Публикации Статья "Развитие речи у детей 2-3 лет"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья "Развитие речи у детей 2-3 лет"
Автор: Кудинова Анастасия Александровна

Статья на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 2-3 лет»Статью написала : воспитатель МБОУ “Малоугреневская СОШ” структурное подразделение Кудинова А.А.Процесс развития речи начинается с первых дней жизни. Оказывается, именно речь взрослого является запускающим механизмом детской любознательности. Чтобы младенец заинтересовался предметом, увидел его, захотел с ним познакомиться, требуется, чтобы взрослый обратил на него внимание ребенка. И происходит процесс знакомства с окружающим миром через общение. Поэтому с рождения разговаривайте с малышом, озвучивайте все свои действия и манипуляции с ребенком – так стимулируется развитие речи у ребенка и формируется словарный запас, которым он начнет радовать через несколько месяцев. Не пеленайте и не кормите малыша молча.Говорите постоянно- «сейчас мы с тобой оденемся и пойдем гулять»,«Малыш кушает» и так далее. Называйте предметы, улыбаясь – формируйтеположительные эмоции и поощряйте активность в познании мира. Говорить сребенком надо как можно больше и с разными интонациями.При этом откажитесь от манеры сюсюканья и коверканья слов. Все эти «нас малыс» и « смотли какая биби» оказывают разрушающее влияние на формирование правильной речи – малыш привыкает к неправильному звукобуквенному ряду и впоследствии он будет испытывать трудности с правильным произношением слов. Каждое слово называйте правильно. Пусть вас до слез умиляет, как ребенок называет машину «бибикой», но сами вы говорите «машина».С детьми до года можно играть со звуковыми игрушками. Спрячьте ее заспину или за какой-нибудь предмет и издайте ею звук. Ребенок начнет искатьигрушку – это формирует слуховую активность и сосредоточенность.Ладушки и сорока белобока - тоже прекрасные игры для развития речи имелкой моторики рук.Учтите, что развитие речи у ребенка идет при живом общении. Передачи по телевизору, радио развитие речи не стимулируют, поэтому заменять ими общение с взрослыми не стоит.Дети от года до двух начинают активно говорить. Рекомендации здесь те же – говорите с ребенком, играйте, правильно произносите слова сами, но нетребуйте пока этого от малыша! Называйте все, что видите вокруг на прогулке, комментируйте свои действия. После трех лет можно уже начинать играть с ребенком в дидактические игры, стимулирующие развитие речи ребенка. К примеру, уже можно пробовать подбирать слова, противоположные по смыслу – «длинный- короткий», рассматривать картинки и просить ребенка рассказать, что здесь нарисовано, попросить его придумать историю про тех, кто нарисован на картинках. После прогулки расспрашивайте ребенка – старайтесь, чтобы он рассказал, что он видел, где он был, что делал. Это формирует память и связную речь, учит внимательности.На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому.Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения – активной самостоятельной речи. от 1 года 5 месяцев до 2 лет.Переход к самостоятельной речи – важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту.Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивнымразвитием словаря ребенка (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам – свыше 300 слов).Исследование, проведенное белорусским психологом Р. И. Водейко, показало, что развитие словаря ребенка представляет собой процесс неравномерного накопления различных категорий слов: «Слов-предметов у ребенка всегда больше, чем слов-действий; слов-отношений больше, чем слов-признаков».В словаре детей 3-го года жизни, по данным В. В. Гербовой, преобладают существительные, обозначающие средства передвижения, предметы обихода и объекты живой природы. При этом пассивный словарь выше активного в 1,2 - 1,3 раза.Характеристика речевой деятельности детей 2-го года жизни В 12-14 месяцев у детей появляются первые слова, возникающие из лепета:«мама», «баба», «папа», «няня», «ляля» и т. д. В течение второго года, если с ребенком разговаривают, с каждым днем расширяется его активная речь, он все больше и больше произносит слов. Исследования показывают, что при благоприятных условиях развития и воспитания к двум годам в речи ребенка может быть до слов.Бывают случаи, когда дети начинают говорить (произносить первые слова) не в 14 месяцев, а значительно позднее - к двум и даже к трем годам. отставание может быть вызвано разными причинами. Возможно, уделяется мало внимания в плане общения с ребенком или взрослые пытаются предвосхитить любой запрос малыша и ему не нужно стремиться выражать их словами. Среди причин могут быть и медицинские показания, желательно обратиться к специалистам (психологу, врачу - логопеду).Овладение речью дается маленькому ребенку нелегко: он еще и недостаточно ясно воспринимает речь взрослых и недостаточно хорошо владеет своим речевым аппаратом. Нельзя мешать правильному развитию речи ребенка, подражая ему в неправильном произношении слов. Чтобы речь ребенка развивалась нормально, взрослым необходимо произносить слова нормально, правильно. Ребенок, перенимая хорошую речь, скоро овладеет хорошим,правильным произношением.Характеристика речевой деятельности детей 3-го года жизни.За год, от двух до трех лет, значительно и быстрыми темпами развиваетсясловарь детей, и при хороших условиях число слов, которыми владеет ребенок этого возраста, достигает тысячи. Такой большой запас слов позволяет ребенку активно пользоваться речью.К трем годам дети учатся говорить фразами, предложениями. Они уже могут выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства.Советы для родителей:
  • Если вы играете с ребенком, старайтесь привлекать его к активным
  • действиям и вместе проговаривать все манипуляции. Пусть малыш не сидит,пассивно наблюдая, а двигается, переставляет предметы, фантазирует. Вовремя игры хорошо бы стимулировать эмоции. Если вы "лечите" мишку, тоон может "поплакать", если зайка "плохо себя ведет", с ним нужно говорить"строго".2. Очень хороша игра "Гости пришли", когда игрушки приходят в гости.Каждого нужно накормить по-своему, обеспечить всем необходимым. Ну, авы спрашиваете у ребенка, кому что нужно, кто что ест, кто где спит, кто чтоделает.3. Малыши очень любят игры, связанные с поисками спрятанного. Задача не только в том, чтобы найти, но и сказать, что где было. Вообще, очень полезно интересоваться и тем, кто что делает, а не только где что и где кто.4. Побольше глаголов, хороших и разных. Несмотря на то, что в словаре малыша все еще преобладают слова-названия (существительные), там ужедолжны присутствовать почти все части речи, а уж глаголам простонеобходимо там быть.5.Не требуйте от ребенка в этом возрасте обобщений. Малыш хорошо знает,что такое чашка, тарелка, миска, пользуется этими словами, но для слова"посуда" время еще не пришло. Кроме того, не беда, если шапкойназываются и кепка, и панама, и берет.Какой бы ни была речь малыша, внимательно выслушивайте его и ненервничайте, а лучше старайтесь больше гулять с малышом, повкуснее ипопитательнее его кормить. И уберите с лица выражение раздражения,недовольства или неловкости, когда вы слушаете ребенка. Учтите, чтоповторы бывают у многих детей в этом возрасте.