Публикации Методическое пособие для учителей "Интерактивные средства, сервисы обучения и способы их реализации

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическое пособие для учителей "Интерактивные средства, сервисы обучения и способы их реализации
Автор: Здоровенко Ксения Сергеевна

1 слайд. Представляю вашему вниманию тему: «Внедрение интерактивных средств и сервисов в образовательный процесс обучающихся с ОВЗ»У детей с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению. Сегодня решать эту проблему помогают информационные технологии и использование интерактивных сервисов. Цвет, движение, звук – это те факторы, которые достаточно долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным.Само слово «Интерактив» переводится как взаимодействие. Т.е. взаимодействие педагога с обучающимися, обучающегося с педагогом и друг с другом. А интерактивная технология – это совокупность методов, средств обучения на основе интеграции информационных и педагогических технологий.2 слайд. Согласно ФГОС интерактивных занятий должно быть не менее 20% всех аудиторных занятий.Использование интерактивных сервисов помогает педагогам делать работу привлекательной для детей, наполнять ее новым содержанием, делать процесс обучения более эффективным и практически направленным. Осознание ребенком с ОВЗ того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веру в свои силы и таким образом появляется интерес к предмету.Цель разработки: применение интерактивных средств и сервисов для повышения мотивации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на учебных занятиях и их развитие с помощью интерактивных средств. Среди задач выделили:
  • Усиление образовательного эффекта;
  • Повышение уровня качества образования, уровеня усвоения знаний по отдельным предметным областям обучающихся с ОВЗ;
  • Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ;
  • Осуществление дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
  • Проведение уроков на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
  • Повысить информационно-коммуникационную грамотность учителей
  • В нашем учреждении обучаются дети с легкой и умеренной умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями), данные учащиеся сталкиваются в силу своих особенностей с трудностями в обучении, это: Выраженные нарушения процессов познавательной деятельности, прежде всего восприятия, мышления, внимания, памяти, низкая познавательная активность, отсутствие мотивации к обучению; недостаточность предметно-пространственных представлений, проявляющаяся в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и их важных элементов. В связи с трудностями, с которыми сталкиваются обучающиеся, было принято решение внедрить в практику дополнительные средства обучения, которые помогли бы развивать познавательную активность у обучающихся с ОВЗ.Для того, чтобы определить точно необходимость введения в учебный процесс дополнительных средств и технологий обучения, была произведена диагностика сформированности жизненных компетенций, а также по отдельным школьным предметам. На слайде представлены результаты экспериментальной группы, 6 человек с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта. До внедрения интерактивных средств и после внедрения. У детей возникали трудности при пересчете предметов; при соотнесении количества предметов с цифрой, наблюдались ошибки при соотнесении предметного множества с образом цифры, что объясняется выраженным нарушением мыслительной деятельности. Таким образом, был сделан вывод, что ученики нуждаются в дополнительных упражнениях и использовании современных технологий для активизации интереса к предмету в целом.По результатам видно, что уровень сформированности математических представлений у обучающихся данной группы увеличился. Для решения выше поставленной проблемы была разработана интерактивная рабочая тетрадь-тренажёр (с применением интерактивных средств). Задания интерактивной тетради направлены на совершенствование умения обучающихся с интересом выполнять математические задания, используя разные формы (индивидуальная, фронтальная) и методические приёмы (выбор геометрических фигур, обводка геометрических фигур, подсчёт фигур и др.). Тетрадь может применяться как на уроках математики, а так и во внеурочное время.Вывод. Изменения, которые происходят в системе образования в настоящее время, касаются не только оборудования, качества сети интернет, электронных образовательных ресурсов, но в первую очередь самого учителя: его готовности на компетентностном и личностном уровне принять изменения, быть в них успешным профессионалом.Одним из мощных ресурсов преобразования в сфере образования является информатизация образования – целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.РИСКИ:Ресурсные:Отсутствие надлежащего оборудования и свободного доступа к компьютеру, как следствие, к интернету; Ограниченный выбор доступных программных продуктов, которые можно применить в работе; Низкое качество электронной образовательной продукции. Мотивационные риски: Низкая мотивация педагогов к освоению ИКТ; Некомпетентность учителя; Слабо разработанная система повышения информационно-коммуникационной грамотности учителей, учитывающая их профессиональные запросы; Отсутствие поддержки в коллективе.Трудности обучающихся с УО:Внимание отличается низким уровнем продуктивности и носит неустойчивый характер из-за быстрой истощаемости и отвлекаемости. Объем памяти невелик. При воспроизведении материала, который запечатлен, зачастую возникают искажения. Произвольное запоминание нарушено. Страдает как логическая, так и механическая память. С запаздыванием на 3–5 лет происходит развитие понимания и использования речи, окончательное развитие которой ограничено. Зачастую речь сопровождается дефектами, ей присущи: косноязычиеОсобенности обучения:Обучение должно идти на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами.
  • Учебная работа должна быть посильна для детей.
  • Необходимо учитывать типологические особенности и потенциальные возможности каждого ребёнка, чтобы определить содержание и объём заданий.
  • Особое внимание следует уделять принципу практической направленности обучения.
  • Необходимо расширять социальные связи.
  • Следует использовать интегрированное обучение, чтобы расширить опыт умственно отсталых детей и развить их восприятие и умение устанавливать связи между предметами.
  • Обучение должно строиться в замедленном темпе.
  • Деятельность ребёнка необходимо постоянно стимулировать, развивать его эмоционально-волевую сферу и познавательные процессы
  • Электронные средства обучения- это интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры ноутбуки планшеты.Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для интерактивной доски - для детей до 10 лет - 20 минут, старше 10 лет - 30 минут; компьютера - для детей 1 - 2 классов - 20 минут, 3 - 4 классов - 25 минут, 5 - 9 классов - 30 минут, 10 - 11 классов - 35 минут.