Публикации
ПРОЕКТ «Ментальные карты как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОЕКТ «Ментальные карты как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Гулина Людмила Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОЕКТ «Ментальные карты как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Гулина Людмила Михайловна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №6 «Рябинка»ПРОЕКТ«Ментальные карты как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста» Автор: Гулина Людмила Михайловна, воспитатель1 квалификационной категории Паспорт проекта1. Обоснование проекта.1.1 Актуальность. Реализация ФГОС и ФОП ДО влечёт необходимость обновления содержания образования и повышения качества дошкольного образования. Маленький ребёнок по сути своей - неутомимый исследователь окружающего мира. Он всё хочет знать, ему всё интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного ребёнок увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Познавательное развитие по ФОП ДО предполагает, вовлечение ребёнка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу ребёнка, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание. Деятельность, какой бы она не была, является важной составляющей для гармоничного развития ребёнка. Ведь в процессе ребёнок познаёт окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребёнок приобретает определённые знания и овладевает конкретными навыками. В связи с этим появляются новые методы, технологии развития способностей детей. Ментальная карта – это уникальный и простой метод запоминания, систематизации информации и развития познавательных способностей дошкольников. Карта помогает детям выстраивать последовательность отдельных элементов в рамках одной темы, запомнить, провести логические цепочки между событиями, явлениями природы или предметами и людьми. Главное систематизировать знания. При обсуждении и создании карты легко определить уровень знаний детей по выбранной теме проекта. И если на первом этапе карта отражает только то, что дети знают, то на последнем этапе четко видно, что дети еще узнали, какой материал освоили в рамках выбранной темы. Метод ментальных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. 1.2. ГипотезаЕсли создать необходимые условия в ДОУ для приобщения старших дошкольников к составлению ментальных карт, то дети будут вовлечены в этот процесс, в ходе которого сформируется познавательный интерес к приобретению и систематизации знаний.2. Цели и задачи2.1. Цель.Развитие у детей познавательного интереса путём создания системы работы по внедрению в воспитательно-образовательный процесс метода ментальных карт.2.2. Задачи.Для детей: 1.Развивать умение детей видеть «необычное в обыденном» и находить нестандартные решения. 2.Повысить мотивацию детей к творческой деятельности и уровень творческой активности при помощи составления ментальных карт. 3.Формировать умение применять на практике собственный опыт и знания. 4.Развивать воображение и фантазию, способствовать стремлению к открытию нового, неизведанного. 5.Формировать у детей способность принимать нравственные нормы и правила работы в команде. 6.Формировать умения рассуждать, делать умозаключения, строить причинно – следственные связи. 7.Развивать связную речь.Для родителей:1. Помочь родителям осознать педагогическую ценность использования метода ментальных карт как средства познавательного развития детей 5-6 лет.2. Расширить поле позитивного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.3. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества. 3. Этапы проекта:Организационно-подготовительный Практический Заключительный 1 этап - Организационно-подготовительный(Сентябрь)1. Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. 2. Определение цели и задач проекта.3. Изучение литературы по данной проблеме.4. Проведение мониторинга детского развития. 5. Подбор наглядного, иллюстративного материала, пособий, игр, заданий; методической, справочной и детской художественной литературы.6. Планирование мероприятий в рамках реализации проекта. 7. Информация для родителей о предстоящей деятельности.2 этап – Практический(Октябрь - Апрель)1. Организация работы с воспитанниками по теме проекта. 2. Практическое осуществление деятельности в рамках плана реализации проекта.3. Подведение и анализ промежуточных результатов. 4. Осуществление корректировки плана реализации проекта.3 этап – Заключительный(Май)1. Мониторинг детского развития.2. Итоговая выставка фотографий ментальных карт.3. Итоговое мероприятие - викторина «Знатоки окружающего мира».4. Презентация итогов проекта. 5. Семинар-практикум с педагогами по применению в практической работе ментальных карт. 4. Принципы реализации проектаДидактической основой организации работы по проекту является следующая система принципов: Системности (применение различных форм работы по проекту системно). Интеграции (интеграция разных видов образовательных областей: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное, речевое развитие).Цикличности (постепенное усложнение заданий).Психологической комфортности (ситуация успеха).5. Условия и ресурсное обеспечение проекта6. Формы реализации проекта.6. Механизм реализации проектаРеализация проекта предполагает наличие следующих психолого-педагогических условий:- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, т. е. создание таких ситуаций, когда каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; - обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний; - ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности;- вовлечение семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка.Эффективность проекта зависит и от организации образовательной деятельности, проводимой с применением следующих методов: 7. Ожидаемые результатыДля детей.Формирование предпосылок для познавательного развития, самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.Развитие творческих способностей детей, мышления, коммуникативных навыков.Систематизация полученных знаний.Расширение кругозора. Активизация речевой деятельности.Для родителей.Заинтересованность родителей в помощи детям самоопределиться в построении взаимоотношений с окружающим их миром. Повышение компетентности родителей по вопросам построения и использования ментальных карт. Привлечение семьи к участию в воспитательно-образовательном процессе на основе педагогического сотрудничества. Для воспитателей. Активное тесное взаимодействие в процессе работы по реализации проекта.Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы.Пополнение методического, дидактического материала. Повышение теоретического уровня и профессионализма по вопросам познавательного развития дошкольников, эффективности использования метода ментальных карт. Внедрение в воспитательно-образовательную деятельность современных образовательных технологий. Выявление новых форм работы с детьми и родителями. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАкименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — №7. Бьюзен Т. Супермышление / Пер. с англ. П.А. Самсонова. — М.: ООО «Попурри», 2019. Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду // Дошкольная педагогика. – 2016. — №10. Луговская Е.П. Использование современной образовательной технологии «Интеллектуальная карта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Сборник конспектов образовательной деятельности.- Анапа, 2019. Ментальные карты в дошкольном образовании//Сборник материалов.- а. Хакуринохабль, 2018. Романичева Е.С. Ментальные карты, или интеллект-карты// Литература в школе. — 2015. — №8.