Публикации
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебная соль».
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебная соль».
Автор: Светлана Васильевна Орехова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебная соль».
Автор: Светлана Васильевна Орехова
Воспитатель: Орехова Светлана Васильевна.МБДОУ д/с №82 «Родничок», Россия, Белгородская обл., г. Белгород.Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебная соль».Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение обследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.Оборудование: тарелки с солью, увеличительные стекла, лед, два мешочка, поролон, сырые куриные яйца, ложки, одноразовые стаканчики, салфетки.Ход занятия:Воспитатель: Ребята, я хочу вам предложить отправится в одно место, где проводят различные опыты и эксперименты. Вы знаете, как называется то место, где проводят опыты? (ответы детей – лаборатория). А как называются люди, которые там работают? (ученые). Молодцы ребята!Мы превратимся в юных ученых, и отправимся в лабораторию, которая находится в нашем саду. Но прежде, чем отправится в лабораторию, давайте вспомним, как мы должны вести себя в лаборатории. (ответы детей). Правильно ребята. Но хочу добавить: во время опытов не трогать руками лицо и глаза, не брать ничего в рот, опыты проводить только после того, как разрешит воспитатель.А вот с каким материалом мы будем экспериментировать вы должны отгадать. Загадывается загадка про соль:Это белый минерал,Он на кухне генерал.Без него супы и каша,Не понравятся нам даже. (Ответы детей).Правильно это соль. А какую соль вы знаете? (морская, крупная, мелкая). Показ морской и крупной мелкой соли.Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью. Пройдите на места, возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха). Какая она на вкус? (соленая).Насыпьте немного соли в тарелочку.-Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали).Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая).-Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль?(зернышки, кристаллы, крупинки).-Возьмите пипетку и капните воду на соль. Что произошло?(соль впитала воду).-А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды,-Возьмите ложку соли и насыпьте ее в стакан с водой, размешайте, чтопроизошло с солью? (растворилась).-Изменился ли цвет воды? (нет).-А как вы думаете какой стал вкус у воды? (солёная).-Молодцы. А теперь давайте повторим что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает небольшое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды).-Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть).-Ребята, а еще соль незаменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед. Ну а мы с вами, пока оставим блюдца в сторонке и отдохнем.Физминутка:Быстро встаньте – улыбнитесь.Выше, выше потянитесь.Ну-ка, плечи распрямите,Поднимите, опустите.Влево, вправо повернитесь.Сели – встали, сели – всталиИ на месте побежали.Раз – два, раз – два.Заниматься нам пора.-Ребята, посмотрите пока мы с вами делали зарядку и отдыхали что произошло со льдом на который мы с вами насыпали соль (соль лед растопил он превратился в воду. Поэтому зимой когда на улице гололед и очень скользко солью посыпают скользкие тропинки).-А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и запоминайте. Шли домой два бычка и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному бычку было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и бычкам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному бычку было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда бычки пришли домой, то оказалось, что только один бычок принес весь груз. А вот какой бычок принес груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории. Давайте с вами и проведем опыт.Воспитатель берет мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон.- Что легче? (поролон).Воспитатель предлагает некоторым детям сравнить мешочки.-Значит, какому бычку было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело). Пустить по кругу чтобы дети потрогали мешочки на вес-Давайте мы с вами мешочки с солью и поролоном опустим в воду и пусть они немного полежат в воде.-А мы с вами проведем еще один опыт.-Ребята, вы, когда нибудь, купались в море? (Ответ детей)-А в обычной реке кто из вас купался? (Ответ детей)- Подскажите мне вода в море какая? (Соленая)-А в речке? (Ответ детей: простая, не соленая) по-другому говорят, что вода в реке пресная. Давайте все вместе повторим.Ребята, а вы знаете, что некоторые предметы в соленой воде не тонут, а находятся на поверхности воды. Давайте мы с вами проверим это на опыте. Нам понадобятся с вами два стакана с водой и два сырых яйца, сначала положим яйцо в чистую (не соленую, пресную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно).Во второй стакан добавим соль, и размешиваем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности).А теперь вернемся к нашим мешочкам, которые мы с вами оставили в воде. Что произошло с солью воде? (она растворилась). Мешочек у нас оказался пустым.А теперь возьмем мешочек с поролоном. Что произошло с ним?Посмотрите, как изменилась вода в емкости? Как вы думаете, куда она делась? (Ответ детей) Правильно она впиталась в поролон. Давайте мы с вами проверим, что тяжелее мешочек с солью или с поролоном? Давайте подумаем, какому бычку было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась). Какому бычку было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду).Ну, что мои юные исследователи, настала пора прощаться с нашейлабораторией.-Понравилось вам в лаборатории?- С чем мы проводили опыты?-Какая соль на вкус?- Растворяется ли соль в воде, и какая становится вода?-Если соль сыпется, какая она?-Где применяют соль?-Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека?Спасибо, ребята, за ваши ответы. Благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов и творчества. Всем спасибо.