Публикации "Работа с несплошными текстами на уроках математики в начальной школе"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Работа с несплошными текстами на уроках математики в начальной школе"
Автор: Шуракина Оксана Юрьевна

«Секреты работы с несплошными текстами на уроках математики в начальной школе»1 слайд. В связи с переходом на новые образовательные стандарты сейчас большое внимание в начальной школе уделяется формированию универсальных учебных действий, и отдельной строкой выделяется блок «Работа с информацией».Современный человек живет в условиях изобилия информации. Поэтому извлечение нужной информации из иллюстрации или текста и ее преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь в нем успехов. 2 слайд. Проблема современных детей в том, что они не вчитываются в тексты, не понимают смысла прочитанного.Решением этой проблемы является технологии, развивающие смысловое чтение. Уроки математики для работы с несплошными текстами были выбраны мной неслучайно. Согласно ФГОС НОО, выпускник должен владеть навыками смыслового чтения текстов различных жанров и стилей. Конечно же, в первую очередь, на достижение данной цели направлена работа на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира. Однако необходимо работать по данной проблеме и на уроках математики, так как часто обучающиеся при работе с математическими текстами не могут самостоятельно выделить необходимую информацию, проанализировать ее. Часто в повседневной жизни приходится сталкиваться с такими несплошными текстами. Умеем ли мы читать их? А ведь наши ученики с раннего детства также, как и взрослые сталкиваются с такими текстами. Смайлик -это уже несплошной текст. Вывеска на магазине, билет, этикетка, дорожный знак- всё это содержит в себе информацию, которую должны уметь читать и взрослые и дети. Ряд заданий ВПР в 4 классе составлены на основе несплошных текстов, и не секрет, что такие задания вызывают затруднения у учащихся.Несплошной текст – это текст, в котором информация дана не в явном виде. К таким текстам можно, например, отнести: билеты, афиши, обертки от различных продуктов, надписи на памятниках и прочее.Почему же важно выработать у обучающихся начальных классов умение работать с несплошными текстами? Дело в том, что, встречаясь в реальной жизни с такого рода текстами, младшие школьники не умеют эти тексты анализировать и добывать из них нужную информацию. Слайд К несплошным текстам относятся таблицы, графики, схемы, опорные конспекты, диаграммы, географические карты; различные планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления, буклеты, иллюстрация с подписью в учебнике. Работа с несплошными текстами на моих уроках математики построена таким образом, чтобы она являлась лишь частью урока, дополняя и внося разнообразие в основные этапы урока.Опишу некоторые свои педагогические секреты по работе с несплошными текстами на уроках математики в начальной школе.РАБОТА С ЗАДАЧЕЙШирокое поле деятельности для формирования у учащихся умений работать с текстом на уроке математики открывает текстовая задача.Для обучающихся первого класса работа с несплошными текстами на уроках математики строится чаще всего при использовании схем, кратких записей, рисунков к задачам. На данном этапе необходимо научить детей «видеть» информацию, заданную в разных видах. Приведу пример: Задание: На уроке математики в 1 классе детям предлагается запись:Маша – 3 рисункаНаташа – 4 рисункаТакже озвучиваю задание: «Составьте задачу, используя данную запись». Обучающиеся составляют задачу: «Маша нарисовала 3 рисунка, а Наташа – 4 рисунка. Сколько рисунков девочки нарисовали вместе?» Задаю вопрос: «Как называется запись, которая помогла нам составить задачу?» (Краткая запись)«Поможет ли нам эта запись решить задачу? Почему?» («Да, поможет, так как есть информация о том, сколько рисунков нарисовала каждая девочка, а также стоит фигурная скобка со знаком вопроса, значит, необходимо найти общее количество»).Таким образом, при работе с данным заданием обучающиеся начальной школы не только находят решение задачи, но и формируют умение составлять текст, что, несомненно, является одним из умений, отражающим формирование читательской грамотности.На уроках математики во 2 классе обучающимся предлагается знакомство с видами несплошных текстов. Приведу пример: Задание:
  • Внимательно изучи афишу и вставь в текст подходящие слова.
  • Представление состоится _____________________ в ________ часов. Цена билета ___.
  • О чем сказано в тексте афиши? Отметь все правильные ответы.
  • Это цирковое представление.
  • Представление длится 2 часа.
  • В программе участвуют фокусники.
  • Представление проходит в дни школьных каникул.
  • Дом культуры, где проходит представление, находится по адресу: п. Подсинский, ул. Зелёная.
  • Посетители смогут приобрести сувенирную продукцию.
  • Сосчитай, сколько будет стоить поход на представление для семьи, состоящей из мамы и двух детей 8 и 2 лет.__________________________________
  • Маша живёт в Москве, но на каникулах находится в гостях у бабушки в Подсинске. Чтобы добраться до Дома культуры, где проходит выступление, Маше требуется 20 минут. Сможет ли Маша побывать на представлении, если выйдет из дома в 17.30? Ответ аргументируй.
  • А) Да, сможет, так как ____________________________________________Б) Нет, не сможет, так как ________________________________________Работа по данному заданию проходит в парах, так как некоторым ребятам сложно выделить нужную информацию на афише, в этом случае им помогает сосед по парте. Если же пара не может справиться, то они могут объединиться в группу с другой парой. Выполняя эту работу, обучающиеся формируют умения, относящиеся как к читательской грамотности, так и к математической грамотности.На уроках математики в 4 классе при работе с несплошными текстами задания были построены таким образом, чтобы обучающиеся сами смогли составить подобный текст. Приведу пример: Задание: Прочитай текст и изобрази схему чемпионата, включающую все перечисленные в тексте команды.  В Москве проводился 2 этап турнира «плей-офф» по футболу. В четверть финале встретилисься четыре пары команд. Матчи команд «Динамо» и «Новая Генерация», «КПРФ» и «Сибиряк» проводились 7 и 8 мая. Матчи команд «Газпром-Югра» и «Дина», «Тюмень» и «Синара» проводились 11 и 12 мая. В первых двух парах оказались победителями и вышли в полуфинал команды «Динамо» и «Сибиряк». Из вторых двух пар оказались победителями и вышли в полуфинал команды «Газпром-Югра» и «Тюмень». В финале встретились команды «Сибиряк» и «Тюмень». Данное задание выполнялось в группах, что позволяло обсудить план выполнения работы друг с другом, помочь тем обучающимся, которые испытывают трудности, а также каждый мог выполнять свою обозначенную роль. Работа с данным заданием позволяет обучающимся быть «авторами» несплошного текста, формирует умение вдумчивого чтения. Более подробно хочу поделиться опытом работы с НТ при работе с чеками Игра «Магазин». Задачи: закрепление навыка устных арифметических действий, тренировка в решении задач на стоимость и обращении с деньгами. Формирование компетенций, которые дадут импульс в развитии обучающегося, повысят его самооценку, научат самостоятельно овладевать информацией.Игра «День рождение». Задачи: закрепление навыка устных арифметических действий, тренировка в решении задач на стоимость и обращении с деньгами, способствовать формированию умения логично и аргументированно излагать свои мысли во время устной речи.Игра «Праздник к нам приходит». Задачи: закрепление навыка устных арифметических действий, тренировка в решении задач на стоимость и обращении с деньгами. Способствовать развитию умения прогнозировать содержание несплошного текста. Развитие познавательных процессов, речи, расширение словарного запаса. Добывать и вычленять информацию на каждом уроке, внеклассном мероприятии, аргументировать свой ответ – это и есть формирование информационной и читательской компетентности. Вывод: Работа с несплошными текстами на уроках математики в начальной школе позволяют формировать не только умения компетенции математической грамотности, но и компетенции читательской грамотности. Данный вид работы позволяет обучающимся решать задачи, с которыми они встречаются в реальной жизни. А это означает, что, столкнувшись с подобной ситуацией в жизни, обучающиеся будут располагать планом действий для решения той или иной проблемы.