обеспечить изучение русского языка и литературы. Слайд 5 С чего начинать учителю готовиться к уроку, чтобы средства, вложенные в учебно-воспитательный процесс, были оправданы и дали эффективные, качественные результаты?
  • Изучить Гос.
  • Изучить и пользоваться примерной программой по предмету.
  • Рабочая программа (принять участие).
  • Грамотно составить календарно-тематическое планирование уроков.
  • Творчески подойти к составлению конспекта урока, выбрав тип урока, формы и методы работы, которые способны реализовать системно-деятельностный подход.
  • Слайд 6 Каждый урок занимает определенное место в методике темы. Соответственно, его организация определяется задачами всей темы и конкретного этапа изучения темы. Общие закономерности построения урока имеют следующий вид:
  • Постановка задач урока (личностные, метапредметные, предметные).
  • Следует сказать, что на каждом уроке учитель обязан комплексно воспитывать учащихся через обучение и развитие. Если же на уроке решается только одна задача (допустим – учебная), то происходит разрыв в систематической учебно-воспитательной работе. Все три учебные задачи должны реализовываться непрерывно, из урока в урок, иначе такое воспитание будет носить фрагментарный характер и низкую эффективность.Поэтому при подготовке к уроку учитель продумывает в первую очередь: – каков смысл и назначение данного учебного занятия; – каким оно должно быть по форме, чтобы соответствовать своему назначению; – каково его место в цепи других учебных занятий; – как в нем должны проявиться принципы той педагогической концепции, на основе которой оно строится педагогом.Из общего замысла учителя вытекает та иерархия целей и задач, которая определяет его дальнейшую тактику.
  • Выбор элементов учебного материала в соответствии с задачами.
  • Итак, задачи поставлены, необходимо отобрать элементы учебного содержания, с помощью которых будут реализовываться эти задачи. Для выполнения учебных задач отбираются учебные тексты и задания для изучения, закрепления, расширения и углубления знаний. Развивающие и воспитательные задачи реализуются через выполнение специально составленной учителем системы творческих заданий и практических работ. Все элементы содержания урока предварительно систематизируются в тематическом плане.
  • Выбор приемов, методов и форм преподавания. Как преподать материал?
  • Составление структуры урока.
  • Учитель-практик должен уметь намечать цель и смысл данного урока, его место в ряду других уроков, планировать, проводить урок (реализовывать свой план на практике) и анализировать его. Деятельность учителя, как и любая деятельность вообще (по данным психологии), имеет следующие составные части:– предварительную ориентировку в рамках более широкой деятельности и принципиального подхода к ней (анализ условий, возможностей и др.),– целеполагание,– планирование,– реализацию замысла (подхода, цели, плана),– анализ результатов (т. е. контрольно-оценочную часть).По-настоящему грамотный учитель, прежде чем приступить к планированию конкретного урока, всегда должен:– осмыслить его не как нечто изолированное, а как часть целого;– проанализировать, что ему предшествовало и что за ним последует;– посмотреть на урок глазами учителя и глазами ученика.Без этой предваряющей аналитической деятельности урок перестает быть звеном в системе, выпадает из целостного учебного процесса, а значит, и не может быть по-настоящему эффективным.Здесь же учитель определяет тему или проблему урока.Затем учитель планирует урок организационно и содержательно. Организация урока связана с определением: – какой тип и вид урока отвечают его замыслу;–какими должны быть этапы совместной деятельности учителя и учащихся на уроке, т. е. этапы урока;– какие формы организации совместной деятельности учителя и учащихся внутри урока позволят оптимальным путем воплотить замысел урока с учетом особенностей контингента учащихся.С учетом всего вышесказанного учитель намечает общую структуру урока и те средства, которые ему нужны для управления учебно-воспитательным процессом, для индивидуализации и дифференциации, для работы с учениками.Слайд 7 Принципы эффективности учебно-воспитательной деятельности на уроке …Слайд 8 Век живи - век учись. Часто использую эту пословицу. Давайте вместе попробуем по описанию определить тип урока.Практическая часть.Участники получают карточки с описанием урока и указывают их тип.Слайд 9 Каждый тип урока включает в себя индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы, предполагая использование различных методов.Практическая частьУчастники получают карточки с описанием методов учебно-воспитательной деятельности и указывают их тип.Слайд 10 Актуальным является развитие коммуникативной компетенции учащихся, но орфографическая грамотность по-прежнему остается важным компонентом подготовки на уроках словесности. Но почему орфография так трудна для школьников? По мнению психологов, методистов, учителей-практиков, причин здесь несколько:
  • большое количество орфограмм, изучаемых за 3 года (5, 6, 7 классы);
  • нехватка времени  на отработку навыков грамотного письма;
  • ухудшение запоминания в связи с наложением нового материала, сходного с уже изученным (трудно различать!);
  • однообразие приемов, используемых при изучении орфографии.
  • И если первые три причины объективны, то четвертую можно преодолеть, стараясь разнообразить форму подачи орфографического материала. Какие же приемы и формы работы могут использоваться  при изучении орфографии?Орфографическая пятиминуткаС нее начинается почти каждый урок. Эта, казалось бы, нехитрая рутинная работа преследует сразу несколько целей.Практическая частьПокажем сущность такой работы на примере. Детям диктуются сразу все слова, и они записывают их без предварительного объяснения (думают сами!), например, делаешь, из-за туч, молодежь, шалаш, хорош, беречь, с крыш, речь, меч, могуч.Далее задается вопрос: что вы можете сказать?Плюсы такой работы еще и в том, что здесь присутствует элемент соревнования: каждому хочется высказаться, быть активным. Дети не боятся ошибаться (их поправят или с ними поспорят); их не будут ругать за то, что они не знают правила.Слайд 11Одной из причин, затрудняющих запоминание правил правописания слов, является, как мы уже писали выше, обилие этих самых правил. Сколько усилий прилагает учитель, чтобы ученик мог удержать в уме то или иное орфографическое правило, правильно применить его на практике! Мы тоже пытаемся решить эту проблему и используем для этого маленькие таблицы (микро-) и большие (обобщающие).Слайд 12 Возможен другой вариант орфографической пятиминутки, и он может стать элементом творческого задания для конкретного ученика, пары, группы учащихся, или элементом уроке в другой теме. Слайд 13 Например… Приём «Мудрого совета» помогает подвести итог, стимулирует обратную связь – рефлексию.Слайд 14 Мы часто слышим определение «стандартный урок», но любой рабочий урок может включать в себя элементы игры, в результате которой лежит исследование. Я предлагаю вам поучаствовать в игре «Квест».Практическая часть.Участники получают задание.Роль мягкого знака в словах1 этап Наблюдение, сопоставление, первичные результаты.пьеса                               дверь                             ночьвьется                            степь                            делаешьвьюга                              деньги                           беречьворобьи                          коньки                           мощьобезьяна                         мельче                           отрежьСтавится проблема: Перед вами 15 слов. В каждом слове есть Ь. Но почему-то эти слова записаны не в строчку, не в один столбик, а в три. Почему? По какому принципу произошло деление слов на 3 группы?2 этап Наблюдения учащихся и их выводы.-   Все эти слова на орфограмму «Ь на конце слов после шипящих».–    Мы пишем в словах ночь, мощь Ь потому, что это существительные 3-го склонения (или жен. рода, единств. числа).–   Мы пишем Ь в словах делаешь, беречь, отрежь потому, что это глаголы.–   Значит, Ь здесь пишется потому, что есть правило о правописании Ь у существительных 3-го склонения и  у глаголов.–   Мы пишем Ь потому, что перед нами существительные именно 3-го склонения, а не 1-го или 2-го. –   Ь в этих словах – показатель грамматической формы.–   Значит, Ь в нашем языке, в нашей речи играет 3 разные роли.3 этап Задание: построить схему «Три роли мягкого знака в словах». Образец схемы, полученной ребятами:4 этап Опираясь на данную схему, учащиеся составляют устное высказывание в научном стиле на тему «Три роли Ь в словах », подбирая свои примеры.5 этап  Учащиеся получают задание сравнить свою схему и материалы в учебнике. Выясняем, что в учебнике схема такая же, как у нас, но наша более краткая, компактная и легко запоминается. А самое главное, мы, словно настоящие учёные, вывели ее сами! Думаем, что свои «муки» по «открытию» роли Ь в словах третьего столбика школьники запомнят надолго. Дети испытывают и радость, и удивление оттого, что они сами смогли открыть новые знания. В процессе такой работы мы поощряем ребят за каждую правильную мысль, даже за попытку ее высказать, поэтому видим заинтересованность, огонек в глазах и радость, если получается. Поэтому при ознакомлении с любым новым материалом всегда используем эту форму работы и считаем ее очень продуктивной. Может, ученик потом и забудет роль мягкого знака, но он думал, делал «открытие», был «ученым», говорил, защищал свое мнение. Именно эти умения и будут нужны ему в последующей жизни.6 этап Закрепление новых знаний и применение их на практике. Запишите пословицы, вставив пропущенные буквы, раскрыв скобки. Без труда (не) вытащиш… и рыбку из пруда.За двумя зайцами погонишся, ни одного (не) поймаешь(Не) говори гоп, пока (не) перепрыгнеш...Что посеешь, то пожнешь Составьте мудрые советы своим одноклассникам по пословицам.Вывод: истина рождается в процессе деятельности.Какие умения и навыки приобретет шестиклассник на уроке?Слайд 15 Если мы верим в то, что обучение - это творческий процесс человеческих взаимоотношений, то создавая атмосферу признания, энтузиазма и поддержки, ми способствуем формированию личности в целом.Слайд 16 Я желаю нам всем успехов! Развития! Опыта!Креативности!