Публикации Программа по кружку "Оригами"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа по кружку "Оригами"
Автор: Игнатенкова Галина Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида № 71 «Кристаллик» г.Смоленска Программа по дополнительному образованию художественной направленности «ОРИГАМИ» для детей 6-7 лет. Возраст детей - 6-7 лет Воспитатели: Срок реализации - 1 год г. Смоленск Пояснительная записка: Программа составлена на основе пособий Е.А. Гайденко «Чудеса из бумаги», С. Соколовой «Школа Оригами». Мы взяли наиболее понравившиеся занятия, которые подходят для детей нашего возраста, доработали их, подобрали игры и физкультминутки. Актуальность: «Оригами» - настоящее искусство превращения простого листа бумаги в игрушку» (Л. Н. Толстой). Оно направлено на всестороннее развитие личности. Азбуку оригами, стрелки на чертежах, условные обозначения - их придумал японец Акира Йошизава. Условные обозначения понятны всем. Чтобы легче было общаться на языке оригами, изучение начинается с базовых форм моделей из бумаги. Оригами отображает окружающий нас мир. Особенность бумажных моделей в том, что они не имеют мелких деталей, а показывают общий вид, в ходе занятий идёт усложнение от более простых базовых форм к более трудным для изготовления. Изделия оригами бывают плоские и объёмные. В технике оригами можно сделать аппликационные работы по мотивам народной росписи, вышивки, растительного орнамента, хохломы, гжельские узоры по сюжету русских народных сказок и потешек.Восточная мудрость гласит «Как работают пальцы, так работает голова». На занятиях оригами идёт эффективное развитие психических процессов: логического мышления, воображения, памяти, речи (речевой центр и центр управления мелкими движениями пальцев находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияя друг на друга), развиваются пространственные представления, творческие способности, зрительно-двигательная координация ребёнка, а также происходит единение ребёнка со взрослым. «Фигурки оригами содействуют развитию и радости детей» (Л. Н. Толстой).В старшем возрасте преобладают следующие методы и приёмы: рассматривание сюжетных образцов, картинок, показ техники сгибания и разгибания воспитателем и детьми, художественное слово (объяснение, пояснение, вопросы, беседа, рассуждение, рассказывание, загадки, потешки), подробные схемы, игровые приёмы, упражнения, задания, анализ своей работы и работ других детей. Новизна: заключается в новом подходе к художественно – творческому развитию ребёнка, в котором сочетается классика и современность, традиции и новаторство. Цель: учить детей пользоваться правилами оригами, как путевыми знаками, развивать мелкую моторику пальцев рук, психические процессы, речь, воспитывать эмоционально - положительное отношение к деятельности, формировать эстетическо - художественный вкус.Задачи: 1. Знакомить детей со способамипреобразования геометрических фигур.2. Развивать пространственную ориентировку, мелкую моторику пальцев рук и творческие способности.3. Формировать эстетическо - художественный вкус, умение действовать со словесной инструкцией педагога.4. Воспитывать эмоционально - положительное отношение к деятельности, желание доводить начатое дело до конца.Перспективы развития: занятия оригами содержат элементы начального технического моделирования и поэтому можно в начальной школе на основе кружка оригами разработать программу «Оригами и техническое моделирование».Социальная значимость: полученные умения и навыки, а также интерес к моделированию развиваются в школе и дети более активно участвуют в районных и областных конкурсах.Режим занятий:Курс занятий рассчитан на 1 год при объеме 20 академических часов (периодичность занятий с сентября по май – 1 раз в 2 недели)Принципы:
  • Принцип развивающего и воспитывающего характера, направленного на всестороннее развитие личности и индивидуализации ребёнка;
  • Принцип систематичности и последовательности в овладении опыта деятельности, который придаст системный характер образовательной деятельности;
  • Принцип связи обучения с жизнью;
  • Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы;
  • Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода;
  • Принцип доступности обучения.
  • Учебно-тематический план (20 часов) К концу года дети должны уметь:1.Правильно пользоваться ножницами и правилами «Оригами».2. Уметь сгибать и отгибать углы вниз и назад, делить квадрат на 3 части и сгибать, перегибать по диагонали, соединять несколько деталей; складывать базовые формы «Воздушный змей» (сгибание уголков к центру), « Долина» ( две складки), «Треугольник», «Снежные комы» (восьмиугольник), «Гора» (подворачивание уголков) и «Рыба».3.Знать эталоны формы и цвета.4.Ориентироваться на листе бумаги, использовать разные виды бумаги: обёрточная, обычная (альбомная), цветная, гофрированная, салфетки, картон.5.Самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни.6.Содержать своё место в порядке. Содержание программы
  • Животный мир
  • Теория: инструкции по сгибанию бумаги на части, по использованию ножниц, клея; беседы, загадки, художественное слово, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, сюжетных образцов, наблюдения, игровые методы, поощрение, анализ своей работы.Практика:- Лиса- Медвежонок- Собака2. Люди Теория: инструкции по сгибанию бумаги на части, по использованию ножниц, клея; беседы, загадки, художественное слово, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, сюжетных образцов, наблюдения, игровые методы, поощрение, анализ своей работы. Практика: - Снегурочка - Девочка.3.Предметы Теория: инструкции по сгибанию бумаги на части, по использованию ножниц, клея; беседы, загадки, художественное слово, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, сюжетных образцов, наблюдения, игровые методы, поощрение, анализ своей работы. Практика:- Снеговик - Сердечко с двумя карманами- Солнышко- Кошелек- Ёлочная подвеска- Кепка- Закладки4. Птицы Теория: инструкции по сгибанию бумаги на части, по использованию ножниц, клея; беседы, загадки, художественное слово, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, сюжетных образцов, наблюдения, игровые методы, поощрение, анализ своей работы.Практика:- Птица на гнезде5. Насекомые Теория: инструкции по сгибанию бумаги на части, по использованию ножниц, клея; беседы, загадки, художественное слово, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, сюжетных образцов, наблюдения, игровые методы, поощрение, анализ своей работы.Практика:- Взлетающий жук- Пчелка6. Растительный мирТеория: инструкции по сгибанию бумаги на части, по использованию ножниц, клея; беседы, загадки, художественное слово, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, сюжетных образцов, наблюдения, игровые методы, поощрение, анализ своей работы.Практика:- Кленовый лист7. Экскурсия в музейТеория: инструктажи для воспитанников по правилам поведения в общественных местах. Практика: - Экскурсия в музей - Экскурсия в ДДТ. Методическое обеспечение При организации образовательного процесса все педагогические приёмы, методы работы учитывают тот подход, который облегчает, содействует, способствует, продвигает путь ребёнка к саморазвитию. Педагогу отводится роль человека создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующего и стимулирующего любознательность и познавательные мотивы. Обучение основывается на поэтапном усложнении заданий. Каждый этап предполагает ряд заданий и упражнений, требующих закрепление знаний, умений, навыков. Для того, чтобы обучение проходило более эффективно необходимо не только самому педагогу ставить конкретные цели занятий, а учить детей самим ставить правильные цели для выполнения того или иного задания, что является одним из важных дидактических условий на современном этапе. Дети обеспечиваются необходимыми материалами и инструментами; каждый ребёнок привлекается к самостоятельному выполнению задания; определяется примерное время для выполнения задания; анализируются результаты труда каждого ребёнка. Приёмы: - демонстрация эффективного опыта; Методы и формы: 1.Словесный: -рассказ; - художественное слово. 2аглядный:использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий. 3.Практический:применяется для закрепления приобретенных знаний на практике; 4.Проверка результатов обучения: приобретенных знаний; По характеру деятельности: а) объяснительно - иллюстративный - наглядный метод, рассказ, беседа, показ готовых изделий, фото-материалы; б) репродуктивный - для приобретения необходимых умений и навыков воспитанники повторяют за педагогом; в) частично- поисковый - ребенок может сам выбирать в определенных изделиях цветовую гамму, дизайн изделия. Организационные формы: 1) коллективная – подготовка выставочных работ; 2) индивидуальная – оказание помощи воспитанникам при возникновении проблем в освоении той или иной техники.Формы обучения:
  • Игра;
  • Экскурсия;
  • Выставка;
  • Практические работы;
  • Индивидуальная работа;
  • Контрольно - творческое занятие.
  • Дидактический материал и техническое оснащение занятий: 1.Необходимо просторное помещение.
  • фотоматериалы,
  • готовые изделия,
  • иллюстрации,
  • плакаты,
  • произведения художественной литературы.
  • 5. Для выполнения работы необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления: - различные наборы цветной бумаги и картона; - ножницы;;- ручки, карандаши, фломастеры;- клей (ПВА, карандаш, клейстер);- коробка для принадлежностей.Формы подведения итогов:1.Выставки. Правила по технике безопасности С целью безопасного поведения воспитанников на занятии, педагог регулярно проводит инструктажи по технике безопасности. Предусматриваются следующие правила по технике безопасности:
  • Правила поведения в группе.
  • Правила поведения во время экскурсии.
  • Правила обращения с ножницами.
  • Правила обращения с клеем.
  • Работа с родителямиЦель работы – расширение и укрепление связей родителей с детским садом.Формы работы:- Индивидуальная, для совместного поиска педагогически оправданных методов и средств воспитания обучающихся (беседы, консультации);- Коллективные – родительские собрания, информация об успехах воспитанников, требованиях, предъявляемых педагогом к обучающимся и т.д. Литература для педагога1.
  • Т. Б. Сержантова. Оригами для всей семьи. М, Айрис - Пресс, 2006 г.
  • С. Соколова. Школа оригами. М, ООО «Издательство «Эксмо», 2004.
  • Литература для детей1. 2. Т. Б. Сержантова. Оригами для всей семьи. М, Айрис - Пресс, 2006 г. 3. С. Соколова. Школа оригами. М, ООО «Издательство «Эксмо», 2004. Литература для родителей1. Е. А. Гайденко. Чудеса из бумаги оригами. Ростов, «Феникс»,2007.2.Т.Б.Сержантова. Оригами для всей семьи. М, Айрис - Пресс, 2006 г. 3 . С. Соколова. Школа оригами. М, ООО «Издательство «Эксмо», 2004.Приложение Перспективное планирование СентябрьОктябрьДекабрь