Публикации Методы и приемы по формированию гражданственности и патриотизма через театральную деятельность.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методы и приемы по формированию гражданственности и патриотизма через театральную деятельность.
Автор: Хурматуллина Альбина Автаховна

Хурматуллина А.А.,педагог дополнительного образования МАУДО «Дом детства и юношества»г. Златоуст, Челябинская областьМетоды и приемы по формированию гражданственности и патриотизма через театральную деятельность.Аннотация: в статье рассматривается современные приемы и методы по формированию гражданственности и патриотизма в условиях театрального объединения. Автор делится опытом работы в данном направлении.Ключевые слова: театральное творчество, патриотизм, гражданственность.Методы и приемы по формированию гражданственности и патриотизма через театральную деятельность. Театральное творчество — это удивительный вход в мир искусства! Дети, через образы и истории, о которых рассказывается в театральных постановках, погружаются в историю и культуру своей страны, что помогает формированию патриотических чувств, гражданской ответственности и уважения к национальным традициям. Занятие в театральном объединении располагает большими возможностями для формирования патриотизма у подростков, помогает затронуть чувственные и эмоциональные переживания. Большое значение для воспитанников имеет тема героического прошлого России. Пережитые на эмоциональном уровне факты военной истории своей страны по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие», «Завтра была война»(спектакли из репертуара театрального объединения «Дебют») представленные в театрализованных постановках, рождают чувство гордости и своей сопричастности к истории Родины, в полной мере служат целям воспитания гражданина и патриота. Перед тем, как приступить к работе над темой Великой Отечественной войны, очень важна подготовительная работа: введение в тему, читка за столом, обсуждение образов и характеров. Именно так у воспитанников формируется патриотизм, закладывается фундамент нравственности, усваиваются моральные нормы, формируются глубокие чувства. При сравнивании себя с героями сценарного материала, происходит глубокий социально-психологический механизм воздействия театрального творчества на личность. Следствием является рождение у ребят новых чувств, подобных чувствам героев, и воспитание новых ценностных ориентиров. Одной из тем последних постановок, направленных на патриотическое воспитание детей, подростков и молодежи, проводимых в театральном объединении «Дебют» МАУДО «ДДИЮ», стала тема, посвящённая Великой Отечественной войне, приуроченная к Всероссийской акции «Георгиевская ленточка» и к годовщине Победы - литературно-музыкальный этюд «Поэтический привал». Сценарий был разработан с учетом возрастных особенностей всех обучающихся (7 - 9 класс). В качестве художественного материала были использованы стихотворения советских поэтов о том, что на войне каждая вещь – это повесть, это символ, это судьба. И самое главное: что большая ошибка считать, что вещи бессловесны. Они о многом знают, о многом помнят, о многом нам говорят. Форма мероприятия: литературно-музыкальная композиция, также выбрана не случайно. Текст композиции очень гармоничен и актуален. Выразительность театрального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям, подросткам почувствовать атмосферу реальных событий, формируют его сознание гражданина и патриота. Просто и гармонично были решены мизансцены и декорации. С целью более полного воспроизведения событий Великой Отечественной войны на сцене был развернута мини выставка экспонатов - шинель, кружка, пуля, солдатская каска и др. Следующим этапом работы в воспитании гражданственности и патриотизма является использование театра при ознакомлении воспитанников с образом малой Родины. В этом смысле большое воспитательное значение несут праздники краеведческого направления, связанные с историей родного края. Интересной стала литературно-музыкальная композиция «История Златоуста в лицах»1 Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народных обрядовых действах. С народными традициями связано проведение праздников «Проводы масленицы». Праздники представляют собой действительно интересное, веселое действо, несут неповторимый дух народных традиций. Народные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят воспитанников с обычаями и бытом своего народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Они вызывают интерес детей, приносят им радость, создают хорошее настроение, снимают чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивают эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского народного фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Посредством народного фольклора воспитанники знакомят зрителя с жизнью и бытом своего народа, с лучшими образцами народного творчества. Таким образом, приобщая детей к культурному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.Использованная литература:1. «Воспитываем патриота и гражданина» Н.Ю.Кадашникова. Волгоград: Учитель, 2009г. - 221с.2. «Военно-патриотическое воспитание детей и подростков» Н.К.Беспятова, Д.Е. Яковлев. Москва: Айрис-прес, 2006г. -192с.3. «Гражданско-патриотическое воспитание» И. А. Тисленкова, Волгоград: Учитель 2006г.-172с.5. «Мир школьных праздников» Е. В. Савченко, О. Е. Жиренко. 2-е изд. Москва «5 за знание», 2005г.-183с.