Публикации Гражданская правосубъектность государства

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Гражданская правосубъектность государства
Автор: Позднякова Кристина Андреевна

ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ГОСУДАРСТВАГражданская правосубъектность государства уже долгие годы остается актуальной темой для исследования в гражданском праве. На сегодняшний день в научной литературе нет единого мнения относительно того, является государство юридическим лицом или же государство – это субъект публичного права с особыми полномочиями. Также дискуссионным является вопрос определения характера гражданской правоспособности государства. В настоящее время происходит изменение представлений о взаимодействии личности и государства в условиях рыночной экономики и демократии, что приводит к необходимости создания новой мировоззренческой системы, которая будет отражать современные процессы. В этой системе государство не рассматривается как самостоятельный игрок, а воспринимается как инструмент для обслуживания гражданского общества и защиты интересов обычных людей. В связи с чем, действующее законодательство в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет право за государством участвовать в отношениях, регулируемых гражданским законодательством [1, ст 2]. Таким образом, государство является субъектом гражданского права, а значит должно обладать гражданской правосубъектностью.Правосубъектность представляет собой основополагающую категорию права, которая определяет статус и возможности субъектов правоотношений. Главной задачей правосубъектности выступает установление круга лиц, которые могут обладать правами и обязанностями, а также определение общих правовых положений, регулирующих отношения между ними на основе гражданского права [3, с. 260]. Установление правосубъектности государства осложнено его публично-правовой природой. Государство имеет определенные властные полномочия, устанавливает общеобязательные правила поведения для всех участников гражданского оборота, само определяет субъектов права и критерии, которым должны соответствовать субъекты права. Из этого можно сделать вывод о том, что правосубъектность государства базируется на специфической правоспособности и дееспособности.В научных кругах существует множество подходов к изучению правоспособности государства, но можно выделить три основных:1) специальная правоспособность государства;2) универсальная правоспособность государства;3) целевая правоспособность государства.Специальная правоспособность государства предполагает наличие у государства только тех прав и обязанностей, которые прямо указаны в законодательстве. Однако многие ученые не согласны с данной позицией.Например, А.А. Иванов считает, что «правоспособность государства не может считаться специальной, ограниченной лишь теми возможностями, которые прямо перечислены в законе, так как нигде не содержится исчерпывающего перечня полномочий государства, а также государство может само установить себе более широкий объем правоспособности» [4, с. 102]. Мнение А.А. Иванова представляется разумным, поскольку государство – это политическая форма устройства общества, регулирующая все сферы жизни. Ограниченный или исчерпывающий набор прав и обязанностей государства, закрепленный в законе может повлечь различные негативные последствия, такие как, например, несвоевременное обеспечение безопасности граждан или неэффективное управление экономикой.Универсальная правоспособность предполагает, что «юридическое лицо может иметь любые, предусмотренные законодательством, права и нести обязанности, за исключением тех, которыми могут обладать только определенные в законодательстве юридические лица» [3, с. 143]. Ученые, утверждающие, что государство обладает универсальной правосубъектностью обосновывают это тем, что «оно имеет возможность изменять или отменять различные юридические ограничения в отношении себя» [6, с. 33].В данном случае стоит обратить внимание на то, что по общему правилу универсальной или общей правоспособностью могут обладать физические лица. Государство является искусственно созданным субъектом права, не обладающим признаками физического лица, соответственно универсальной правоспособностью оно обладать не может.Помимо этого, несмотря на то, что государство имеет возможность изменять или отменять различные юридические ограничения в отношении себя, оно не может обладать многими субъективными правами и юридическими обязанностями, например, государство не может быть субъектом преступления или вступать в семейные правоотношения.На наш взгляд правоспособность государства является целевой. Данный вывод основывается на том, что государство – это организация публичной политической власти в обществе и свои функции государство выполняет в интересах всего общества. Таким образом, являясь субъектом гражданских правоотношений государство всегда следует своему предназначению, вытекающему из ст. 2 Конституции РФ «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства» [1, ст. 2].Помимо правоспособности основным требованием субъектов гражданских правоотношений выступает дееспособность. Дееспособность – это способность своими действиями приобретать права и создавать для себя обязанности. Изначально дееспособность является характеристикой физического лица, но поскольку государство является субъектом гражданских правоотношений, оно также должно обладать дееспособностью. В целом, государство приобретает дееспособность, когда в нем формируются государственные органы власти. В государственных органах работают государственные служащие (дееспособные физические лица), которые восполняют собой дееспособность государства. Таким образом, за счет государственных служащих, государство становится юридически дееспособным лицом. Следовательно, можно утверждать, что государство, как субъект гражданских правоотношений обладает и правоспособностью и дееспособностью.Таким образом, в ходе проведенного исследования удалось установить, что государство может участвовать в гражданских правовых отношениях при наличии правоспособности и дееспособности, что и определяет его гражданскую правосубъектность.Список источников
  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 16.03.2020, № 11, ст. 1416.
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023)(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301; Собрание законодательства РФ, 31.07.2023, № 31 (Часть III), ст. 5777.
  • Договорное право: [в 5 кн.] / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. – 2-е изд., стер. – Москва: Статут, 2011. – 735 с.
  • Иванов А.А., Эриашвили Н.Д. К вопросу о понятии и видах договора в гражданском праве // Вестник Московского университета МВД России. 2011. №5. С. 101-103.
  • Суханов Е.А. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 521400 «Юриспруденция» и по специальности 021100 «Юриспруденция» / [Ем В.С. и др.]; отв. ред. – Е.А. Суханов. – 3-е изд., перераб и доп. — М. : Волтерс Клувер, 2006. – 720 с.
  • Храмова О.Е. Понятие гражданской правосубъектности государства: правовой аспект // Вопросы российского и международного права. 2018. №1А. С. 28-35.
  • References1.Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // Sobranie zakonodatel'stva RF, 16.03.2020, № 11, st. 1416.2. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 № 51-FZ (red. ot 24.07.2023) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.10.2023) // Sobranie zakonodatel'stva RF, 05.12.1994, № 32, st. 3301; Sobranie zakonodatel'stva RF, 31.07.2023, № 31 (CHast' III), st. 5777.3.Dogovornoe pravo: [v 5 kn.] / M.I. Braginskij, V.V. Vitryanskij. – 2-e izd., ster. – Moskva: Statut, 2011. – 735 s.4.Ivanov A.A., Eriashvili N.D. K voprosu o ponyatii i vidah dogovora v grazhdanskom prave // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2011. №5. S. 101-103.5.Suhanov E.A. Grazhdanskoe pravo. V 4 t. T. 1: Obshchaya chast': ucheb. dlya studentov vuzov, obuchayushchihsya po napravleniyu 521400 «YUrisprudenciya» i po special'nosti 021100 «YUrisprudenciya» / [Em V.S. i dr.] ; otv. red. – E.A. Suhanov. – 3-e izd., pererab i dop. — M. : Volters Kluver, 2006. – 720 s.6.Hramova O.E. Ponyatie grazhdanskoj pravosub"ektnosti gosudarstva: pravovoj aspekt // Voprosy rossijskogo i mezhdunarodnogo prava. 2018. №1A. S. 28-35.