Публикации
Словообразование глаголов
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Словообразование глаголов
Автор: Останина Мария Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Словообразование глаголов
Автор: Останина Мария Александровна
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Словообразование глаголов»Ход урокаУчащийся: Что за диво,Что за чудо!Зима лес посеребрила. Серебристый клён стоит,Серебряный ковёр лежит.Под ногами серебро.Всё вокруг украшено!-Какие однокоренные слова вы увидели и услышали?(Посеребрила, серебристый, серебряный, серебро)-Запишите из этих сначала существительное, затем прилагательное и глагол.-Что у нас получилось?(Серебро, серебристый, серебряный, посеребрила)-Давайте вместе попробуем объяснить лексическое значение каждого слова.(1) Серебро – драгоценный металл серовато-белого цвета.2) Серебряный – сделанный из серебра.3) Серебристый – блестяще-белый, с серебряным блеском.4) Посеребрила – покрывать тонким слоем серебра)-Возьмите в руки простой карандаш. Давайте сейчас разберём по составу слово серебро.(Окончание –о, основа - серебр-, корень - -серебр-.)-Можете назвать способ образования данного существительного?-Посмотрите на прилагательные: каким способом они образованы?(Прилагательные образованы суффиксальным способом) -Давайте карандашом выделим суффиксы, с помощью которых они образуются.-А какое слово ещё у нас записано? Какой частью речи оно является?-Докажите что это глагол.-Ребята, мы сейчас разобрали по составу существительное, выяснили, каким способом оно и прилагательные образованы. Но ничего не сказали о последнем слове.-Как вы думаете, а о чём мы будем говорить сегодня на уроке?(Мы будем изучать способы образования глаголов)-Прежде чем говорить о том, каким способом образован глагол посеребрила, давайте познакомимся с основными способами образования глаголов.Карточка№1Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, допеть, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать.Задание 1. У вас на столах лежат карточки со словами. У каждой группы будет своя задача:1 группа - выписывает глаголы обозначающие начало действия;2 группа – окончание действия;3 группа - неполное действие.Проверка:запеть, побежать, полететь; допеть, отцвести, отшуметь, дочитать; приоткрыть, привстать, приболеть.-Каким способом образованы эти глаголы? (приставочным)Карточка№2Утюжить – Обедать – Краснеть - Белеть – Беседовать – Княжить – Ночевать – Занавесить – Светлеть - Задание: рядом с каждым словом вы должны будете написать слово, от которого образовано данное на ваших листочках слово и выделить морфему, с помощью которой оно образовано. Проверка:Утюжить – суффиксальный способ образования, -и-;Обедать – суффикс -а-;Краснеть - суффикс -е- ; Белеть – суффикс –е-;Беседовать – суф.-ова-;Княжить – суф. –и-;Ночевать – суф.-ева-;Занавесить – суф.-и-.Светлеть – суф.-е--Так от каких частей речи образуются глаголы? (От сущ., прил.) ФизминуткаОпределить способ образования названного слова. Если это суффиксальный – хлопаем, если приставочный – топаем.Бежать (суф), слепнуть (суф.), залететь (прист), прочитать (прист.), беседовать (суф.), запеть (прист.), переплыть (прист.), лентяйничать (суф.), отпрыгнуть (прист.), пустовать (суф.), внести (прист.), солить (суф.).-Вернёмся к слову посеребрила. -Перед вами двое пятиклассников и они никак не могут решить, а каким же способом тогда образовано наше с вами слово посеребрила.Витя утверждает, что глагол посеребрила образован приставочным способом от глагола серебрить, а Валя утверждает, что глагол посеребрила образован приставочно-суффиксальным способом от существительного серебро.-Кто из них прав? Как вы считаете?(оба правы)-Вывод: О приставочном способе мы уже говорили. А вот с помощью приставок и суффиксов глаголы образуются от разных частей речи - от существительных, от прилагательных, от местоимений и числительных СЛАЙД (5)Задание у доски и в тетради: разобрать по составу глаголы. И устно назвать способ образования. (Глаголы записаны на доске. Ребята выходят поочереди и выделяют все морфемы)Перелететь, разорвать, выпросить, поужинать (прист.), желтеть (суф.), пустовать (суф.) – пустой, выпрямить (прист.-суф) – прямой, краснеть (суф.) – красный, толпиться (суф.)- толпа, затенить (прист.суф) – тень.-Сейчас я предлагаю каждому из вас проявить свою смекалку. Поиграем в игру «Составь слово». СЛАЙД (8)Каждому из вас сейчас предстоит образовать новое слово. Но чтобы это сделать необходимо внимательно читать задание. Работаем в тетрадях молча. Сразу всё выполнять не нужно. Кто первый образует первое слово и запишет его в тетрадь, поднимет руку и даёт готовый ответ.Упражнение 290. Произведите от глаголов читать, писать, спать, есть, пить, гулять, звонить глаголы: а) с помощью приставок; б) с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса -ся (- сь).Объясните значение образованных вами глаголов.Карточка№1Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, допеть, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать.Карточка№1Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, допеть, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать.Карточка№1Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, допеть, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать.Карточка№1Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, допеть, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать.Карточка№1Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, допеть, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать.Карточка№1Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, допеть, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать.Карточка№1Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, допеть, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать.Карточка№1Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, допеть, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать.Карточка№1Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, допеть, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать.Карточка№1Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, допеть, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать.Упражнение 290. Произведите от глаголов читать, писать, спать, есть, пить, гулять, звонить глаголы: а) с помощью приставок; б) с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса -ся (- сь).Объясните значение образованных вами глаголов.Упражнение 290. Произведите от глаголов читать, писать, спать, есть, пить, гулять, звонить глаголы: а) с помощью приставок; б) с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса -ся (- сь).Объясните значение образованных вами глаголов.Упражнение 290. Произведите от глаголов читать, писать, спать, есть, пить, гулять, звонить глаголы: а) с помощью приставок; б) с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса -ся (- сь).Объясните значение образованных вами глаголов.Упражнение 290. Произведите от глаголов читать, писать, спать, есть, пить, гулять, звонить глаголы: а) с помощью приставок; б) с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса -ся (- сь).Объясните значение образованных вами глаголов.Упражнение 290. Произведите от глаголов читать, писать, спать, есть, пить, гулять, звонить глаголы: а) с помощью приставок; б) с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса -ся (- сь).Объясните значение образованных вами глаголов.Упражнение 290. Произведите от глаголов читать, писать, спать, есть, пить, гулять, звонить глаголы: а) с помощью приставок; б) с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса -ся (- сь).Объясните значение образованных вами глаголов.Упражнение 290. Произведите от глаголов читать, писать, спать, есть, пить, гулять, звонить глаголы: а) с помощью приставок; б) с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса -ся (- сь).Объясните значение образованных вами глаголов.Упражнение 290. Произведите от глаголов читать, писать, спать, есть, пить, гулять, звонить глаголы: а) с помощью приставок; б) с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса -ся (- сь).Объясните значение образованных вами глаголов.Упражнение 290. Произведите от глаголов читать, писать, спать, есть, пить, гулять, звонить глаголы: а) с помощью приставок; б) с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса -ся (- сь).Объясните значение образованных вами глаголов.Упражнение 290. Произведите от глаголов читать, писать, спать, есть, пить, гулять, звонить глаголы: а) с помощью приставок; б) с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса -ся (- сь).Объясните значение образованных вами глаголов.Упражнение 290. Произведите от глаголов читать, писать, спать, есть, пить, гулять, звонить глаголы: а) с помощью приставок; б) с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса -ся (- сь).Объясните значение образованных вами глаголов.Упражнение 290. Произведите от глаголов читать, писать, спать, есть, пить, гулять, звонить глаголы: а) с помощью приставок; б) с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса -ся (- сь).Объясните значение образованных вами глаголов.Упражнение 290. Произведите от глаголов читать, писать, спать, есть, пить, гулять, звонить глаголы: а) с помощью приставок; б) с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса -ся (- сь).Объясните значение образованных вами глаголов.