Публикации Мониторинг знаний учащихся начальной школы как инструмент управления качеством образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мониторинг знаний учащихся начальной школы как инструмент управления качеством образования
Автор: Деева Людмила Владимировна

Деева Людмила Владимировнаучитель начальных классов, заместитель директора по УВР ГУ ЛНР «Луганское общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №8 имени Н.Ф. Ватутина»Мониторинг знаний учащихся начальной школы как инструмент управления качеством образованияСегодня, как никогда, стоит вопрос эффективности обучения. Только точное знание того, идем ли мы вперед или стоим на месте, дает возможность последовательно и грамотно проводить работу по повышению качества результатов образования.Качество образования и воспитания является одним из важнейших показателей, по которым оценивается функционирование любого государства. Уровень обучения и воспитания обеспечивается при помощи соответствующих технологий. Они получили название мониторинга, необходимость в котором растет с каждым годом. Мониторинг не ломает существующую традиционную систему контроля, а требует обеспечения ее информационной стабильности, долгосрочности, надежности и своевременности. Мониторинг помогает путем анализа вести всю информацию в одно целое, обобщить ее и получить общую картину образовательного процесса.Определений мониторинга много, но суть все равно сводится к тому, что мониторинг это постоянно организованное наблюдение за каким-либо процессом, отслеживание его хода по четко определенным показателям с целью сопоставления результатов разных точек отсчета и предупреждения нежелательных отклонений.Целью проведения мониторинга является улучшение состояния учебной деятельности учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы. Исходя из этого, становится очевидна важность и актуальность исследования методов учета и контроля знаний обучающихся в процессе обучения школе. В настоящее время без специального отслеживания учебно- воспитательного процесса в школе трудно представить и объективно оценить успешность усвоения предмета учащимися в параллели или качественную работу учителя с обучающимися по усвоению программы, оценить эффективность учебного процесса с точки зрения ФГОС. Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным элементом процесса обучения, ею определяется как результативность, так и эффективность обучения.Благодаря мониторинговым исследованиям можно также проанализировать и оценить работу педагога в межаттестационный период, обобщить опыт учителей, избежать в будущем ошибок, распространить положительный опыт. Цель статьи показать эффективность методов учета и контроля знаний учащихся в процессе обучения средствами мониторинга.Следует отметить, что мониторинг знаний учащихся представляет собой непрерывный процесс, который начинается с момента зачисления ребенка в школу и завершается государственной итоговой аттестацией. Появляется необходимость в постоянном мониторинге обученности каждого класса и каждого ученика с целью внесения необходимых корректив. Проводя мониторинговые исследования необходимо помнить, что главная цель: помочь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи. Результатом проведения мониторинговых исследований является создание в школе системы контроля образовательного процесса.В процессе обучения диагностирование знаний учащихся должно проводиться по всем предметам учебного плана. Анализ результатов предполагает сравнение, отслеживание, сопоставление показателей каждого этапа: входных (стартовых), промежуточных, срезовых и итоговых, проведение коррекции (по мере её необходимости). По результатам диагностики составляются мониторинговые таблицы усвоения и качества знаний (табл.1-4), графики, диаграммы. В результате мониторинга сохраняется успешность в школе на оптимальном уровне (100% - по результатам года) и качество образования.В начальной школе в системе проводится мониторинг уровня обучаемости учащихся как учителями, так и заместителем директора по УВР. Данные мониторинга регулярно обсуждаются на совещаниях при директоре, на заседания МО, на педагогических советах, где рассматриваются вопросы состояния преподавания предметов.Наиболее удобными формулами для расчета показателей успеваемости учащихся используются следующие:% качества знаний (качественная успеваемость) = (кол-во «5» + кол-во «4») х 100% / общее количество учащихся;% успеваемости (абсолютная успеваемость) = (кол-во «5» + кол-во «4» + кол-во «3») x 100% / общее количество учащихся.Степень обученности учащихся (СОУ):СОУ= (кол-во «5» х 1 + кол-во «4» х 0,64 + кол-во «3» х 0,36 + кол-во «2» х 0,16) / количество студентов, которые выполняли работу, и умножить на 100%. Итог следующий: результат выше 64% – высокий уровень, от 36 % до 64% – средний уровень, ниже 36 % – низкий уровень.Степень обученности дает возможность учителю увидеть продвижение ученика, а заместителю директора по УВР – продвижение всего класса (классов) в освоении знаний по любому предмету, который стоит на контроле по полугодиям, по годам, по темам. Мониторинг результатов успеваемости учащихсяна протяжении лет (2-4 классы)Таблица 1Мониторинговое отслеживание качественных показателей учащихсяпо отдельным предметамТаблица 2Сравнительный анализ результатов успеваемости (качества)учащихся 2-4х классов в течении годаТаблица 3Мониторинг качественных показателей успеваемости учащихсяпо отдельным предметам (в %)Таблица 4Практика показывает, что при соблюдении алгоритма процесса отслеживания учебных достижений обучающихся, мониторинг, проводимый на протяжении определенного периода наблюдения и с использованием постоянных критериев, даёт стабильную и более объективную информацию о состоянии учебно-воспитательного процесса, позволяет учителю осуществлять самоконтроль за своей педагогической деятельностью, а заместителю директора своевременно реагировать на все спады и подъёмы в процессе обучения, а также вносить необходимые коррективы, делая, таким образом, саму работу личностно значимой, а процесс обучения не только отслеженным, но и целенаправленным.Мониторинг помогает путем анализа свести всю информацию в одно целое, обобщить ее и получить общую картину по качеству знаний каждого обучающегося или класса в целом. Поэтому, мониторинг необходим для построения управляемого образовательного процесса, дальнейшего совершенствования деятельности учителей и администрации школы по улучшению качества образования.Хочется отметить, что процесс обучения творчество, которое должно принести удовлетворение тем, кто к нему имеет отношение. Это подтверждают и слова В. Сухомлинского: «Сильным, опытным становится педагог, который имеет анализировать свою работу». Я считаю, что сильным, опытным становится педагог, который использует в своей работе мониторинговые исследования».Литература1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000. Немов Р.С. Психология: В трех томах. – М., 1999.- 384с.2. Нуждин В. Н., Кадамцева Г. Г. Стратегическое управление качеством образования: учебное пособие. – Иваново: ИГЭУ, 2006. – 88 с.3. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998- 288с.4. Шишов С.Е., Кольней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М., 1999ПриложениеМониторинг результатов техники чтения учащихся 2-х классов видно из таблицы:Вывод: В сентябре - 52 второклассника (77%) вычитывали норму и выше нормы. В декабре – 53учащихся (84%) имеют такие же результаты.Мониторинг результатов успеваемости учащихся 4-х классов на протяжении 3-х лет (%):Сравнительный анализ учебных достижений учащихся 4-ых классов на протяжении трех лет показал, что качественный показатель результатов успеваемости данной параллели с каждым годом повышается.