Публикации
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ МЕЖДУ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ И СРЕДНИМ ЗВЕНОМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ МЕЖДУ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ И СРЕДНИМ ЗВЕНОМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Автор: Калина Виктория Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ МЕЖДУ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ И СРЕДНИМ ЗВЕНОМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Автор: Калина Виктория Геннадьевна
Воспитание школьников современной литературойКалина В. Г.Калина Виктория Геннадьевна - учитель русского языка и литературыМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа №7Село Чкаловское Приморского краяАннотация: в статье анализируется возможность и необходимость использования современной литературы на школьных уроках, исследуется ее актуальность, возможность сделать уроки интереснее, научить школьников самостоятельному анализу текстов, так как в отличие от литературы классической, давно изученной, на которую есть готовые ответы на поставленные ее авторами вопросы, анализ современной литературы предоставляет учащимся намного больше возможностей высказывать собственное мнение, учит самостоятельно, а не шаблонно мыслить, не боясь ошибиться, что привело бы к развитию их критического мышления, креативности и фантазии.Ключевые слова: школа, учителя, современная литература, преподавание. Литературные произведения, которые изучают по школьной программе, часто вызывает у школьников протест. Дети читают не то, что заложено в школьной программе по литературе, в ущерб этой самой программе. Что делать? Как пробудить интерес к литературе? Какие приемы есть в распоряжении современного учителя? Школьная программа не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить искусству чтения, пониманию книги очень сложно. Ученик должен ярко откликаться на прочитанное, видеть события, переживать их. Только приученный к книге школьник обладает даром «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Он рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет прочитанное, чувствует себя участником событий. Книга вводит в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров, учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Каждая прочитанная книга в школьном возрасте, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная взрослым. Задача учителя - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям. О школьной программе по литературе споры идут десятки лет, а в последние годы все чаще о том, что кроме классической литературы необходимо знакомить учащихся с современной литературой, что представляется важным в ситуации явно снижающегося интереса школьников к классической литературе, которая становится для их восприятия все более сложной и малопривлекательной. Почему же современная литература нужна для изучения в школе? Считаю, что какие бы вечные проблемы не поднимались в классических произведениях, для подростка будет ближе, интереснее, а главное актуальнее то, о чем говорят люди, которые живут с ними в одном времени. Современная литература, раскрывающая такие проблемы современного общества, как проблема индивидуальности в нынешнем мире, проблема современных технологий и человека, проблема государства и индивидуума, проблемы подростков и многие другие, должна войти в школьную программу из-за своей актуальности. В ней фигурируют знакомые школьникам реалии, им легче воспринять те или иные события и проникнуться в сюжет, чтобы понять проблему. Таким образом, большинство произведений современной литературы более понятны и вызывают больший интерес у учеников. Чтение современной литературы обогащает школьников новым опытом. В первую очередь, ученики могут проследить, как изменилась современная литература по сравнению с литературой классической. Необходимо показать школьникам, что и сейчас создаются великолепные произведения, что мир литературы не стоит на месте. Быть может, их увлечет близость описываемых в работе событий к тому времени, в котором живут они сами. Новые произведения предоставят возможность исследовательскойдеятельности, творческого сотрудничества учеников и учителя, что поможет сблизить их. Живая современная литература дает возможность ученику сравнить себяс героями современного мира, поэтому нужно совмещать изучение классики произведения современной литературы. Подводя итоги, считаю, что обращение к нравственным проблемам современности не сильно отличаются от духовных поисков предшественников, но в современной литературе меняется интонация – в ней нет прямых выводов и назидательных сентенций, что позволяет школьникам на уроке высказывать собственные мнения и соображения, не боясь ошибаться.Список литературы Асонова Е. А. Классика в зеркале современной литературы // Детские чтения. Бегларян Г. Когда литература стала современной и интересуется ли ей наше поколение? // Современный литературный поток в школьном образовательном процессе: сб. науч. ст. по итогам IХ Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика текста – 2017» / под ред. Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой. СПб.: ЛЕМА, 2018. Гутов А. Г. Классическая и современная литература в школе //Литература в школе. 2016.