Публикации
«Использование АРТ терапии как метод психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья».
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование АРТ терапии как метод психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья».
Автор: Давыдова Юлия Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование АРТ терапии как метод психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья».
Автор: Давыдова Юлия Александровна
Тема: «Использование АРТ терапии как метод психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья».Арт-терапевтический метод средствами художественной деятельности даёт ребёнку комфортное эмоциональное самочувствие и улучшение психологического здоровья. Ведь ребёнок, как писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями...».Актуальность:Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья, требует бережного и чуткого подхода. Она обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях детского сада, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков.Искусство может оказывать положительное влияние на развитие ребёнка с любой степенью ограничений здоровья. Это доказанный наукой факт. На нём основано лечение средствами искусства – арт-терапия. Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Иными словами, это – лечение творчеством, для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии ребёнка. Любой ребёнок способен выразить свои чувства и своё состояние в рисовании, музыке, движении. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит понимание себя и своего внутреннего мира. И это важно, в первую очередь, для детей с особыми образовательными возможностями. Применяется такой метод при проблемах эмоционально-личностного развития: аутизме, задержке интеллектуального развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций. Арт-терапия выполняет такие важные функции в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, как:- освобождает от негативных состояний;- снимает нервно – психическое напряжение;- формирует адекватное межличностное поведение, самооценку;- развивается воображение, эстетический опыт, творческое самовыражение;- повышаются адаптационные способности.Механизм действия арт-терапии изложен в работах по нейрофизиологии К.Ханнадорф, Т.Г. Визиль, О.А. Скрябиной, О.А. Мотанцевой. Правое полушарие (образное восприятие) обрабатывает информацию целиком, и связано оно с ритмом, эмоциями, интуицией, движениями, в целом с бессознательными психическими процессами. Развиваясь первым, оно доминирует до семилетнего возраста. Левое полушарие (рационально-логическое) выступает, как исполнитель, обеспечивает анализ и синтез принимаемой информации (при транспонированных полушариях происходит наоборот). Полушария в центре связаны мозолистым телом — узлом нервных окончаний. Мозолистое тело обеспечивает взаимодействие нервных окончаний. От этого процесса и зависит качество, ясность и целостность мышления. При дефекте функций и систем организма арт-терапия воздействует на правое полушарие через образы, движения и ритм, создавая в нем «здоровые образы». Мозолистое тело переносит «образы» в левое полушарие и формирует нейронные связи, восстанавливающие и налаживающие более здоровый процесс работы мозга ребенка. В результате происходит щадящее лечение и коррекция дефекта.Цель проекта: - изучение возможностей метода арт – терапии для работы с проблемами детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ, вызывающие у них негативные эмоции, которые зачастую дети не могут вербализовать и дать выход творческой энергии.Важно отметить, что, применяя метод арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы дошкольников, можно уверенно ориентироваться на следующие результаты:- позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образа Я, осознание внутренних ресурсов;- снижение эмоциональной тревожности;- повышение самооценки;- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру;- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства,- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым;- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;- формирование коммуникативной компетентности ребёнка – развитие коммуникативных умений и навыков, связной речи и лексико-грамматических категорий;- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.Так же, применение метода арт-терапии отвечает основным задачам:– развивать эмоциональную сферу детей, улучшать их психическое развитие;-дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанникам при использовании всех форм арт – терапии;- формированию психологического здоровья детей;- психокоррекции нарушений эмоциональных состояний воспитанников;- психологической поддержке и сопровождению детей дошкольного возраста;- исправлению отклонений в личностно-эмоциональном развитии ребенка на основе создания оптимальных психологических условий для развития индивидуального творческого потенциала ребенка;- привлечению детей к активной продуктивной деятельности, способствующей формированию всех психических процессов. Предмет исследования: основные техники арт-терапии, которые могут быть использованы в детском саду на занятиях с детьми.Гипотеза: применение арт-терапевтической работы в детском саду позволяет решить такие проблемы как улучшение психического здоровья дошкольников, удовлетворить потребность детского сада в инновационных технологиях.В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия, я успешно использую технологию арт-терапию. Арт-терапия – это один из самых мягких и в тоже время глубоких методов. АРТ-терапия - это внутренний мир ребенка, и я на своих занятиях помогаю ребенку обрести гармонию с самим с собой и окружающим. Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, танцев, сказок. Все это очень близко детям и способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях детям, помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным – переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому быстро и просто научиться отображать воображаемый мир. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства. Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.Показания для проведения детской арт-терапии:• упрямство;• агрессия;• страхи; тики, заикание, навязчивости и др.;• частая смена настроения;• задержки речевого и психического развития;• кризисные ситуации;• трудности в общении со сверстниками и/или взрослыми;• возбудимости или апатичности;• подготовки к детскому саду / школе и периоде адаптации;• потери родительского контроля над ребенком, непослушании.• застенчивости и неуверенности в себе;• агрессивность;• гиперактивность.Воздействие, которое оказывает арт-терапия:- создает положительный эмоциональный настрой;- позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким– либо причинам затруднительно обсуждать вербально; - дает возможность экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинками, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных и само разрушительных тенденций позволяет проработать мысли и эмоции, которые ребенок привык подавлять;- способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом;- повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни; - снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.Основные принципы занятий арт-терапией:1. Желание ребенка - основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.2. Поощрение и благодарность ребенку.3. Педагог должен быть готов к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о себе или рисунке ребенок иногда отвечает «Не знаю», и предлагает ему варианты ответов.4. Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает. Педагог вместе с ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия), рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает и ребенку. Только тогда у ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.5. Нужно использовать яркий, красивый, добротный материал, с которым идет работа на занятии. Краски, карандаши, пластилин, бумага имеют аккуратный вид, ведь ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.6. На многих занятиях педагог рассказывает о том или ином явлении. Его монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического повествования, т.е. в какой-то степени речь педагога должна вводить в легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу необычности, таинственности происходящего и помогает совершиться чуду спонтанного самораскрытия ребенка.7. Главное - получать удовольствие от самого процесса рисования, когда даже каракули и черкания играют роль исцеления! Современная арт-терапия включает множество направлений. В своей работе с детьми, я применяю такие арт-терапевтические методы как: Сказкотерапию - метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. В своей работе я использую сказки и притчи, что способствует разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения. Пескотерапию - ребенок часто словами не может выразить свои переживания, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное он приобретает бесценный опыт самовыражения своих чувств, эмоций, переживаний. Танцетерапию - очень увлекательный и приятный способ психокоррекции. Танец - это язык общения тела и души. Танцетерапия дает возможность выразить глубинные подсознательные чувства, скрытые в подсознании эмоции. Вытащив их на поверхность можно избавиться от многих комплексов. Танец снимает мышечные блоки, зажимы, поможет справиться со стрессом, поднять настроение. Танец — это не трата энергии, это ее накопление. Куклотерапию - для современного ребенка кукла — прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в символического партнера для игры. Изготовление куклы для детей всегда занимающий процесс. Самодельная кукла помогает раскрыть его внутреннюю ценность ребенка. Проигрывание сказки с куклами учат ребенка находить адекватное выражение различным эмоциям, чувствам. Изотерапию - одна из популярных и доступных методов познания себя. На бумаге можно выразить свои страхи, мысли, надежды, глубоко затаившиеся внутри. Это направление способствует освобождению от отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение, дает возможность успокоиться и почувствовать удовлетворение от деятельности. При работе с ребенком изотерапия дает много информации о ребёнке и его внутреннем мире: о чём он думает, что чувствует, чего боится, кого и что любит. Дети в буквальном смысле «говорят» с окружающими через свои рисунки. Арт-терапию, применяемую в работе с детьми, можно правомерно представить, как здоровьесберегающую инновационную технологию. Её можно использовать для развития групповой сплоченности, она может помочь ребенку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить, и это доставляет удовольствие.Как оказалось, это превосходный метод работы с детьми с различными способностями, в группах со смешанной степенью развития, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать самостоятельно и быть принятым. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе, оказывает влияние на становление ребенка как личности общества, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей, развивает творческое начало, а значит, затрагиваются все направления Основной образовательной программы детского сада. Воздействие оказывает арт-терапия и в чем заключаются ее уникальные особенности:- Создает положительный эмоциональный настрой.- Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким– либо причинам затруднительно обсуждать вербально. - Дает возможность экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинками, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.- Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.- Повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучениемФормы и методы работы: Дети:- Беседы.- Чтение сказок. - Занятия изотерапией.- Занятия музыкотерапией.- Релаксационные упражнения.- Занятия песочной терапией.- Выполнение творческих заданий.- Развлечения.Работа по теме реализовывалась в три этапа:I этап (организационный): проведение мониторинга, разработка плана мероприятий, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников.II этап (практический): реализация тематического плана, организация совместной и самостоятельной деятельности детей, привлечение родителей к участию в проекте.III этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.методы и приёмы для повышения социально – коммуникативных Учебно – тематический план образовательной программы «Чудесный песок» Вывод: Арт-терапия помогла эффективно психологически помочь воспитанникам в творчестве и в игре, т.е. это – лечение творчеством. Арт-терапия – помогает гармонизировать развитие личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным. Арт-терапия помогает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов, игр в песке. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность.Работа, проведённая по теме с педагогами и родителями. Список использованной литературы:- Визель Т. Основы нейропсихологии. Учебник для ВУЗов,- издательство: Изд. В. Секачев, 2019 .- Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми»./ – СПб.: Речь, 2007.Лебедева Л. Д. «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий». - СПб.: Речь, 2003.- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 № 1155 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384).- «Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников» Колягина В.Г. «Прометей» М.-2016- «Игра с песком» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Речь» Спб.-2015- «Занятия психолога с детьми в педагогической песочнице» Арцишевская И.Л. «Национальный книжный центр» М.-2017- «Игры на песке с семьей и детьми» Ратникова Е.В., Гаврик А.В. «Речь» Спб.-2013Посещение методических мероприятийИнтернет-ресурс: Арт-терапевтическая технология в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.- .Арт-терапия как одно из эффективных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.-