Публикации
Доклад
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад
Автор: Саакпан Урана Конзаш-ооловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад
Автор: Саакпан Урана Конзаш-ооловна
Доклад«Роль школьного музея в приобщении к народным истокам в условиях дополнительного образования»на краткосрочных курсах повышения квалификации по теме «К истокам народной культуры через декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство» Большинство современных людей поверхностно знакомы с . Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей связь времен, вернуть утраченные традиции, ознакомить с народными ценностями. Для этого необходимо обратиться к истокам народной культуры, соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством.Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать традиции и обычаи тувинской национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; само реализовать себя, как личность любящую свою малую Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой.Приобщение ребенка к культуре своего народа воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Приобщая детей к истокам народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка. Народ, не передающий самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.Таким образом, приобщение детей к истокам народной культуры является одной из основных задач музея художественного направления. Приобщение идет через все виды декоративно- прикладного искусства. Музей осуществляет связь времен. Наш музей дает уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области декоративно-прикладного творчества. Музей «Удивительный мир» призван стать не просто особым учебным центром, но одним из воспитательных аспектов открытого образовательного пространства. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, умельцами, знакомство с историческими фактами, создание новых экспозиций помогают детям узнать историю и проблемы прикладного творчества, понять как много сил и души вложили наши предки в развитие своего ремесла. Чтобы сохранить, возрождать и развивать художественный народный промысел и ремесла, снимали ролики с умельцами кожууна, такие как «Женское украшение - чавага», «Национальная посуда тувинского народа - сыгыртаа», «Таалын», «Изготовление музыкальных национальных инструментов», «Тувинский традиционный лук» и другие. Эти ролики мы выставляем своем YouTube канале (найти в поисковике ЦТ или тыва ремесла). Экспонаты нашего музея широко используются учителями общеобразовательных школ кожууна, воспитателями дошкольных образовательных учреждений, методистами Дворца культуры кожууна, педагогами дополнительного образования детей при проведении уроков, занятий по различным разделам, и при участии на конкурсах различных уровней.Обучающиеся объединения «Музейное дело» изучают методику исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. Особый интерес вызывает у юных музееведов раздел программы «Экскурсионная работа в школьном музее». Они пробуют свои силы как экскурсоводы, проводят экскурсии по экспозициям для учащихся школ, для детей из детского сада.А также обучающиеся с большим интересом создают каждый месяц передвижные и временные выставки, организовывают персональные выставки педагогов и обучающихся объединений. Организация выставки детей с ОВЗ каждый год является обязательным.Таким образом народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство. Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Учим детей не забывать свои корни, традиции, национальный колорит.Приходится констатировать, что вопросы приобщения детей к традициям народа не находят достаточного отражения в широкой практике детских садов: соответствующее содержание работы обеднено, однообразно, отсутствует система в работе, недостаточно использованы этнографические средства для успешного ознакомления детей с традициями народа. Поэтому, педагогу необходимо глубже изучать различные виды народного творчества, читать специальную литературу по истории, фольклору и культуре быта. Суметь донести свою заинтересованность в положительном результате до родителей и суметь «заразить» ею. Работая в сельской местности, появилась необходимость знакомить детей с народной культурой, донести до их сознания, что они являются носителями народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях. Какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от умения педагога, воспитателя и родителя пробудить интерес к народной культуре. Соответственно возникает необходимость в накоплении соответствующих материалов и пособий (экспонаты музея).Так же в приобщении детей к истокам народной культуры велика роль семьи. Если с раннего возраста растить ребёнка в познании родной культуры, родной речи, знакомить его с произведениями устного народного творчества, декоративно-прикладному творчеству, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического и творческого воспитания.Тогда в будущем наши воспитанники сумеют сохранить и приумножить культурные ценности своей малой Родины. При таком подходе к работе возможно добиться у детей тех черт характера, которые присущи человеку: широты души, личности, любви к родному краю – а это является важнейшей задачей воспитания подрастающего поколения.В музее художественного направления «Удивительный мир» максимально решаются задачи расширения кругозора, получения дополнительных знаний. Окружающие предметы, имеющие историческую ценность, пробуждают душу ученика, воспитывают в нем любознательность, уважение к памяти и мудрости предков. Это поможет детям уже в школьном возрасте понять, что они - часть своего народа.