Публикации «Технологии познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях швейного дела»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Технологии познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях швейного дела»
Автор: Кожевникова Оксана Николаевна

Технологии познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях швейного делаКожевникова Оксана НиколаевнаПедагог МБОУ ДО ГДТ «Академия талантов» г. Новый Уренгой,2024г.В данной статье изложены вопросы аспектов методики способствующие творческой деятельности в развитии познавательных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Активизация познавательной деятельности обучающихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Поэтому объясняется особое внимание преподавателя к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:- привлечение обучающихся к целям и задачам занятия;- возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;- включение обучающихся в интересную для них форму работы. Активизация познавательной деятельности учащихся c нарушением интеллекта на занятиях в основном имеют высокую степень мотивации к обучению, поэтому всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний. Результата в решении этой задачи педагог может добиться, обладая рядом личностных качеств: стремлением к максимальной гибкости, способностью к сопереживанию, сочувствию, восприимчивостью к потребностям учащихся, умением придать преподаванию личностную окраску, эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе, доброжелательностью. Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Именно на развитие устойчивого познавательного интереса учащихся учитель делает акцент в своей педагогической деятельности. В решении этой задачи ставить как можно чётче планирование урок, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приёмы подачи учебного материала. Чёткое структурирование облегчает восприятие материала школьниками. Если одни идеи вытекают из других, если ясна связь и обоснована последовательность сообщаемых сведений, школьники легче воспринимают, осознают и запоминают их. Изложение материала должно быть логичным, ярким, увлекательным. Это побуждает учащихся слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в процесс познания. Использование различных приёмов, форм, методов на занятиях швейного дела ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности. Важно давать такие задания, которые учащиеся воспринимают как посильные, но для их выполнения у них недостаёт каких-либо знаний или умений. Какую ткань нужно выбрать для пошива фартука, сорочки. В этом помогают сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Ателье». Для оживления интереса учащихся в традиционный урок ввожу элементы игры: собери картинку из осколков, назови предмет и расскажи технику безопасности при работе с ним, игра «Лото», «Кроссворды», «Продолжи словосочетание», «Найди детали», «Обведи общее» и мн.д. Психологически настраиваю учеников на занятиях в игровой форме. Для этой цели провожу игры на внимание, связанные с представлением о временах года. Учащиеся рассматривают карточки с изображением моделей одежды для разных времен года. Даю задание: выбрать модели одежды, соответствующие данному сезону. Почему данная модель соответствует этому времени года? Или такое задание: при изучении темы «Пошив платья» перед учащимися представлены модели одежды в ассортименте. Учащиеся выбирают вид одежды, которую сейчас изучают. Этот вид игры дает возможность разнообразить упражнения по этой психологической настройке. Игры детей становятся более интересными, если педагог оказывает детям своевременную помощь - советом, поддержкой, организацией и руководством игры. При отсутствии руководства даже самые ценные по содержанию игры могут не дать положительного результата. Для развития пространственных представлений провожу такие игры, как «Сложи модель по разрезанным контурам». Эту и другие игры провожу с разной степенью сложности, то есть по группам учащихся. Учащиеся 1 группы как самые сильные выполняют сложные работы - даю им модель, разрезанную на 6-8 частей, учащиеся 2 группы работают с моделью, разрезанной на 3-4 части. Игра очень интересна.Следующая игра - «Найди отличие в моделях».Можно брать любой вид одежды: берутся две модели платья, выставляются на доске и дается задание: назвать вид одежды, чем отличаются эти фасоны. Учащиеся находят сходства и различия этих фасонов.Очень интересна и увлекательна игра «Волшебный мешочек».Этой игрой я добиваюсь развития пространственного представления, мышления, развития мелкой моторики кистей рук, развития связной речи. Мешочки размером 25x15 сшиты из яркой ткани и завязываются яркими ленточками. В них находятся различные предметы: катушки с нитками, шпульки для швейных машин, шпульный колпачок, пуговицы разных видов, сантиметровая лента, линейка, карандаш, молния, наперсток. Играющий берет мешочек, развязывает, опускает в него руку и достает предмет. Не вынимая руки, он описывает предмет. Игру можно разнообразить, чтобы привлечь внимание всего класса.«Угадай, какой предмет».Играющий достает предмет, описывает его, а учащиеся должны угадать, что за предмет и где он применяется.  Пробуждению интереса к изучаемому материалу широко использую ИКТ к своим занятиям, созданные по разделам учебной программы. Они вызывают эмоциональный интерес у детей в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Презентация дает возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Обучающиеся с ограниченными возможностями интеллекта почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяя при этом центральный, проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, добиваюсь концентрации внимания и более успешного запоминания обучающимися учебного материала. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование на уроке презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Работа обучающихся с учебной презентацией не ограничивается только прослушиванием комментариев учителя и просмотром видеоряда. Деятельность детей приобретает активный характер. Опираясь на зрительные образы конкретных объектов и явлений, школьники под руководством учителя учатся сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения на разных этапах занятий: - на этапе мотивации;-на этапе изложения новых знаний; -на этапе актуализации знаний, умений и навыков;-на этапе закрепления, обобщения, систематизации;-на этапе контроля знаний.Применяю и другие варианты ИКТ на занятиях швейного обучения:-видеоролики;-использование презентаций для построения чертежей;- тесты, кроссворды.   Использование информационных технологий на занятиях швейного обучения помогает учителю повышать мотивацию обучения и приводит к целому ряду положительных следствий:- повышает эффективность учебного процесса;-облегчает понимание и восприятие материала обучающимися;-сокращает время на подачу учебного материала;- развивает активность и самостоятельность обучающихся;- способствует развитию внимания, памяти, логического мышления. На этапе повторение и закрепление пройденного материала провожу игру «Ромашка». Отвечая на вопросы по ранее изученной теме, учащиеся собирают поляну из ромашек. Варианты вопросов соответствуют изученным темам по швейному делу. Например:1.        Какие правила поведения в мастерской надо выполнять?2.        Как следует поддерживать чистоту и порядок в мастерской.3.        Какие нитки используют для вышивания?4.        Как определить длину рабочей нити?5.        Для чего закрепляют нитку в ткани?Так как у детей быстро наступает утомляемость от однообразной работы и пропадает интерес к однообразным играм, провожу аналогичную игру «Весёлый ёжик». Эта игра также применяется при повторении и закреплении пройденного материала.1.        Для чего служит одежда человеку?2.        Какие требования предъявляются к одежде?3.        Какие изделия относятся к верхней одежде?4.        Какие изделия относятся к легкому платью?5.        Назовите плечевые изделия.6.        Назовите поясные изделия. Эффективными на занятиях швейного дела являются опорные схемы, который также можно использовать наглядно и поэтапно, для развития интереса у детей ОВЗ, активизируют их внимание, помогают запоминать сложный материал. Например, составления плана пошива изделий (сорочка, фартук).       Я считаю, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих занятиях.     Творческая деятельность играет большую роль в развитии познавательных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако это отнюдь не умоляет значение репродуктивного, воспроизводящего обучения, которое является основным средством накопления знаний о предметах и явлениях объективной действительности, служащих базой для творчества. Таким образом, обучение только тогда обеспечит усвоение знаний, умений и будет способствовать развитию детей с ОВЗ, когда оно организованно на основе оптимального соединения творческой и репродуктивной деятельности учащихся.    Решение учебных проблем способствует формированию творческих черт личности. Поэтому достижение оптимального соотношения между творческой и репродуктивной деятельностью учащихся фактически сводится к рассмотрению двух вопросов, какой программный материал следует преподавать им объяснительно-иллюстративным методом, а какой - путем решения учебных проблем.    На занятиях швейному обучения, как правило, есть такая часть информации, которая может быть успешно усвоена в процессе объяснительно-иллюстративного обучения. Сюда можно отнести простейшие сведения о ткачестве, волокнах, тканях, знания о профессиях, математические расчеты при выполнении чертежей изделий, изучение условных обозначений мерок, снимаемых с фигуры человека. Освоив эти знания, учащиеся могут в дальнейшем использовать их в новых условиях, в том числе и для решения учебных проблем.    Так, после изучения понятия «мерка» для построения чертежей, не следует спешить с постановкой проблемного задания. Сначала надо поставить вопрос репродуктивного характера, ответив на который учащиеся убеждаются в необходимости нового для них понятия. Вместе  с педагогом они учатся правильно снимать и записывать мерки, используя условные обозначения. Учатся различать обхваты (Ог, Об, Ош) и полуобхваты (Сг, Сб), находить полуобхват, если известен обхват.   Следующее задание уже можно сформулировать проблемно. Его следует связать с изделием, для пошива которого нужно построить чертеж. Наглядным пособием будет служить готовое изделие (например: ночная сочка, пижама, юбка и т.д.). Решая это задание на основе приобретенных знаний, учащиеся выясняют, какие мерки необходимо снять для построения чертежа изделия, снимают и записывают их самостоятельно.   Нецелесообразно создание проблемной ситуации в процессе формирования новых умений и практических навыков при выполнении швейных работ, а тем более при усовершенствовании приобретенных ранее. При формировании практических умений и навыков на уроках швейного дела, учителю следует сначала их продемонстрировать, а затем разъяснить технологическую последовательность выполнения швейной операции с опорой на ПТК.Правила организации занятия с использованием проблемной ситуации.
  • Проблемная постановка темы урока.
  • Новая тема формулируется в виде проблемы.
  • Проблема вводится одновременно с актуализацией знаний, созданием ситуации, в которой проявляется их недостаточность для объяснения факта, явления.
  • Актуализация необходимых знаний.
  • Обеспечивается  в основном постановкой проблемных вопросов, которые должны быть короткими и быстро решаться. Это стимулирует учащихся, и они с интересом берутся за дело.
  • Вопросы строятся на основе материала изучаемой темы. Проблемные вопросы в этом случае наиболее эффективны, чем репродуктивные, так как активизируют мышление детей с ОВЗ.
  • Сложные вопросы разделяются на более легкие, на отдельные мыслительные ступеньки.
  • Количество дополнительных вопросов подбирается таким образом, чтобы обеспечить продвижение учащихся. Чтобы обеспечить интерес к изучаемой теме у сильных учащихся, желательно, чтобы степень сложности вопросов несколько превышала возможности среднего ученика.
  • Необходимо поощрять групповое обсуждение учащимися отдельных вопросов в решении той или иной задачи. Такая работа способствует вовлечению всех учащихся в активную деятельность.
  • Актуализация не должна напоминать опрос учащихся на оценку. Это сковывает активность детей, и они теряют интерес к выполнению задания.
  • Усвоение нового материала.
  • Учитель должен четко представлять, что и как будет изучаться на уроке, какие черты творческой деятельности будут формироваться и совершенствоваться, как будет осуществляться развитие интеллектуальных способностей детей.
  • В процессе усвоения новых знаний и способов действия необходимо обеспечить максимальную самостоятельность учеников.
  • Для того, чтобы обеспечить дифференцированный подход в обучении, необходимо заблаговременно подготовить индивидуальные задания, учтя возможности, способности и подготовленность учащихся.
  • В новом задании должны проявляться некоторые элементы актуализации знаний, что с первых шагов создает мыслительные опоры для размышлений. У учащихся создается впечатление, что задание им по силам. Это привлекает их к активной работе.
  • Практическая работа.
  •   Задание выбирается соответственно требованиям учебной      программы. Оно должно быть им по силам с точки зрения их физической и интеллектуальной подготовки.
  • Процесс изготовления каждого изделия должен включать новые способы действия.
  • Чтобы ученики усвоили технологическую последовательность изготовления изделия, необходимо определить содержание и форму инструктажа.
  • Учителю необходимо обеспечить сознательное выполнение учащимися каждой из операций изготовления изделия.
  • Заключительная часть урока.
  • Проблемные задания на этом этапе урока должны носить обобщающий характер, направлять деятельность школьников на формирование выводов по вопросам изучаемой темы.
  • Проверять результаты практической работы лучше вместе с учениками. Во время обсуждения общих недочетов в изготовленных изделиях следует использовать проблемные задания. Дав учащемуся возможность защищать свое изделие перед группой, учитель поддерживает активность всех ребят.
  • В конце урока преподаватель должен подвести итог: указать, достигнута ли цель урока, отметить наиболее активных учеников и обратить внимание на недочеты в работе тех, кто был пассивен.
  • Важным положительным качеством проблемного метода является его активная форма обучения, которая, решая общеобразовательные задачи по предмету, даёт возможность детям проявить своё творчество, фантазию, возможность реализовывать свои способности.Элементы проектной деятельности я применяю при изучении раздела «Практическое повторение», в ходе изучения данного раздела учащиеся обобщают и закрепляют знания и умения по пошиву программных изделий, изготавливая аналогичные. Работу с применением метода проекта строю по принципу усложнения. В ходе выполнения проектных заданий помогаю учащимся подобрать материал, информацию, инструменты для работы. В коллективной беседе обсуждаем способы преодоления трудностей. Во время практической работы над проектным заданием контролирую и помогаю подобрать наиболее рациональные способы выполнения задания, отрабатываем навык соблюдения правил техники безопасной работы на швейном оборудовании. Завершающим этапом работы над проектом является его защита. При подготовке к защите проекта учу учащихся давать краткий анализ своей работы. Включение элементов метода творческих проектов в учебный процесс дает мне возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу школьников. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей. Процесс работы над творческим проектом позволяет пробудить у моих учеников осознанный интерес к изучаемому предмету, проявить творческие способности. У учащихся появляется уверенность в себе, гордость за разработанное и изготовленное изделие, значимость и необходимость своего труда для окружающих людей. Конечно, проекты моих ребят по своей конструктивной сложности, материалоемкости, эстетическому исполнению нередко уступают работам сверстников из общеобразовательных школ. Однако эмоциональное удовлетворение, осознанная значимость и необходимость своего труда у наших школьников ни с чем не сравнимы.    Исследователями установлено, что познавательная деятельность учащихся слагается из творческой деятельности и репродуктивной (воспроизводящей). Они взаимосвязаны и находятся в определенном соотношении, которое зависит от подготовленности ученика. Для того чтобы это укрепляло работоспособность школьников и их желание овладевать знаниями. На занятиях швейного дела рекомендовано чередовать вид деятельности, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей. Новизна материала, необычность его подачи также побуждают учащихся лучше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нём. Создание ситуации успеха на каждом занятии - самый эффективный стимул познавательной деятельности. Ситуация успеха удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа, итог- сохранение и укрепление психического здоровья ребёнка. Важен и такой стимул, как оценка. Желая сформировать у учеников мотивацию к достижениям, не требовать от них приложения сверх усилий, ставя перед ними посильные задачи. Ребёнок должен иметь возможность выбора, и здесь мне помогает дифференцированный подход к обучению. Более сильной ученице предложить аппликацию пришить тамбурным швом или зигзагообразным, а слабой ученице прямыми стежками. Нельзя навязывать школьнику тот или иной уровень сложности, но тактично посоветовать, помочь сделать адекватный выбор – обязанность педагога. Наблюдения за обучающимися показывают, что знания будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом. Умение преподнести любой трудный материал доступно и наглядно. Сосредоточить внимание обучающихся на главном, настроить каждого на самостоятельный труд – вот характерные особенности уроков. Материал каждого урока должен быть использован для развития мыслительной деятельности обучающихся. Должна продумываться каждая деталь занятия, чтобы все заставляло обучающихся мыслить.Используемая литература:
  • Бай О. А., Александров В. И., Салихов И. И., Шайдуров В. И. «Направления, пути и способы активации познавательной деятельности обучающихся» // Современная наука: диалог естественно-научной и социально-гуманитарной субкультур : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 октября 2020г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. URL:
  • Горбунова А.И. Методы и приёмы активизации мыслительной деятельности обучающихся.: М.: Просвещение, 2009. - 350с.
  • Замов Л.В. Наглядность и активизация обучающихся в обучении.: Ростов-на-Дону.: Легион, 2008. - 210с.