Публикации
Рабочая программа по элективному курсу «Основы читательской грамотности» для учащихся 8 класса
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по элективному курсу «Основы читательской грамотности» для учащихся 8 класса
Автор: Калина Виктория Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по элективному курсу «Основы читательской грамотности» для учащихся 8 класса
Автор: Калина Виктория Геннадьевна
Рабочая программа по элективному курсу «Основы читательской грамотности» для учащихся 8 классаПояснительная запискаПрограмма «Читательская грамотность» рассчитана для обучающихся 8 класса. Программа составляет 17 часов в год, 0,5 ч. в неделю.Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA«читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией.Цель программы: создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена.Задачи:- инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;- содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умениякак поискинформациии понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации; - поддерживать читательскую активность школьников через включение в различныеформысоциальногоиучебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы;- осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем; - создавать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.Планируемые результаты изучения программы элективного курсаСодержание элективного курса«Читательскаяграмотность»обеспечиваетреализациюследующих личностных, метапредметных и предметных результатов:Личностными результатами являются:- готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме;- способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены;- познавательный интерес к различной информации; - читательский интерес.Метапредметными результатами обучающихся являются:- способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач;- умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.Учитывая специфику курса «Читательская грамотность», предметные результаты его изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования.Предметными результатами обучающихся являются:- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:-определятьпризнакитекста,тему,основнуюмысль,идеютекста, авторскую позицию;-выбиратьизтекстаилипридуматьзаголовок,соответствующий содержанию и общему смыслу текста;-формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;-подбирать аргументы, формулировать выводы;-составлять разные виды планов;-объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;-сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:− определять назначение разных видов текстов;− ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;− различать темы и подтемы специального текста;− выделять не только главную, но и избыточную информацию;− прогнозировать последовательность изложения идей текста;− сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;− выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;−формироватьнаосноветекстасистемуаргументов(доводов)для обоснования определённой позиции;− понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.- структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;− сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;− обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;− делать выводы из сформулированных посылок;− выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.- выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). - откликаться на содержание текста:− связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;−оцениватьутверждения,сделанныевтексте,исходяизсвоих представлений о мире;− находить доводы в защиту своей точки зрения;- откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).- критически относиться к рекламной информации;- находить способы проверки противоречивой информации;- определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.Коммуникативные универсальные учебные действия:формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения; договариватьсяиприходитькобщемурешениювсовместной деятельности. Такойподходпозволяетреализовыватьтребованияфедерального государственного образовательного стандарта общего образования.СОДЕРЖАНИЕРаздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловойстиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).Раздел «Работа с текстом: оценка информации» - 9чОценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.Тематическое планирование