Публикации Тренинг "Путь к миру и согласию"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тренинг "Путь к миру и согласию"
Автор: Золотухина Наталья Александровна

Тренинг «Терпимость – путь к миру и согласию» Тренинг на тему «Толерантность – путь к миру и согласию»Цели и задачи:*Расширить знания учащихся о понятии «терпимость».* Дать учащимся оценить степень своей толерантности* Воспитывать чувство коллективизма, уважительного отношения друг к другу, справедливости в отношениях с людьми, способность встать на защиту человека.Ход тренинга Время проведения: 45- 60 мин.Структура занятия: 1.Первый этап - организационный: создание психологического комфорта в группе, знакомство участников друг с другом и с психологом.2.Второй этап - формулирование темы занятия, основных целей, раскрытие понятия «терпимость»;3.Третий этап - игровой:  система упражнений.4.Заключительная часть: рефлексия занятия.Ход:Учащиеся занимают места в просторном светлом зале  (стулья расставлены по кругу). Психолог: - Добрый день, ребята приветствуют и знакомятся друг с другом. -Тема нашего тренинга «Терпимость- путь к миру и согласию».-Эпиграфом тренинга я взяла слова Бернарда Шоу«Теперь, когда мы научились летать по воздуху,как птицы, плавать под водой как рыбы, нам не хватаеттолько одного: научится жить на земле, как люди»Психолог: давайте  нашу встречу  начнем с притчи, называется она «Гвозди»:«Гвозди»Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди...Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошел к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.Дни шли за днями, и , наконец, мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привел сына к ограде и сказал: "Сын мой, ты хорошо вел себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь ударить человека острой полкой, а потом выбросить  ее, но рана все равно останется в душе или даже на теле."Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья - это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце...Сегодня на нашей встрече  мы поговорим о терпении, взаимопонимании,  уважении, ответственности, предупреждении и решение конфликтов мирными способамитолерантности. Давайте вспомним, что такое толерантность?Ответ: «Толерантность это терпимость, уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности»;Психолог : Что значит проявлять толерантность?На эту тему я подготовила небольшую презентацию (Посмотрите на доску )Ответ: Это значит признать, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведением, обладают правом жить в этом мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. (на эту тему давайте посмотрим мультфильм)Обсуждение мультфильма Психолог: Что нужно, чтобы в мире, обществе, в классе, дома было комфортно и спокойно? Какой параметр должен служить балансом во всех человеческих отношениях? Психолог «Я, ты, он, она – вместе дружная страна, вместе – дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч «я»!» - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые ,несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним «ансамблем» отношений, входя в такие социальные образования, как «страна», «город», «семья», «школа», «класс». Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость.В конце нашего занятия мы с вами ответим, какими качествами должен обладать человек, чтобы органично влиться в современное общество.Психолог : ребята я расскажу вам еще небольшую притчу ПРИТЧА «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что эта семья была особая — мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; старик расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго — видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:И все?Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.И, подумав, добавил:И мира тоже.( на доске слова: Любовь. Прощение. Терпение.)Вопрос психолога : Какое значение имеет любовь в жизни человека?Отвечают дети:Ответ: Человек так устроен, что он обязательно кого-то должен любить. И его тоже должны любить. Ведь как жить, если тебя никто не любит.Ответ: Любовь всеобъемлющее чувство, без любви жизнь невозможна. Любовь это солнце, которое необходимо всем, не только человеку. Маленькому щенку или птенчику, без любви не вырастет растение.Психолог : (Наталья )Терпение. Прощение. Как вы думаете, легко жить человеку, который не умеет прощать?Отвечают детиОтвет: Человек, который не умеет прощать является злопамятный. А, как известно зло еще некому не помогало в жизни.Психолог: Вам в будущем предстоит жить, учиться, работать, общаться со множеством людей. Поэтому уже сейчас вы должны учиться правильно, выстраивать свои отношения с людьми.Попытаемся вместе ответить на вопрос :Какими нравственными качествами должен обладать толерантный человек?Психолог ребята давайте создадим свое виденье терпимости.Вывесить на доску и провести анализ каждой эмблемыИгра «Дополни» «Быть толерантным …»
  • Б благородство
  • Ы искренность
  • Т терпение
  • Ь прощение
  • Т труд
  • О общительность
  • Л любовь
  • Е единство
  • Р радость
  • А активность
  • Т такт
  • Н нравственность
  • Ы доброта
  • М миролюбие
  • (На доске по вертикали написано «Быть толерантным …») ученики по очереди выходят и дописывают слова разными маркерами.Психолог : ребята , сами сделайте выводОтвет: Толерантность многогранна, многоцветна. И чтобы стать толерантной личностью, надо много над собой трудиться.Ответ: надо стремить изменить себя в лучшую сторону, надо жить в мире с самим собой.Психолог : Посмотрите на доску и решите для себя чего вы уже достигли, а над чем еще вам надо поработать. Для этого я вам предлагаю еще одну игру «Волшебная рука». Возьмите чистый лист и обведите свою руку, на пальцах напишите, какими качествами толерантной личности вы обладаете, а на ладони те, которые вам нужно в себе преодолеть, чтобы стать толерантной личностью. Анализ ответов учениковВопрос: Скажите, важен, интересен наш сегодняшний разговор каждому из вас?Упражнение на рефлексию «Клубок дружбы» Цель: подведение итогов занятия, закрепление изученного понятия.    Ведущий предлагает образовать круг. С помощью упражнения подводятся итоги занятия.    Каждый участник называет то, что ему понравилось сегодня, говорит, что нового узнал на занятии, что ему удалось, а что не удалось сделать во время занятия и почему. После чего клубок передается соседу, а нить остается у первого и так, пока не замкнется круг.     Последним участником, которому передают клубок, является психолог, который делает главный вывод: -все люди разные, у всех есть свои особенности, поэтому необходимо принимать их такими, какие они есть,  он говорит слова благодарности учащимся за их активность, приглашает на следующие тренинг. « До свидания, все спасибо!»Информация МКОУКГ№1 Участники мероприятия «Я, ты, он, она –вместе целая страна », которое состоится в ДДТ 31.10.19. в 10:00 Директор МКОУКГ №1_______________Боровикова Н.А.Информация МКОУКГ№1 Участники мероприятия «Я, ты, он, она - вместе целая страна », которое состоится в ДДТ 31.10.19. в 10:00 Директор МКОУКГ №1_______________ Боровикова Н.АКлассный руководитель ____________ Попова Т.А.Классный руководитель _____________ Михайлова Н.З.