Публикации Разработка тренингового занятия: "Что такое конфликт? Способы его решения."

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка тренингового занятия: "Что такое конфликт? Способы его решения."
Автор: Лыскова Надежда Михайловна

Разработка урока по психологии в 7 классеТема: «Что такое конфликт? Способы разрешения конфликта».Цель: способствовать формированию у участников тренинга навыков конструктивного решения конфликтов.Задачи:1. Показать альтернативные варианты поведения в конфликте;2. Создать учащимися условия для рефлексии собственных стилей поведения в конфликте.Оборудование: мультимедийный проектор (занятие сопровождается показом презентации), карточки с ситуациями.Ход занятия:
  • Организационный момент.
  • Приветствие. Упражнение - «Я сегодня вот такой». Ребята занимают места в тренинговом круге. У ведущего в руках не большая мягкая игрушка. Он озвучивает детям правило упражнения: «Ребята, передаём по кругу игрушку, при этом характеризуете своё сегодняшнее настроение и состояние. Например: «Я сегодня вот такой: у меня хорошее настроение, но я немного встревожен».Итог упражнения: итак, сегодня в основном у всех хорошее настроение, и вы настроены на учебный процесс положительно… и другие варианты.Педагог: что вы не знаете о конфликтах? Как вы думаете, что является важным в конфликте? Ответы учащихся.Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов. Притча «Мудрецы и слон». Давным - давно в маленьком городе жили - были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? «Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его». – «Хорошая идея, - сказали другие, - тогда мы будем знать, какой он- слон». Итак, шесть человек пошли изучать слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед - назад. «Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он. «Вы оба не правы, - сказал третий,- он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», - воскликнул четвертый. «Нет, нет, - закричал пятый, - слон как высокая стена!». Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хвост. «Вы все не правы, - сказал он, - слон похож на змею». «Нет на веревку!» - «Змея!» - «Стена!» - «Вы ошибаетесь!» - «Я прав!». Шестеро слепых кричало друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон. Вопросы для учащихся: почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон?Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.Были ли мудрецы на самом деле мудрыми?Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон? Наличие другой стороны.-Не секрет, что конфликт всегда вызывает неприятные эмоции у конфликтующих. Как вы думаете, какие последствия могут быть у конфликта? (ответы учащихся).-Вы правы у конфликта может быть множество отрицательных последствий, итог конфликтов зачастую непредсказуем. -Но многих конфликтов можно избежать, если вы научитесь контролировать свои эмоции и прислушиваться к мнению других.2. Основная часть-Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с понятием конфликт, а также рассмотрим ситуации, которые смогут помочь в разрешении конфликта. Для этого предлагаю вам выполнить следующее упражнение.Упражнение «Встреча на мостике». Двое участников становятся на проведенной на полу линии друг к другу на расстоянии около 3-х метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Представьте себе, что вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за его пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. (В упражнении принимают участие 2-3 пары учащихся. Для каждой пары дается определенная установка поведения «на мосту»:1 пара – договориться, как пройти мост;2 пара – бороться до последнего, не уступать дорогу другому участнику;3 пара – один из участников избегает столкновения, уходит обратно, уступает дорогу другому.Учащиеся наблюдают за поведением участников упражнения по схеме:-Кто оказался в выигрыше при решении ситуации?-Было ли решения ситуации эффективным?-Какие эмоции испытывал каждый из участников ситуации?Обсуждение упражнения: проходит поэтапно для каждой пары согласно алгоритму наблюдения решения ситуации.- Как вы думаете можно ли определить данную ситуацию как конфликтную? – почему?Дополнительные вопросы к алгоритму анализа: -Что происходило с участниками пары один?- Как они разрешили данную ситуацию? -Как вы думаете, как можно назвать данную тактику (стратегию) поведения в конфликтной ситуации? так для каждой пары).Вывод:- Мы видим, что в одной и той же ситуации происходит выбор различных стратегий поведения. Как вы думаете, можно было бы данную ситуацию решить по-другому?- Мы определили, что каждый человек действует в конфликтной ситуации по-разному, в психологии это определяется как стратегии поведения в конфликте. Предлагаю Вам рассмотреть стратегии поведения в конфликте (презентация по теме).Информационный блок – описание стилей поведения в конфликте.Соревнование: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Такая тактика оправданна, когда решается действительно что-то важное и значительное и любая уступка серьезно затрагивает твое достоинство и достоинство твоих близких, подвергает риску твое благополучие, здоровье. Постоянная приверженность данной тактике может обеспечить тебе репутацию скандалиста и неприятного человека.Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. Ты можешь возразить: с какой стати я должен уступать? Но в ряде случаев такой вариант поведения наиболее правильный. Например, твоя мама терпеть не может рок-музыку и считает ее кошмарной. Стоит ли пытаться переубедить ее и конфликтовать? Зачем заставлять нервничать дорогого, любящего тебя человека? Попробуй уступить, включая музыку тогда, когда мамы нет дома.Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Так, ты договариваешься с родителями, что можешь приходить домой вечером на час позже при условии, что заранее готовишь домашнее задание, прибираешься в комнате и т.д. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств. Ведь нарушение договоренности — само по себе повод для возникновения конфликта, договориться в котором будет уже значительно сложнее, потому что потеряно доверие.Избегание: для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.Ты делаешь вид, что никаких разногласий не существует, все замечательно. Такая тактика требует порой недюжинной выдержки. Однако ею (тактикой) можно воспользоваться в том случае, если предмет спора не имеет для тебя особого значения (вряд ли стоит доводить дело до конфликта, если твой друг утверждает, что Стивен Сигал — актер всех времен и народов, а тебе он не так уж и нравится). Но постоянно использовать эту тактику избегания не стоит. Во-первых, это немалая нагрузка для психоэмоционального состояния: попытка загонять эмоции внутрь может негативно отразиться на здоровье. Во-вторых, если делать вид, что все прекрасно, то конфликтная ситуация сохраняется на неопределенный срок.Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Ты рассматриваешь своего соперника как помощника в решении возникшей проблемы, пытаешься встать на точку зрения другого, понять, как и почему он не согласен с тобой, извлечь максимальную пользу из его возражений.Упражнения. Упражнение «Конфликт» Разрешение конфликтных ситуаций с точки зрения различных стратегий поведения. Деление учащихся на подгруппы по 3 человека, каждой из которой дается ситуация. Необходимо продумать решение ситуации.Ситуация 1. Родители отправляют тебя в магазин за картошкой, а ты хочешь играть в компьютерные игры.Ситуация 2. У твоего друга серьезные проблемы с математикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание. И ты разрешаешь ему списывать. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она вызвала тебя и сказала, что если еще раз ты дашь списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности.Ситуация3. Родители считают, что ты много времени проводишь за компьютером и поэтому поздно ложишься спать. Они запретили тебе заниматься за компьютером и даже стали забирать, уходя из дома, сетевой шнур. Тебя это не устраивает.Ответы учащихся.Обсуждение каждой ситуации по схеме:Кто оказался в выигрыше при решении ситуации?Был ли их выбор разрешения конфликтной ситуации эффективным?Как вы думаете, какая была выбрана стратегия поведения решения данной ситуации?Упражнение «Праздничный пирог»Данное упражнение позволит, определить вашу стратегию поведения в конфликтной ситуации. -Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Вы именинник и как поэтому себя поведете?Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:1.Откажетесь разрезать, попросите кого-нибудь из го­стей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание.)2.Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой ку­сок - не важно, себе - лучший. (Конкуренция.)3.Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, ка­кой достанется. (Приспособление.)4.Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество.)5.Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть онвесь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки выбы съели. (Компромисс.)Выбрали? Давайте разберем каждую стратегию.На доске во время рассказа психолога появляются слайды стратегий поведения в конфликтах, их характеристикой.3. Подведение итогов занятия, рефлексияРабота в тренинговом кругеЧто нового узнали сегодня на занятии? Какие новые стратегии поведения в конфликте вы узнали? Что может быть вы хотели узнать на следующих занятиях?Прощание. «Хочу сказать тебе сегодня -СПАСИБО за сотрудничество, умение находить компромисс…»