Публикации Развитие буквенного гнозиса у младших школьников с дисграфией.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие буквенного гнозиса у младших школьников с дисграфией.
Автор: Карлова Ульяна Александровна

Развитие буквенного гнозиса у младших школьников с дисграфией.У школьников с дисграфией наблюдаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оптических образов букв.Буквенный гнозис – способность распознавать символические знаки (буквы, цифры). Буквенный гнозис, узнавание и написание букв являются наиболее высокой формой развития пространственного восприятия, слухо-зрительно-моторных координаций, тонкой пальцевой моторики. Достаточный уровень сформированности буквенного гнозиса лежит в основе школьных навыков письма и чтения.Оптическая дисграфия и дислексия заключается в неузнавании букв как обобщённых графических знаков соответствующих фонем, т.е. буквы не осознаются как графемы.  Ребёнок может видеть, списывать буквы, но не узнаёт их, т.е. не соотносит их с определенными звуками. Основной причиной этого является неточное, нечёткое восприятие букв, неустойчивость представлений о них. Оптическая дисграфия в чистом виде встречается редко, но ее элементы часто сочетаются с другими формами. Чаще всего она является одной из составляющих сложной дисграфии.Обучение ребёнка букве идет по направлению от звука к букве, то есть сначала ребёнка знакомят с определённым звуком, учат правильно его произносить, дифференцировать на слух и в произношении, и только потом знакомят с буквой, которой обозначается этот звук на письме. Иначе говоря, необходимо связать фонетический образ звука с графическим образом.Каждая буква должна быть тщательно и всесторонне изучена, что предполагает:
  • восприятие общей формы буквы;
  • изучение состава буквы (её элементов и их расположения);
  • сравнение буквы с другими уже знакомыми детям графемами.
  • Игры и упражнения для формирования буквенного гнозиса.Моделирование букв:
  • Выложить букву из спичек, счётных палочек, конструктора, пуговиц, камешков, мозаики и других мелких предметов.
  • Слепить букву из пластилина, солёного теста.
  • Сделать букву из проволоки.
  • Выложить букву с помощью верёвочки на бархатной бумаге – «ниткография».
  • Изобразить букву при помощи резиночек на математическом планшете.
  • «На что похожа?» Полезно сравнивать букву с каким-то предметом. Для этого задаю вопрос «На что похожа буква М?» И сразу начинают включаться мыслительные центры. Можно увидеть, качели, ушки кота, половину бантика, клюв птицы.Упражнения «Стань буквой», «Пальчиковая азбука» - зрительно-пространственный образ буквы, созданный с помощью тела или пальцев рук. Использую как динамическую паузу и сочетаю со стихотворениями, которые дают целостное описание зрительного образа буквы или способствуют развитию фонематического восприятия.Использую различные упражнения на нахождение букв «Зашумленные буквы», «Найди букву» - нахождение букв на сюжетной картинке, «Кольчуга» - в древних кольчугах потемнели колечки и проступили буквы. Назови их. «Раскрась фрагменты с буквой …», «Раскрась только букву», «Найди все спрятавшиеся буквы» и т.п.Упражнения на развитие пространственного мышления: «Половинки» - дорисуй буквы, «Какая буква в окошке», «Разрезные буквы», «Вылечи букву» - можно проводить не только на бумаге, но и на песке или доске.Еще одно интересное упражнение, развивающее пространственное мышление «Сложи фигуру из семи палочек» - палочки сложены в виде цифры 8, затем предлагаются задания:
  • убери одну палочку так, чтобы получились буквы Б, О;
  • убери две палочки так, чтобы получились буквы Е, П, Н; Ь, У, Р;
  • убери три палочки так, чтобы получились буквы С, Ч;
  • убери четыре палочки так, чтобы получилась буква Г;
  • переложи две палочки так, чтобы получилась буква Ы.
  • «Узор из букв» - ведущий берет лист бумаги и складывает его вчетверо. Потом рисует на нем любую букву так, чтобы она занимала всё пространство и боками «упиралась» в края четвертинки. Линии обязательно толстые, не меньше одного сантиметра. После этого ведущий вырезает букву, а затем — разворачивает лист. Задача остальных игроков — отгадать, из какой буквы получился узор. Чтобы проверить свое предположение, тот, кто отгадывает, должен сложить узор вчетверо и убедиться, что дал верный ответ. Предлагаю детям задания со словами: «Разнобуквица – составить слово из букв разного размера или шрифта, «Прочитай слова», «Распутай слово», «Собери пирамидки» и т.п.Все эти виды упражнений преследуют одну и ту же цель: привлечь внимание ребёнка к особенностям начертания букв, к имеющимся в них сходствам и различиям и тем самым помочь ему усвоить правильное их написание. Таким образом, развитие зрительного гнозиса, пространственных представлений и их речевых обозначений способствует запоминанию образа букв.Литература.1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2007.2. Коррекция нарушений письменной речи: учебно- методической пособие/ Под ред. Н.Н. Яковлевой. СПб, 2004год3. Корнев А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи, 2006.4. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Методическое пособие для учителя-логопеда. М., 2001.5. Новиковская О.А. Пальчиковая азбука. – М., 2009.6. Новиковская О.А. Программа развития и обучения дошкольника. Найди букву. Профилактика дисграфии. – СПб., 2001 год7. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. – М., 1997.8. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб., 2004.9. Розова, Коробченко: Стань буквой! Динамические паузы при обучении грамматике дошкольников и младших школьников. – М., 2017.10. Садовникова И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтенияи письма: пособие для логопедов, учителей, психологов. М., 2005.